Протоиерей Александр Зелененко

Об обязанности христианина
по отношению к вере

Христианин Богом призван:

Исследовать свою веру через чтение Св. Писания («Исследуйте Писание…» (Ин. 5:39), как средство к пробуждению веры в нас: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17)) и Св. Предание (принимая на веру догматические истины Символа веры, катехизическое и догматическое изложение православного вероучения);

✦ теоретически и практически познавать и убежденно знать свою веру,

сохранять, оберегать, укреплять и неизменно содержать свою веру,

✦ всячески защищать ее: словом, делом и даже с оружием в руках «за веру, царя и Отечество…»;
Как ее чистоту защищали и отстаивали святые отцы на Вселенских и поместных соборах; а на Руси и вооруженным путем при А. Невском, Д. Донском, адмирале Ушакове, патриархе Ермогене, свт. патриархе Тихоне, а в 20 веке – новомученики и исповедники Церкви Русской

✦ не допускать в вере новизны, искажения и поругания веры;

✦ преемственно передавать, обращать и распространять веру в мире;

✦ исповедовать, страдать за веру и если Бог даст, то и умереть (жизнь отдать) за веру.

Но как можно ценить, дорожить, а тем более страдать и жизнь отдать за то, чего ты не познал, чего нет в твоем опыте, что еще не стало твоей принадлежностью и ценностью в высшей степени?

Поэтому все начинается с пробуждения и познания веры, как теоретического, так и опытно-практического, с перспективой возрастания в ней, кому насколько удастся.

О Священном Писании и Предании:

Священное Писание – книги, написанные Духом Божиим, через освящённых от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. /Свт. Филарет «Катехизис» /.

Учение Православной веры основано на Божественном Откровении.

Что такое Божественное Откровение?

Божественное Откровение – это то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его.

«Не может человек своим умом постигать Божественное, - говорит прп. Силуан Афонский, - которое познается только Духом Святым, а потому и Священное Писание, написанное Духом Святым, не может быть постигнуто посредством научного исследования, которому доступны лишь некоторые внешние стороны и детали, но никак не сущность».

О различии видов познания

1. В религии источником познания является Божественное Откровение или (Священное Писание), ибо Бога познать без участия Бога невозможно, поэтому Он Сам открывается ищущим Его в Своём Откровении, при условии их веры, надежды, любви, нравственной чистоты (целомудрия).
В молитве – духовное или Боговдохновенное озарение.
2. В науке источником познания является (все новые и новые) научные открытия.
3. В искусстве и поэзии – вдохновение.
4. В философии – озарение, прозрение и уразумение.
5. В естественнонаучной сфере – размышление, рассуждение и уразумение.
6. В интуиции – предчувствие.
7. В пророческом служении – предвидение и предсказание.
8. В магии – ясновидение.
9. В экстросенсорике – тонкое чувственное самоощущение.

Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, - учит апостол Петр. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет. 1:20-21).

О важности Священного Предания

Св. Предание – преемственное передавание правой веры (её знания из уст в уста, от сердца к сердцу, и личным примером любви, образа жизни, служения и подвига веры посредством примера подвижничества, праведной, богоугодной жизни, исповедничества или мученичества; - как главной эстафеты жизни) – ее истин, духа, направленности, границ и содержания .

1. Священное Предание учит правильному, духоносному, истинному разумению Священного Писания.

2. Священное Предание учит правильному совершению Таинств, правильному соблюдению внешних действий, обрядов, хранит чистоту веры, образ жизни по закону Божию.

3. Кто не озарил ума своего Божественным учением, тот далек умом от истины. /Преп. Ефрем Сирин/

Ступени возрастания христианина в вере

Можно выявить несколько уровней проявления веры в человеке:

1. Наличие чувства веры (чувство веры врожденно каждому человеку, ибо «вера есть дар Божий», но часто притупленно грехом, страстями и вследствие их, - различной степенью поврежденности).

Это чувство динамично и имеет различную степень проявления: вера живая и деятельная; вера слабо выраженная, порой на грани веры и неверия: «верую Господи, помоги моему неверию», как сказал отец бесноватого юноши… Может быть вера сомневающаяся и бессомненная – твердая и устойчивая… (начало ее полагается в чувствах, затем восходит к сознанию и выражается в образе отношений, в делах и образе жизни.

2. Знание веры – оно м. б. чисто головным – теоретическим (в виде знания вероучения – знание Священного Писания и Предания) и практическим – опытным, обретаемым через христианскую жизнь во Христе в лоне Святой Церкви (когда человек опытно знает: как должен и не должен верующий человек жить и поступать в той или иной жизненной ситуации; что богоугодно, а что нет.

Положительным критерием знания веры является стремление верующего человека сообразовывать свою жизнь с верою, вероучением, Заповедями Божьими, чтобы жить по вере.

3. Жизнь по вере (в укладе, церковным чином - благочинно, в православной традиции), – со стремлением быть верным Богу - благочестивым.

Жизнь по вере бывает у людей богоугодного или самоугодного характера. Если человек, живя самоугодно, уверовал, а страсти не изжил, пребывает в рабстве своих страстно-эгоистических привычек, то жизнь такого верующего человека имеет самоугодный характер. Процесс «изведения честного из недостойного» (по слову пророка) у всех различен по времени и качеству, и продолжается всю сознательную жизнь в вере.

4. Опыт жизни в вере для возрастания в качестве жизни по вере – и то и другое м. б. разной глубины, чистоты, силы и совершенства. Это во многом зависит от духовной ревности жизни по Богу.

5. Свидетельствование веры в окружающем мире через словесное общение, объяснение, убеждение, личный пример благочестивой жизни с целью приобщения других и наибольшего её распространение среди людей.

6. Открытое, безбоязненное исповедание веры в повседневной жизни, подтверждающее приверженность христианина христианской вере, мировоззрению и образу жизни.

7. Исповедничество веры – перенесение за веру всевозможных притеснений и страданий (клеветы, поруганий, избиений, ссылок, заключений, всевозможных издевательств), но с сохранением жизни.

8. Мученичество за веру – мученик (мартирос), означает свидетель, тот, кто свидетельствовал свою веру и верность Богу до смерти.

Чтобы внятно и убедительно рассказать о своей вере другим, надо:
1. иметь крепкую веру самому, а значит – глубокое, сердечное и бессомненное чувство веры (как некий духовный фундамент)
2. теоретическое знание веры (начитанность, образованность и опыт личных размышлений о вере)
3. образ жизни по вере (в церковном укладе)
4. практический, испытанный личный опыт жизни по вере
5. умение и навык изъяснения вопросов веры
6. способность защищать и отстаивать православное вероучение убедительным словом и личным примером.

Как об этом говорил св. Иоанн Кронштадтский: «О православии можно рассказать, но важнее показать, а ещё лучше зажечь, но таковые должны пламенеть, иметь в себе духовный огонь веры и любви».

Но еще важнее свидетельствовать и исповедовать ее в окружающем мире, несмотря на трудные условия, обстоятельства, гонения, лишения, притеснения, угрозы, соблазнительные обещания за отречение от нее, а так же насилие, избиения и даже смертельные угрозы.

Именно кровь христианских мучеников стала самой яркой, безгласной проповедью христианства и семенем произрастания и распространения веры.

Историки отмечали такой парадокс: чем больше языческие императоры и правители убивали христиан, тем больше и больше приверженцев христиан становилось и оно распространялось и крепло.

О трех родах и уровнях ума в человеке:

а) Инстинктивный (характерный для животного мира), обеспечивающий низшие уровни и проявления жизни.

Он заботится о 3-х главных функциях человека:
✦ поддержание жизни (через дыхание, питание, движение, сон, отдых и т. д.)
✦ сохранение жизни (чтобы не умереть от голода, жажды; не порезаться не разбиться и не убиться, ограждаясь от разного рода опасностей);
✦ дать продолжение рода (через потомство, ради самосохранения не только своей жизни, но и своего рода);

б) Рассудочный или рационалистический ум, обеспечивающий более жизнь временную, материальную, чисто земную, - как говорится «по горизонтали», т. н. «жизнь приспособительную к земным и социальным условиям – «жизнь способами, в духе рекламных вывесок»: как выгодно, удобно, приятно, комфортно, быстро, дешево, уютно и беззаботно – т.е. «без проблем…, быть успешным, преуспевающим, передовым» …

в) Духовный, благодатный или - Христов ум.
Его функция как ума высшего, заключается в поиске истины, смысла и цели человеческой жизни и предназначения; их обретения и реализации: «кто в чем призван, в том и послужи», как говорит ап. Павел.

«Ум, только ум, без благонравия, – сущая безделица; умный, но не благонравный, не человек, а чудовище…» /Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) в сатирической комедии «Недоросль» /

Свт. Тихон Задонский говорил наставникам учащихся: «Не столь ум изощряй, сколько сердце очищай».

«Знание без веры – меч в руках сумасшедшего», оно обретает более разрушительный характер, по слову Дмитрия Ив. Менделеева.

Составил прот. Александр Зелененко для слушателей курса "Основы православной веры и духовной жизни" взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.