Протоиерей Александр Зелененко
Принцип - это общеобязательное правило к следованию в вопросах веры, нравственности и духовной жизни.
Пост - это одно из средств духовной жизни.
Пост – это время самопознания, борьбы со страстями, греховными привычками и пороками, чтобы преумножился наш аскетический опыт, а через то, преобразилась благодатно наша жизнь.
Необузданная плоть – почва, рассадник страстей (гнездо, болото), она по духу становится сродни дьяволу и духу мира сего. Будучи подобна им по состоянию, она борет дух человека, влечет его на свой блудный, погибельный путь, путь растления и самоуничтожения.
Свт. Иннокентий Херсонский: «В дни Великого поста отверсто все: язык для моления, сердце для покаяния и грешник для исповеди, и небеса для помилования».
Преп. Иоанн Лествичник: «Мы, христиане – не плотоубийцы, а стратоубийцы».
Три евангельских условия богоугодного поста
Мф. 6: 14-21
1. Всепрощение и примирение со всеми; незлобие, смирение, преодоление самолюбия и гордости (осуждения и обвинения других), чтобы сохранять мирный дух.
2. Поститься в Богоприсутствии, в хождении пред Богом, а не показно перед людьми, во избежание тщеславия; все, что делаем – все делаем из Богопочитания и во славу Божию.
3. Поститься ради устранения в нас всего греховного, не богоугодного, что может лишить нас оправдания перед Богом и спасения. Желать самого дорогого – духовного (во святом духе) единства с Богом в земной и вечной жизни. Не собирать себе сокровищ на земле – временных и тленных, но собирать сокровища небесные, непреходящие христианские добродетели, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше.
Святоотеческие условия поста
Первое условие нашего говения – незлобие души.
Человеку гордому, немиролюбивому, строптивому недоступны утешения истинного поста. Кротость и уступчивость, умение сдержать гневный порыв, приобретение человеком любви к человеку – это есть первое богоугодное начало поста.
Второе условие поста – расположить свою душу к добрым делам, чтобы из человеколюбия угодить Богу.
Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными – душевными и телесными – подвигами очистить душу от грехов, расположить её к добру.
Третье условие поста – постоянное пребывание в молитвенном состоянии. По наставлению Святой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как обрести Небесное Царство.
Принципы Богоугодного поста
Письменное задание: В каждом обозначенном принципе, в его кратком названии, заключено идейно-смысловое содержание, которое нужно раскрыть, описав несколькими предложениями по Вашему представлению.
1. Принцип благословенности
2. Принцип общеобязательности
3. Принцип Богопосвященности
4. Принцип богобоязненности (благоговейности)
5. Принцип рассудительности
6. Принцип всепрощения, примирения и мирности духа
7. Принцип целостности
8. Принцип ценностно-иерархической соподчиненности
9. Принцип целеустремленности
10. Принцип духовной ревности и интенсивности
11. Принцип разумной воздержности
12. Принцип жертвенности
13. Принцип посильности
14. Принцип умеренности
15. Принцип своевременности
16. Принцип уединения, затихновения и молчания
17. Принцип внимания и трезвения
18. Принцип памятования о Боге и Богомыслия
19. Принцип молитвенности
20. Принцип покаянности
21. Принцип плодоносности
1. Принцип благословленности – ибо пост есть Заповедь Божия, а не человеческое измышление. Примером поста является Сам Христос, В/З патриархи, пророки, а в Новозаветные времена апостолы и все святые.
Благословение Божие — это благоволение и одобрение Божие, которым восполняются, обновляются и направляются ко благу, жизнь, силы и действия человека. Благословение является духовной основой, ограждающей и укрепляющей человека в благословленной деятельности.
2. Принцип общеобязательности для верующих христиан, членов Церкви. В 69 правиле сказано: «Если кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец - не постится во Святую Четыредесятницу или в среду, или в пятницу всего года, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен; слабому телом дозволено по немощи вкушать немного масла и вина. Если же мирянин не постится, да будет отлучен».
3. Принцип Богопосвященности – или верной мотивации: для Бога, пред Богом, во имя и во славу Божию, чтобы возрастать в Богопочитании.
На пост должна быть сильная мотивация, пробуждающая искреннее желание, а оно рождает крепкую надежду, крепкая надежда – рождает веру, а сильная вера выражается в верности, плодом ее является любовь, приводящая к свершению желаемого.
Авва Дорофей о святых постах: «Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они благословляемы во всех делах своих. Святые апостолы передали как благодеяние душам нашим, чтобы мы отделяли десятину от дней своей жизни и посвящали ее Богу, дабы получать нам благословление на все дела и каждый год очищаться от грехов, содеянных нами в течение целого года».
4. Принцип Богобоязненности (благоговейности).
Благоговение – это глубокое почитание, страх и смирение, вызванные любовью и преданностью, чувство, испытываемое христианином перед Богом, преклонение пред Его величием, «хождение пред Богом». Страх Божий – это и есть благоговение.
Если бы мы воспринимали пост благоговейно, с любовью, как повеление Божие, а не как досадную обузу, он вошел бы в нашу жизнь, как ее неотъемлемая часть.
5. Принцип рассудительности – во избежание ревности не по разуму.
Прп. Кассиан Римлянин: «Крайности, как говорят св. отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста и пресыщение чрева».
Преп. Иоанн Лествичник: «Рассуждение есть верное постижение воли Божией во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи».
Рассудительность есть высокое добродетельное свойство - в духе рассуждающего человеческого ума, опирающегося на совесть, знание веры (Закон Божий), личный и святоотеческий опыт, при стремлении к богоугождению.
Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.
Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.
Плод рассудительности – спасительное благоразумие – в духе принимается решение, делается правильный выбор и совершается спасительный путь.
Противоположным рассудительности свойством является - безрассудство, которое всякую добродетель и даже любовь извращает.
Преп. Нил Синайский: «Исследуй конец всякого поступка прежде его начала…» - и тебе откроется его нравственный характер и плод - горький или сладкий.
6. Принцип всепрощения, примирения и мирности духа. Всепрощение и примирение со всеми; незлобие, смирение, преодоление самолюбия и гордости (осуждения и обвинения других), мирный дух.
Преп. Антоний Великий: «Щадите других, и друг друга и пощадит вас Господь Бог!».
«Суд без милости не сотворшему милости» (Иак.2:13).
«Прощайте, и прощены будете, милуйте других, и вы помилованы будете, не поминайте зла, и вам не помянется ваше зло» (ср.: Мф. 5:7).
7. Принцип целостности.
«Постяся братие телеснее, будем поститься и духовне».
В нас должно поститься всё…
Целостная чистота достигается через воздержание:
Очей – не прельщаться богатством, внешней красотой, худым и тленным.
Слуха – не услаждаться звуками, льстивыми или красивыми словами, музыкой.
Языка – не говорить много; не говорить пустого, ложного, скверного, хульного.
Чрева – не услаждаться вкусными яствами, или большим количеством пищи.
Сердца – не потакать греховным помыслам, желаниям, влечениям, чувствам, не услаждаться образами и представлениями.
Всякий орган при свободе воли, данной человеку со значением большим от Бога, должен разумно и душеполезно применяться, чтобы не отпасть от Бога.
Например, через глаза можно созерцать творения Божия, воздавая хвалу Творцу, а можно соуслаждаться и отпадать… «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его…» (Мф. 5:29), т.е. действием воли устрани это искушение. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).
Преп. Авва Исайя: «Храни очи твои, и сердце твое не узрит зла».
Воздержание в пище необходимо для обуздания страстных порывов плоти, чтобы сделать ее послушной духу (орудием в его творческих руках) для исполнения Божиих заповедей.
8. Принцип ценностно-иерархической соподчиненности.
Телесный наш пост является предступенью к духовному посту. Духовный пост выше телесного. Но без телесного поста духовный пост невозможен.
9. Принцип целеустремленности.
Пост — это не просто воздержание от пищи. Если вы поститесь без духовной цели, то это не принесёт вам ничего, кроме потери веса. Без цели пост может быть жалким, бесполезным занятием.
Цель поста — облегчить и усмирить тело, обезоружить страсти, обуздать греховные привычки, через покаяние стяжать целомудрие, смиренномудрие и благодать.
В кратком выражении, цель поста - в стяжании даров благодати Святого Духа.
10. Принцип духовной ревности и интенсивности.
Великий пост помогает нам задуматься о необходимости работать над своей душой, помогает возбудить ревность о духовной жизни.
Для того, чтобы ревность переросла в устойчивый навык, и мы научились постоянно работать над самими собой, побеждать грех и творить добро, нужно сосредоточение ума в сердце.
11. Принцип разумной воздержанности.
Смысл и суть поста в воздержании. Воздержание в пище необходимо для обуздания страстных порывов плоти, чтобы сделать ее послушной духу, ее орудием для исполнения заповедей.
Свт. Игнатий Брянчанинов: «Благоразумное воздержание плоти есть дверь ко всем добродетелям. Удержи чрево – и войдешь в рай».
Воздержание приводит к терпению.
Терпение с молитвой – к смирению.
Смирение – к дарам благодати.
По благодати достигается совершенство, приводящее к Богу и спасению.
«Благодатию вы спасены, но это не от вас, Божий дар, дабы никто не хвалился» (Еф. 2:5).
Невоздержанность – бог страстей, начало всех зол. Вот почему наложен был пост воздержания в раю, и еще больше требуется он от нас, ибо значительно дальше мы теперь отстоим от Бога, чем наши изгнанные прародители.
Воздержание рождает целомудрие, сокращает препятствия к добрым делам во Христе.
Невоздержанность - омрачает, обезображивает душу, живого делает мертвым, побуждает к совершению беззаконий, возбуждает склонность к удовольствиям, умножает ненависть, будит вожделение, разжигает в душе огонь страстей.
Пост полезен и необходим был в раю – не паче ли нам, страстьми одержимым? Поста бояться не нужно, ибо он – наше очищение и врачевство, которого боятся бесы. Поэтому весь страх и неудобства – от них, а им же мы не должны потворствовать.
Суть поста - воздержание, ведущее к бесстрастию и совершенству, хранение чувства меры во всем.
Нехранение чувства меры рождает пристрастия, страсть, невоздержанность, привычку и греховный навык, рабство греху и его источнику – падшему духу.
Невоздержанность в малом рождает невоздержанность в большом. Невоздержанность в одном рождает невоздержанность во многом и во всем. То есть:
От невоздержанности в малом, тонком – чувствах, в сердце – проистекает невоздержанность в желаниях, влечениях, намерениях, от них – в мыслях и словах, от слов (пустословия → злословия → сквернословия) - к невоздержанности в делах и образе жизни.
Воздержание рождает безстрастие, смиренномудрие, целомудрие и любовь. Воздержание – мать духовных совершенств, это есть собирание, накопление Даров Духа Святого, а в этом и состоит весь смысл не только поста, но и всей духовной жизни.
12. Принцип разумной жертвенности.
Пост требует от человека постоянного напряжения духовных сил, ибо «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14). Господь сказал ученикам своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16: 24). А также, что «царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).
Все три условия спасительной жизни: «отвергнись себя, неси крест свой и следуй за мной», трудоёмки и требуют больших волевых усилий над собой. Духовное устроение жизни и христианский характер личности «выковывается», через самоотвержение в себе всего соблазняющего и преодоления всех препятствий на пути ко спасению. Для того и нужен нам пост, чтобы дух возобладал над плотью, разум - над безумием, добро - над злом, жизнь - над смертью.
13. Принцип посильности.
Могущий вместити, да вместит. Не налагайте на себя бремена неудобоносимые. Не переоценивайте себя, своих сил и возможностей, дабы не сорваться, не сойти с дистанции поста и не посрамиться.
14. Принцип умеренности.
Всякую добродетель красит мера. Принцип «мерности» - душа поста, ученья и всякого дела.
Без рассудительности мерность не достижима!
Мерность полезна всем и во всем; но у каждого своя мера.
Мерность – залог здоровья физического, душевного и духовного; в мерности всегда чувствуется рассудительность и смиренномудрие.
Рассудительная мерность уберегает нас от т. н. «ревности не по разуму», а иногда и «ревности не по силам», через что враг нас легко склоняет на свою волю и посрамляет.
О мере поста и возможности его послабления нужно советоваться с духовником.
Умеренность - вот золотое правило.
15. Принцип своевременности.
«Сердце мудрого знает и время, и устав» (Еккл. 8: 5)
Наиболее четко принцип своевременности Творец определяет устами Екклесиаста: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное… Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца…» (Еккл. 3: 1-2, 11).
Сын Божий прекрасно знал время, в которое Ему предстоит воплотиться и пострадать для людей. Это видно из Его слов: еще не пришел час Мой (Ин. 2: 4); Мое время еще не настало (Ин. 7: 6); время Мое близко (Мф. 26: 18); вот наступает час (Ин. 16: 32); пришел час прославиться Сыну (Ин. 12: 23); на сей час Я и пришел (Мф. 26: 18); Отче! пришел час: прославь Сына Своего (Ин. 17: 1). Христос в определенное время умер за нечестивых — свидетельствует Апостол (Рим. 5: 6). В определенное время (на 50-й день) сходит и Дух Святой на Апостолов (см.: Деян. 2: 1-4).
По словам Господа - «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мр. 1: 15). Я дал время покаяться (Откр. 2:21) — говорит Господь. Итак, вся наша земная временная жизнь есть предуготовление к жизни вечной, и потому мы должны жить, по Апостолу Павлу, дорожа временем: искупая грехи и приумножая благодать и возрастая в силе добродетелей.
Вся жизнь земной Церкви протекает во времени, и все содержание ее имеет определенный временной ритм: суточных, седмичных и годовых богослужений, а церковный устава побуждает чад ее к следованию многим правилам, говорящим о своевременности.
Кто не спит вовремя, тот спит всегда.
Кто не ест вовремя, тот всегда думает о еде, перекусывает и жуёт.
Кто не встаёт вовремя, тот как всегда просыпает и опускает молитву.
Кто не выходит вовремя из дома, тот всегда опаздывает.
Приходящему в храм не вовремя, многое на службе непонятно, совершается поспешно и не прочувствовано.
Кто не вступает в пост вовремя, не продумав его стратегии и тактики, разделов работы над собой, тот проводит его не собранно, рассеянно и малоплодно.
Земная жизнь – время покаяния, она завершится и наступит воздаяние.
16. Принцип уединения, затихновения и молчания.
Авва Зенон: «Если что делаешь, делай тайно».
Авва Исидор: «Если подвизаетесь в посте как должно – не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше ешьте мясо. Ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться».
17. Принцип внимания и трезвения.
Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.
Преп. Никон Оптинский: «Трезвение есть путь всякой добродетели».
Трезвися душе, бодрствуй, - зовет Церковь, открывая подвиг поста.
18. Принцип Богомыслия и созерцания.
Пост носит вспомогательный характер для того чтобы правильно организовать наше богомыслие и созерцание.
Время поста – это не время уныния, депрессии, какого-то собственного истощания, в том числе и эмоционального, а время радости труда и богомыслия.
19. Принцип молитвенности.
Пост в соединении с молитвой — это два крыла, которыми только и можно возлететь на высоту добродетели.
Пост без молитвы - не пост, а диета, или голодовка.
Важно молиться регулярно.
Во время поста молитва должна быть усилена по количеству и качеству. К обычному молитвенному правилу можно прибавить Псалтирь, молитву Ефрема Сирина и др. – по благословению духовника.
На раздражение, гнев, уныние отвечать молитвой Иисусовой.
20. Принцип покаянности.
«Сотворите убо плоды достойны покаяния» (Лк. 3:8).
Пост без покаяния — напрасная трата здоровья!
За три недели до поста Церковь призывает к покаянию:
притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.
Дважды читается канон Андрея Критского.
Каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
В чем нам каяться?
Во-первых, в собственных грехах;
во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример;
в третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали;
в четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего;
в-пятых, в тех добрых делах, которые мы сделали с грехом пополам; которыми тщеславились, гордились и о которых другим говорили (свт. Иоанн Златоуст).
Желательно записывать свои прегрешения, причём, по возможности, сразу, ибо враг крадёт желаемое вспомнить, чтобы человек не покаявшись, так и умер с нераскаянными грехами.
За непокаянность грешника, отходит благодать, теряется благоговение, человек теряет благодарность Богу (всё более охладевают личностные отношения с Ним); человек приходит в состояние равнодушия и безразличия вплоть до окамененно-сердечного нечувствия. А дух равнодушия приводит с собою духа печали и уныния, являющиеся признаками духовно погибающей души.
Истинное покаяние не может быть без плода, посему Евангельский призыв Христа: «сотворите плод достойный покаяния».
Преп. Серафим Саровский: «Покаяние во грехе состоит в том, чтобы не делать его опять.
21. Принцип плодоносности.
Благодатными плодами поста является: очищение души и тела, просвещение, исправление, исцеление, преображение и обновление всей природы человека.
Отложение злых (мыслей, чувств, желаний, намерений, слов и дел) и доброделание из Боголюбия и человеколюбия. Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33:15).
Из писаний преп. Силуана Афонского:
«Нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедaл Господь, и ближнего, как самого себя...
И кто больше любит Бога на земле, тот в большей славе будет в Его Царствии. Кто больше любит, тот сильнее стремится к Богy, тот ближе будет к Нему.
Каждый будет прославлен в меру любви своей.
И я узнaл, что любовь бывает рaзнaя по силе своей:
1) Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить, - это первая любовь.
2) Кто имеет ум чистый от греховных помыслов - это вторая любовь, большая первой.
3) Кто ощутимо имеет благодать в душе своей - это третья любовь, ещё большая.
4) Четвертая, совершенная любовь к Бoгy, это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе, и в теле. У того освящается тело и бyдyт мощи. Так бывает y великиx святых мучеников, y пророков, y преподобных.
5) Когда бывает ещё большая благодать, то душа жаждет стрaданий за Христа. Такая благодать была y мyчеников Христовых, потому их тело рaдовалось вместе c душой, кoгда их мучили за возлюбленного Господа.