Волю Божию можно рассматривать с двух сторон: по отношению к Самому Богу и в отношении к тварям.

В первом случае она представляется нам:
а) по естеству своему высочайше свободной, а
б) по свободной деятельности всесвятой.

В последнем — является:
а) прежде всего всеблагой: так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих по отношению ко всем тварям, разумным и неразумным;
б) потом, в частности, по отношение к одним тварям разумным — истинной и верной: поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований или нравственных побуждений к исполнению этого закона;
в) наконец — правосудной: поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам.

Главные свойства воли Божией: высочайшая свобода, совершеннейшая святость, бесконечная благость, совершеннейшая истинность и верность, бесконечное правосудие.

Высочайшая свобода

Он определяет Себя к деятельности совершенно независимо от всякой необходимости или принуждения, как внешнего, так и внутреннего. Он и избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет (см. Еф. 1: 11). Он совершает все по изволению Своей воли (Еф. 1: 11).

Это проявилось в сотворении мира: «Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Апок. 4:11) и в промышлении о нем: «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею, и отдал ее, кому Мне благоугодно было (Иер. 27: 5); кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею (Рим. 9: 15; срав. Исх. 33:19).

Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет (Дан. 4: 14, 22, 29). «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21:1). «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10: 29-30).

Изволение воли Божией проявилось:
✦ в искуплении человека: «ибо Отец небесный предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1: 5), открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем;
✦ в возрождении нас и освящении: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1: 18).

Святые Отцы и учители Церкви, упоминающие в своих писаниях о свободе Божией вообще весьма часто, с особенной ясностью высказывали свои понятия о ней в трех случаях:

а) когда вооружались против древних философов, утверждавших, будто мир вечен и произошел от Бога, не по воле Его, а необходимо, как тень — от тела или сияние от света;
б) когда опровергали заблуждение язычников и некоторых еретиков, будто все в мире, и сам Бог, подчинено судьбе, и
в) когда, желая определить, в чем именно состоит в нас образ Божий, полагали его в свободной воле человека.

Во всех этих случаях они выражали, что Бог не подлежит никакой необходимости и определяет Себя к действиям совершенно свободно; что Он и в начале сотворил все, что только хотел и как хотел, и продолжает совершать все в мире по своей только воле, и что Он вообще, по самому естеству своему, самовластен.   

Совершеннейшая святость

Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях.

Священное Писание подтверждает, что Бог — совершенно чист от всякого греха. «Бог верен, и нет неправды в Нем» (Второз. 32: 4); «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоан. 1:5).

Бог совершенно верен нравственному закону и потому Священное Писание весьма часто называет Бога святым.
Он безмерно свят: свят Господь, Бог наш; Он праведен и истинен; Он Святый Израилев. Свято имя Его; свято слово Его (Пс. 104: 42); свят Закон Его (Рим. 7: 12); свят путь Его (Пс. 76: 14); свят престол Его (Пс. 46: 9); свято подножие Его (Пс. 98: 5). Он благ во всех делах Своих (Пс. 144: 17).

Славословящие Бога на небе Ангелы, окружая престол Его, непрестанно взывают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 3; срав. Апок. 15: 4).

Он заповедует, чтобы и мы на земле святили имя Его, подражая Его совершеннейшей святости: «…по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1: 15,16; срав. Лев. 11: 44; 19: 2; 20: 7).

Господь ненавидит в тварях зло и любит одно добро: Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути (Притч. 11: 20); мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит (Притч. 15: 9).

У святых Отцов и учителей Церкви находим:
    ✦ точнейшее объяснение понятия о святости Божией. Бог свят не так, как святы сотворенные существа: Он свят по самой природе, свят от Себя, и чрез Себя, и служит источником святости для всех; а прочие существа могут соделываться святыми только при Его содействии, чрез освящение от Него;
✦ защиту святости Божией от еретиков, которые называли Бога виновником зла, существующего в мире. Злом надобно почитать один грех, который есть преступление воли Божией; все же прочее, что мы называем злом физическим, чем Бог наказывает нас за грехи, не есть зло: ибо заключает в себе силу добра, содействуя нашему исправлению и возбуждая к добру. Но грехи все происходят от злоупотребления свободы разумных тварей, которую Бог создал доброй, и, даровав им однажды навсегда, нарушать уже не желает.

Бесконечная доброта

Доброта в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда готов сообщать и действительно сообщает своим тварям столько благ, сколько каждая из них может принять по своей природе и состоянию.

Божественная доброта, по различию условий существ, на которые она действует, называется различно:

✦ благодатью, когда дарует блага тем, которые их не заслужили (Рим. 11: 35; Еф. 2: 5);
✦ милосердием, когда является на помощь бедствующим и нуждающимся (Лк. 1: 72, 78; 2 Кор. 1: 3);
✦ долготерпением, когда снисходит к грешникам и, ожидая обращения их, медлит их наказывать (Рим. 2: 4; 3: 25);
✦ милостью, когда уменьшает наказание за грехи (Рим. 11: 22)…

В Священном Писании находится бесчисленное множество мест, в которых изображается доброта Божия:

1) Бог именуется не только добрым, но и единым добрым: «славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 117: 1; срав. Пс. 33: 9; 72: 1; 85: 5; 118: 68; 134: 3; 135: 1); «никто не благ, как только один Бог» (Мк. 10: 19);

2) не только щедрым и милостивым, но и Отцом щедрот: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив с. 102: 8; срав. Исх.34: 6; Пс. 111: 4; 144: 8); Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Kop. 1: 3);

3) не только любовью, но и Богом любви, Богом всякие благодати: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4: 16);

4) В отношении к тварям: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144: 9). «Отверзаешь руку Твою — насыщаются благом» (Пс. 103: 28). Он послал источники в долины (Пс. 103:10), напояет горы с высот Твоих, произращает траву для скота, одевает… траву полевую (Мф. 6: 30);

5) Бог есть Отец наш: … отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23: 9; Втор. 32: 6; Ис. 63: 16; Малах. 1: б; 1 Кор. 8: 4. 6; Еф. 4: 6);

6) Он отечески внемлет всем нашим молитвам: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9);

7) Он отечески печется о всех наших нуждах:
Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45),
✦ дает всему жизнь и дыхание и всё (Деян. 17: 25),
ниспосылает всякое даяние доброе и всякий дар совершенный душам нашим (Иак. 1: 17)
производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Фил. 2: 13)

8) Наконец, как самое разительное свидетельство бесконечной доброты Божией к нам представляется совершенное Им дело нашего искупления: «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).

✦ Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4: 9-10).

✦ Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит. 3: 4-6).

✦ Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего (Рим. 8: 32).

Святые Отцы и учители Церкви также чаще всего и с особенной силою восхваляли доброту Божию. Если бы кто спросил: что мы чествуем и чему покланяемся? — Ответ готов: мы чтим любовь. По изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь (1 Иоан. 4: 8), и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени.

Святые Отцы и учители Церкви считали доброту самым существенным свойством в Боге: Бог добр по природе, добр от Себя и чрез Себя; и доброта как бы составляет самую Его сущность: Он весь есть доброта, весь любовь.

Святые Отцы и учители Церкви считали доброту Божию главной причиной творения и промышления: от века Бог существовал один и блаженствовал, не имея ни в ком и ни в чем нужды; но единственно по бесконечной доброте Он восхотел сделать и Другие существа участниками своего блаженства, и даровал им бытие, украсил их самыми разнообразными совершенствами, и не престает ущедрять их всеми благами, потребными для бытия и блаженства.

Святые Отцы и учители Церкви преимущественно изображали доброту Божию к людям — Бог есть общий наш Отец и любит каждого из нас более, нежели любят отец и мать земные, — более, нежели мы сами любим себя.

Он добр к нам не только тогда, когда милует нас, но и когда наказывает; не только тогда, когда дарует нам что либо, но и когда отнимает; наше счастье спасение для Него дороже, нежели даже собственная слава, так что для спасения нас Он не пощадил своего единородного Сына, но предал Его на самые тяжкие мучения, на самую позорную смерть.  

Трудно представить, чтобы нашелся хотя один человек со здравым смыслом, который бы, рассуждая внимательно о делах Божиих, от глубины души не исповедал, что Бог воистину есть любовь. Это голос всей окружающей нас природы, голос, в частности, каждого насекомого и каждой былинки, наслаждающихся жизнью; это голос и нашей совести: потому что все и получило бытие, и существует только любовью Творца, и повсюду разлиты Его неисчислимые милости. Даже язычники, сколько ни были ослеплены, не могли не замечать этого, и признавали Бога добрым. 

Совершеннейшая истинность и верность

Мы исповедуем Бога истинным и верным, потому что всё, что Он открывает тварям, всегда неложно и достоверно; и в частности, какие ни изрекает им обетования и угрозы, всегда исполняет сказанное или непременно исполнит. Бог истинен во всех Своих откровениях тварям. Это утверждает Священное Писание: 

Господь Бог есть истина (Иер. 10:10; Иоан. 3:33; Рим. 3:4; Апок.3:7), «Господи, Боже истины» (Пс. 30:6), «неизменный в слове Бог» (Тит. 1:2), «невозможно Богу солгать» (Евр. 6:16-18);
слово Его также есть истина (Иоан. 17:17), «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7), слова сии истинны и верны (Апок. 21:5; 22:6; срав. Пс. 32:4; 118:89,90),
Все пути Господни — милость и истина (Пс. 24:10), «Праведны и истинны пути Твои» (Апок. 15:3), «истинны и праведны суды Твои» (Апок. 16:7; 19:2).

Бог верен во всех своих обетованиях и угрозах.

Священное Писание свидетельствует о Боге:

«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ. 23:19; 1 Цар. 16:29);
«Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:9);
«верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес. 3:3);
«будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23);
«если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13);
✦«верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5:24; срав. Втор. 7:9)

Священное Писание свидетельствует о самых обетованиях Божиих и угрозах: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мк. 13:30,31; Лк. 21:32,33).

Бог всеведущ, значит, Он Сам ни в чем обмануться не может;
Бог всесвят, значит, никак не может обманывать других;
Бог всемогущ, значит, всегда в состоянии осуществить данное другим слово, будет ли то какое-либо обетование или угроза.

Истинность и верность в Боге единодушно исповедывали все святые Отцы и учители Церкви. Эта истина не только со всею ясностью изложена в Священном Писании, но очевидна и для здравого разума. 

Бесконечное правосудие

Под именем правосудия или правды здесь разумеется в Боге такое свойство, по которому Он воздает всем нравственным существам, каждому по заслугам, и именно: добрых награждает, а злых наказывает.

Общая мысль о правосудии Божием выражается:

✦ в словах патриарха Авраама к Богу: «не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым» (Быт. 18: 25);

✦ у псалмопевца: «Бог — судия праведный, [крепкий и долготерпеливый]» (Пс. 7: 12), «Господь праведен, любит правду» (10:7); «Праведен Господь во всех путях Своих» (144:17), «Он будет судить народы по правде» (95:10) и «Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (9:9; срав. Пс. 66:5; 95:13; 118:75,137,144);

✦ в словах Спасителя: «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27);

✦ у Апостола Павла: «Который воздаст каждому по делам его... Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:6,11; срав. Гал. 2:6; Еф. 6:9; Кол. 3:25);

✦ у Апостола Петра: «…если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1 Петр. 1:17).

Что Бог, в частности, награждает или наградит праведников за все доброе, об этом свидетельствуют:

псалмопевец: «И возрадуются все уповающие на Тебя… Ибо Ты благословляешь праведника, Господи» (Пс. 5:12,13); «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, … тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего (23:4,5); ходящих в непорочности Он не лишает благ (83:12);
мудрец: «жилище благочестивых Он благословляет» (Притч. 3:33);
Апостол Павел: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил»; «а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7,8). «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Евр. 6:10); «…зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный» (Еф.6:8; срав. Матф. 10:42; Рим. 2:6).

Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Священное Писание: представляет с одной стороны многократные опыты казни Божией, совершившиеся прежде, каковы: изгнание наших падших прародителей из рая, участь Каина, судьба Содома и Гоморры, всемирный потоп, смерть Богочеловека за грехи людей; а с другой — будущий страшный суд, где за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36), и нечестивые услышат тяжкий приговор нелицеприятного Судии: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41).

Кроме того Священное Писание свидетельствует, что проклятие Господне на доме нечестивого (Притч. 3:33; срав. 15:25), «и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их Господь Бог наш» (Пс. 93:23); называет Бога огнем поядающим: потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29; Втор. 4:24), и человекообразно приписывает Ему гнев и мщение: «…открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18; Исх. 32:10; Числ. 11:10; Пс. 2:5,12; 87:17; Иов 7:14); «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19; Евр. 10:80; Втор. 32:35); «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя» (Пс. 93:1).

Святые Отцы и учители Церкви, когда рассуждали о правосудии Божием, старались решать недоумения, обыкновенно предлагаемые касательно этого свойства, каковы преимущественно два: 

Первое: как примирить правду в Боге, казнящую грешников, с Его бесконечной добротой?

Некоторые из древних еретиков (гностиков), считая это непримиримым, вздумали признавать двух богов: бога верховного — благого, и бога подчиненного ему — правосудного. Против такой мысли пастыри древней Церкви замечали, что истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; что благость Его — благость праведная, и правда Его — правда благая; что Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы.  

Второе: как согласить с правосудием Божиим то явление, что праведники часто бедствуют на земли, а грешники блаженствуют?

На это древние пастыри отвечали:

а) правосудие Божие по отношению к людям не должно ограничивать пределами их настоящей жизни, которая есть для них только место подвигов и время воспитания для вечности; есть жизнь другая, где правда Божия воздаст всем по заслугам;

б) Бог часто наказывает здесь праведников по правде: ибо не бывает на земле праведника, который бы в чем-либо не согрешил; награждает и грешников по правде: ибо случаются и грешники, которые имеют в себе немало доброго;

в) наказывает праведников с благой целью, чтобы через бедствия очистить их от всякой греховной скверны и более утвердить в добре, и чтобы, наказав временно здесь, не наказывать уже в вечности; щадит и грешников с доброй целью, чтобы заставить их почувствовать свою безмерную отеческую благость и дать им время на покаяние, или награждает их за что либо доброе в них здесь, чтобы уже за все злое воздать там;

г) но достоверно, с другой стороны, что и здесь нередко грешники терпят наказания, а праведники получают награды, и что праведники, даже посреди бедствий, пользуются драгоценнейшими внутренними благами: миром духовным, радостью и утешениями от Бога, а грешники всегда находят для себя мучения в самых своих страстях и беззакониях, оказывающих гибельное влияние на их душу и тело. 

Совершеннейшее правосудие в Боге должен признать и здравый разум.

Всякая несправедливость к другим может происходить в нас только от двух причин: от незнания или заблуждения нашего рассудка и от превратности воли.

Но в Боге обе эти причины не могут иметь места:
Бог есть существо всеведущее и святейшее;
Он знает все, самые сокровенные поступки нравственных существ и в состоянии достойно оценить их;
Он любит всякое добро по самой своей природе и ненавидит всякое зло, также по самой своей природе.
Прибавим, что Бог есть вместе и существо всемогущее, которое, следовательно, имеет все средства воздавать другим по их заслугам. 

Фрагмент из утренней молитвы св. прав. Иоанна Кронштадтского: «…и да будет воля Твоя святая, премудрая, всеблагая, всесовершенная, яко на небеси и на земли во всех людях Твоих, и во мне грешном, ибо собственная воля наша ошибочна, близорука, греховна, гибельна, зла, завистлива, горделива, ленива, сребролюбива и скупа».

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса "Основы православной веры и духовной жизни" взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.