Протоиерей Александр Зелененко
У православного христианина ценности, мировоззрение и жизнь должны быть выстроены Христоцентрично, церковно и иерархично. Ведь наша вера и жизнь, не есть нечто аморфное и размытое, а напротив, в ней все должно быть упорядочено, чинно и гармонично.
Православие дает нам строгую иерархию ценностей, которую всегда нужно иметь в виду, рассуждая о христианской жизни и личностном становлении христианина.
Очень важно для становления личности христианина иметь правильно выстроенные ценностные приоритеты, которые должны стоять на своих местах. Если эти ценностные акценты смещаются, если нарушается иерархия христианских ценностей, то покривляется весь строй нашей веры, духовной жизни и мы оказываемся в опасности лишиться ее спасительных плодов.
В христианской жизни есть вещи главные, а есть второстепенные. Второстепенные — не значит ненужные, отменяемые, несущественные; а значит, что всё должно стоять на своем месте, в свое время и в правильном порядке. «Всё (у вас) должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14: 40), говорит Апостол. Этот чин установлен в Церкви.
Так, самое главное, самое важное в Христианстве — это Сам Христос Спаситель, Его Божественная Личность. Он есть главное основание, начало, путь, цель, смысл, содержание и основное средство духовной жизни.
Христоцентричность говорит нам о необходимости сообразования (согласия) всей своей жизни и деятельности со Христом: на Него ровняться, Ему уподобляться, к Нему устремляться (подобно дереву к солнцу); чтобы Он был в центре нашего внимания, сознания, жизни души, молитвенно-сердечного обращения к Нему, с поиском Его благой воли и непрестанного стремления к богоугождению, Богопрославлению и благодарению Его. Христоцентричность противоположна эгоцентризму, культивируемому светской педагогикой и нецерковной жизнью. Эгоцентризм ведет к погибели, плоды его известны. «Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:19-20). Так, «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал. 5:17). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22).
Господь наш Иисус Христос, как Спаситель людей, есть центр, на Котором зиждется и к Которому все возвращается в нашей жизни. На Нём, как на незыблемом камне, стоит наша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни. Потому и сказал Он: …без Меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Он открыл в Своём Лице средоточие беспредельного единения Бога с человеком, сказав: «Я – Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне…» (Ин. 15:4). И вместе с тем, Он дал в Своём Лице опору для всего последующего процесса возрастания в меру Божественного совершенства, до тех пор, пока, по слову Апостола, не будет Бог все во всем (1-Кор. 15:28).
Священное Писание говорит: «Все и во всем Христос» (Кол.3:11). «Все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36). «Христос Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр.1:10) всего, что было, есть и будет. «Он есть, прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16,17). «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). «В Нём сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3). А Сам Он говорит: «… без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).
Он, и наше личное с Ним взаимное, живое, непрестанное общение должно быть первостепенным и самым ценным. Следовательно, наша христианская жизнь выстраивается иерархически, в той последовательности, в которой осуществляется это наше общение со Христом, в том порядке, в том чине, каким мы приближаемся к Богу, соединяемся с Ним, Его Церковью земною и Небесною.
Церковность, есть одно из важнейших качеств православной веры, жизни и педагогики, проявляющаяся в том, что человек по вере и церковному благочинию устрояет всю свою жизнь, а главными формами общения с Богом полагает церковную молитву и таинства Святой Церкви. Таким образом, вся жизнь человека проходит в лоне святой Церкви, в живом интенсивном ритме годового богослужебного круга, в ее благодатном духе, чине и строе. Поэтому для православных христиан должно быть ясным понятие о Церкви, ее создании, устроении, историческом бытии, назначении, значимости в педагогическом деле и Божественном домостроительстве нашего спасения.
Сообразование (приведение в согласие) своей жизни с Церковью должно происходить в процессе христианского воспитания и самовоспитания (совершенствования) всю земную жизнь.
Религиозность и духовная жизнь в отрыве от Церкви, церковного уклада и характера - поверхностна и атрибутивна, она не оказывает благотворного действия на личность, приводит к испорченности нравов. О таких людях апостол Павел предупреждал апостола Тимофея, как «имеющих вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим 3:5).
В целостном становлении личности христианина можно условно выделить ряд жизненных областей, расположив их в иерархическом порядке.
1. Богослужебно–литургическая область
"Чудная, величественная, божественная на земле служба литургия" /Св. прав. Иоанн Кронштадтский/
Богослужебно–литургическая область играет важнейшую роль в становлении личности христианина, занимает высшее и центральное место, при регулярном участии в богослужении, Божественной Литургии (Евхаристии), Таинствах Исповеди и Святого Причащения.
За каждой Божественной Литургией христианин вновь и вновь переживает главные события земной жизни Христа Спасителя. И особенно Его жертвенный подвиг крестных страданий, принятых ради нашего спасения, а затем как участник «тайной вечери» и бескровной жертвы, причащается Святых Христовых Тайн.
В причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве облагодатствуемся и соединяемся со Христом, становясь причастниками Божественного естества.
Благодать – благой дар от Бога, особенная сила, сообщаемая нам ради заслуг нашего Искупителя и совершающая наше освящение, очищение от грехов, просвещение, обновление, преображение и обожение.
«От Божественной полноты, воплощенной в Богочеловеке Христе, непрестанно изливаются бесчисленные и неизмеримые Божественные силы, необходимые человеческому существу для спасения, обожения, введения в Церковь, становления причастником Христа, причастником Духа Святаго и частью Святой Троицы, которые называются одним словом: благодать. Все эти Божественные силы во всей полноте имеют Богочеловеческие свойства и характер». Эти Богочеловеческие силы - Христовы добродетели. «В Церкви через святые добродетели Богочеловек Христос вселяется в нас и живет в нас. Святым Крещением человек облекается во Христа, а затем утверждается в таком состоянии святыми таинствами и святыми добродетелями, в течение всей своей жизни» преп. Иустин (Попович).
Причащение Святых Христовых Тайн — дар Отца Небесного в Сыне, приносимом в жертву за нас, для единения причащающихся с Богом и со всеми в Боге, как залог наследия вечной жизни.
Евхаристия (т.е. благодарение) была, есть, и будет центром христианской жизни, как самая превеликая ценность ее.
Евхаристия – таинство высшего облагодатствования верных и любящих Бога людей. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»; «…имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:56-54)
«Евхаристия воскрешает вкушаемых от неё, она есть соборное единство всех её причастников, членов таинственного Тела Христова». Через таинство Евхаристии «Господь наш привил нас к Себе, как дикую ветвь, - к Себе, виноградной Лозе, питает нас Плотью и Кровью Своей, как ветви виноградной лозы питаются её соками». «Совсем не причащаться весьма губительно для души, ибо она начинает смердеть страстями». Евхаристия – «это истинная закваска духовной, небесной, святой жизни, положенная в человечество, ибо человеческая душа тройственная, по трем её силам: разуму, сердцу, воле; правда, святыня, любовь должны проникнуть все эти силы, вообще всю жизнь человека, помышления, слова и дела». /Св. Иоанн Кронштадтский/
2. Духовно-окормительная область
Духовничество — одно из сокровищ спасения, дарованное и благословенное Христом Своей Святой Церкви.
Духовное руководство необходимо как путнику посох, компас, карта и различные снаряжения и приспособления.
Чада духовные подобны малым детям, не способным без помощи взрослого научиться ходить, говорить, мастерить и спасительно жить.
Для чего нужен союз духовника и духовного чада?
Чтобы вместе искать Божию волю и исполнять её, помогая друг другу.
Назначение его:
✦ взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом,
✦ оберегать его на неведомых стезях духовной жизни,
✦ быть путеводителем и примирять человека с Богом благодатными силами Таинств.
Велика, сложна и ответственна задача духовника:
✦ воспринять великое наследие
✦ образ непоколебимой веры,
✦ твердого упования и Евангельской любви и этим сокрушать все препятствия на пути следования чада за Богом.
А слово духовника — духовный меч, силящийся отсечь греховную нечистоту, рождает боль сердца чада и требует отречения от себя и многого терпения /архим. Иоанн Крестьянкин/.
Облечение в нового человека, в согласии с Божиим Замыслом, может осуществиться не иначе, как путем отложения прежнего образа «жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях».
Нелегка задача и духовного чада, и она предъявляет ему многие требования, из которых самое основное — это желание спасения через добродетель послушания Богу через духовного отца, часто наперекор себе – с большим принуждением себя.
«Послушание есть лучший путь к победе над последствиями первородного греха в нас – над самостью и эгоизмом» (схиархимандрит Софроний Сахаров).
Научаясь слышанию воли человеческой и подчиняя ей волю свою – как воле Божией, человек преодолевает собственное своеволие и самочиние, предуготавливаясь тем самым к слышанию и исполнении воли Божией самостоятельно; сначала в малом, затем в большем и во всём.
Особенно важно взирать христианину на пример послушания Христа, Который до 30 лет был послушен родителям, а затем – служил Отцу Небесному. «Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6: 38). Сын Божий «смирил Себя, был послушен Отцу даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2: 8).
Отличительные черты истинного послушания
1. Доверие - духовному руководителю своему в такой мере, чтобы смотрел на него, как на Самого Христа, и как Христу повиновался ему;
2. Добровольность (свободное, непринужденное произволение);
3. Сознательность (с рассудительностью);
4. Честность – т.е. чтобы следовал истине и в деле, и в слове, и в точном исповедании помыслов;
5. Не прекословить и не спорить с духовником;
6. Искренно, точно и полно без утайки всё исповедовать руководителю.
Эти добродетели – корни послушания. От послушания рождается смирение, от смирения – дар рассуждения, от рассуждения – рассмотрение, а от сего – прозрение (и прозорливость). /Прп. Иоанн Лествичник; 4-е слово./
Последняя степень после самоотверженного послушания и глубочайшего смирения, - есть любовь, именующаяся совокупностью совершенства (см. Кол. 3:14).
3. Нравственно-аскетическая область
Жить в согласии с Евангельским законом — значит жить добродетельно: по вере, по совести, по христианскому долгу и любви.
Как христианство является солью для всего мира, так и аскетизм (подвижничество) является основой человеческой нравственности и духовного совершенствования.
Достижение идеала святости без усилий и трудов, то есть без аскезы, невозможно, ибо «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают его» (Мр. 11: 12).
Борьба со страстями и победа над ними приближают нас к цели всей нашей жизни — очищению души, в которую входит благодать Святого Духа, и она обретает утраченную через грехопадение прародителей чистоту и славу.
Без очищения от страстей (достигаемого через духовное делание*) душа, не исцеленная от греховных язв, через пост (умеренность во всем), покаяние, Таинства Исповеди и Причащения, не приобретает славы, утраченной через грех, так как они (страсти) служат преградой сокровенным добродетелям души, являются аномалией, недугом или болезнью души.
* Под духовным деланием понимается (постоянный внимательно- трезвенный, труд человека в бодрствовании над собой, для преодоления действия страстей, склоняющих человека на путь греха и «стяжании чистоты сердечной»). Дело очищения сердца должно быть постоянным духовным подвигом христианина, писал преподобный Иоанн Касьян Римлянин.
4. Семейно-родовая область
Семья – это малая Церковь, благословленный Богом священный союз, первоначальная школа добродетельной и благочестивой жизни.
Православная семья рождается в таинстве брака, где благословляется потомство супругов и даруется благодать на воспитание детей.
Крепость православной семьи покоится на духовном единстве в вере и любви к Богу, правильном взаимообращении членов семьи, достигаемых через исполнение Заповедей Божиих, в которых выражена воля Божия.
Главой «малой Церкви», также, как и главой Вселенской Церкви, является Господь.
Семья устроена иерархически:
✦ муж – глава жене,
✦ жена – послушница мужу,
✦ дети находятся в послушании у родителей.
Иерархическое устроение семьи способствует духовному становлению личности в различные периоды ее развития:
✦ этап сыновства,
✦ этап супружества
✦ и этап отцовства (материнства).
Человек, являясь по плоти сыном своих родителей должен стать сыном Божьим. Но мы начинаем ощущать свою несостоятельность в сыновстве из-за оскверненности данного нам образа Божьего своими греховными наклонностями, поступками и привычками. И лишь через самоукорение, самоосуждение греха и покаяние (исправление) мы восстанавливаем отношения с Богом, как сыны Его. В результате Господь очищает нас и сыновство восстанавливается.
Постепенное воцерковление и благодатное одуховление человека высвобождает и возрождает это сыновство, в мыслях, чувствах, словах, поступках и делах, прежде всего по отношению к родителям.
Сыновство (и дочернство) многогранны и проявляются по отношению к родителям, Отечеству земному, Церкви, Богу и Небесному Отечеству.
«А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами (сынами) Божиими» (Ин. 1:12). «Блаженны миротворцы, ибо те сынами Божьими нарекутся» (Мф 5:9). «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего…» (Лк. 6:35).
Супружество – это служение своему мужу или жене, а сила служения проявляется в поступках супругов. Эта сила спит в каждом ребенке до поры до времени. Она благословлена Богом в человеке в конечном виде, т.е. сила посвященности в супружестве ограничена, но имеет возможность умножаться во Христе. Через покаяние и смирение, через любовь Христову человеческая душа преображается, и появляются новые силы, питающие душу в супружеских отношениях.
Родительство берет свое начало и силу из сыновства. Родители прежде должны состояться, как сыны своих родителей, а затем Матери Церкви и Отца Небесного. Воспитав в себе добродетели сыновства (почитание, послушание, терпение, смирение, кротость, любовь…), без этого нет, и не может быть родительства. Будучи родителями, мы должны развивать в себе призвание сыновства и став сынами Отцу Небесному, следуя воле Его, будем иметь родительскую духовную силу для правильного воспитания детей. «… если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15:20).
Семья, построенная на традиционном духовно-нравственном основании, есть фундамент для здорового и полноценно развивающегося человека.
Христианский брак - школа научение любви к Богу и к ближним. Если любовь — основа христианской нравственности, то создание семьи есть первоначальная ступень к святой, терпеливой и самоотверженной любви.
5. Вероучительно-мировоззренческая область
Обретение веры и духовной жизни невозможно:
✦ без чтения и слышания Слова Божия,
✦ чтения отеческих писаний и
✦ житий святых отцов и подвижников Церкви.
«Не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3:16)
По страницам св. Евангелия разлита особая Божественная сила — восстановлять, утешать, очищать, живить, благоустроить, возвышать и освящать человека.
Чтение и изучение слова Божия не должно быть только ради теоретического знания, Слова Божественного Писания необходимо «читать делами и образом жизни в Евангельском духе».
Творения св. отцов содержат в себе истолкование «сокровенной в Господе нашем Иисусе Христе истинно-христианской жизни», к которой благодать Божия призывает всех христиан.
Чтение святоотеческих писаний обогащает наш разум самыми верными познаниями духовной жизни, взятыми из опыта.
От частого их чтения и сердце напитывается благочестивыми чувствованиями, воспламеняется ревностью к подвигам благочестия, укрепляет волю к исполнению закона Божия и борьбе с искушающим злом.
«Никому в христианстве не позволено быть необученными невеждами, оставаться непросвещенными и необразованными». «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством» /Святитель Филарет Московский/.
«Все мы, нерадеющие о чтении Писания, терпим от этого вред и скудость (вместо мудрости - скудоумие). В самом деле, как мы приведём в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым должно приводить их в благоустройство». /Свт. Иоанн Златоуст/
«Горе познанию не сообразному с верою, (не подтверждающему истин веры), которое не обращается в любовь, не служит прославлению Бога, делу спасения собственного и других» /Сщмч. Диадох/.
«Нет ничего практичнее, чем точная теория, прозревающая истину, ее свойства и пути». /Ученый минеролог Евграф Фёдоров/
6. Общинно-трудовая область
Вся жизнь христианина, личная и общественная, должна быть подвигом деятельной и самоотверженной любви к Богу и ближним.
Общинно-трудовая область жизни включает в себя:
✦ участие в приходской жизни,
✦ совместную трудовую деятельность
✦ и работу над собой для обретения терпеливого, добродетельного характера в отношении с ближними.
Приходская жизнь — это «мостик», связующий нас с Богом, братьями и сестрами во Христе, для осуществления заповеди Христовой: «потому узнают, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).
Приход так же, как духовно-родственная семья, это школа христианской любви к Богу, через исполнение Его заповедей и навыка деятельной любви к людям.
7. Социо-культурная область
Социо-культурная городская среда устроена против христианского духа, но христианин, пребывая в ней, призван оставаться Христова духа, подобно рыбе, живущей в морской соленой воде, но не пропускающей в себя соль. Так и христианин, не должен впускать в себя дух мира и заражаться им, теряя дух Христов. Об отречении от мира и любви к миру апостол пишет: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1Ин. 2:15), "...ибо кто хочет быть другом миру, тот станет врагом Богу" (Иак. 4:4).
Господь сказал: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков…» (Мф. 10:16), а не уединяю вас. Речь не идет, что в городе нельзя спастись, но город предназначен не для спасения. В городе есть храмы, но в городе есть и масса искушений. Это место, где условия жизни имеют не церковный характер. Деревенские условия жизни по своей природе, характеру и содержанию ближе к церковному духу, хотя и в деревне можно как погибнуть, так и спастись. "И мир проходит, и похоть его, а исполняющей волю Божию пребывает вовек" (1Ин. 2:17).
Ценности мира сего, удобства, излишний комфорт, все это закабаляет и расслабляет дух и волю человека. Человек должен увидеть, что душа его не столько расположена к добродетелям, сколько к греховным наклонностям и привычкам, а дух перехвачен узами самолюбия, самоугодия и ценностями мира сего. Все эти узы воспитывают и формируют ложное гражданство, не для неба, а для земли и земности (привязанности ко всему земному и временному).
Истинное земное гражданство в христианском духе начинается с того момента, когда ты почувствуешь себя странником на земле, изгнанником Рая, то почувствуешь и зов своего Небесного Отечества. Лишь с этого момента и начинается подлинное гражданство земное.
Гражданство земное принадлежит Гражданству Небесному, к которому и должен быть устремлен христианин: «Горе имеем сердца…», призывает нас Церковь за каждой Божественной Литургией. Вот это и есть истинно церковная жизнь человека на земле, готовящая его к наследию жизни вечной. «На земле нужно жить только для Неба», часто повторял преподобный Анатолий Оптинский. «Кто недостойно живет в земном гражданстве, не удостоится гражданства Небесного», говорил свт. Филарет Дроздов.
«В доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14: 2,3), говорит Господь Своим ученикам. Христианин призван подобно апостолам, христианским образом жизни свидетельствовать окружающему миру и благовествовать о Христе, распятом и воскресшем, чтобы обратить и приобщить к вере, церковной жизни и пути ко спасению окружающих его людей.
* * *
Еще раз перечислим и запомним все области становления личности христианина в иерархическом порядке.
1. Богослужебно–литургическая область, как наиважнейшая, приводящая к высшему на земле облагодатствованию и духовному единению в духе любви со Христом и ближними.
2. Духовно-окормительная область, призванная к богоугодному устроению, поддержанию и совершенствованию духовно-нравственной жизни христианина, посредством воцерковления, освоения святоотеческого наследия и следования духовническому руководству.
3. Нравственно-аскетическая область, призванная к воплощению христианином Божиих Заповедей, Евангельских добродетелей, святоотеческих и духовнических наставлений, на пути христианского совершенствования.
4. Семейно-родовая область, требующая подлинно христианских отношений (мирности, благожелательности, смиренномудрия, терпения, единодушия) и духовного единства в семейно-родственной среде.
5. Вероучительно-мировоззренческая область, направленная на усвоение православно вероучения, мировоззрения, картины мира, необходимых для правильной ориентации в областях знаний и обретения христианского образ жизни на пути ко спасению.
6. Общинно-трудовая область, способствующая обретения навыка деятельной любви к членам общины, прихода и всем нуждающимся людям посредством бескорыстного труда и служения.
7. Социокультурная область, в которой христианин призван подобно апостолам, свидетельствовать окружающему миру о Христе, распятом и воскресшем, своим добрым примером и благовестием, чтобы обратить и приобщить к вере, церковной жизни и пути ко спасению окружающих его людей.