ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Наша святая Церковь празднует каждый великий двунадесятый праздник не один день, а несколько. Обычно попразднество продолжается до восьми дней.

Но Воскресение Христово - превыше всех праздников. Отдание Пасхи совершается на сороковой день после наступления самого праздника. Пасхальное празднование продолжается столь долго в знак того, что Воскресший Господь сорок дней пребывал на земле: Спаситель являлся Своим ученикам и Пресвятой Богородице до дня Своего Вознесения.

До отдания Пасхи каждое воскресенье (кроме Фомина) на вечерне поются стихиры Пасхи и пасхальный канон. Ежедневно всякая служба начинается с пения (или чтения, на часах) тропаря: "Христос воскресе…" "Воскресение Христово…" на всенощной под воскресный день поется трижды, а не один раз. Ексапостиларий (или светилен по каноне) сначала поется пасхальный "Плотию уснув" потом уже – празднуемой недели.

Так ясно празднуется "попразднество" воскресения Христова – тридцать девять дней!

Накануне Вознесения, совершается Отдaние Пасхи. Служба этого дня совершается по пасхальному чину, и вечерня, и утреня. Как в первый день Пасхи открыты Царские Врата, звучат пасхальные песнопения и радостные возгласы "Христос Воскресе!". Богослужение этого праздника совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения Недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. В конце службы бывает крестный ход.

Так отдается праздник святого и живоносного Христова воскресения.

В день Отдания Пасхи уносится Плащаница, пребывавшая на св. престоле с самого дня Воскресения Христова; радостное приветствие "Христос Воскресе" меняется на обычное "здравствуйте", пасхальные песнопения оставляются до следующего года, красные облачения меняются на белые...

Кто с любовью встречал светлый праздник Воскресения Христова, тот не может не чувствовать некоторой печали, расставаяясь с ним.

Но мы не расстаемся с Пасхой! Ведь Воскресение Христово вспоминается весь год, каждый воскресный день (потому он называется Господним и воскресным днем). По церковному уставу служба в любой воскресный день года совершается без коленопреклонения; на утрене читается Евангелие о явлении воскресшего Христа (одиннадцать чтений составляют "столп", который снова повторяется). После чтения Евангелия; поется "Воскресение Христово видевше…" и "Воскрес Иисус от гроба…". Первый канон посвящается непременно воскресению Христову, а второй – уже кресту и воскресению. По великом славословии поются, по очереди, тропари: "Днecь спасение…" или "Воскpec из гроба…".

Милостыня бедным очень часто и есть лучшая «служба» Богу и высшая красота Пасхи. Недаром предки наши в дни больших праздников посещали больницы и тюрьмы; и посещали заключенных; или посылали им дары.

Ведь на Страшном суде Господь именно об этом спросит нас: напитали ли? напоили ли? одели ли? посетили ли? Вообще, оказали ли любовь меньшим братьям Христовым? "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25, 40).

Таким образом Пасха вспоминается нашей Церковью весь год.

А для нас важно сохранить на весь год пасхальное состояние души - радость о Воскресении Господнем и Его слова о том, что Он будет с нами "во вся дни до скончания века".

Может быть, мы по немощи человеческой не имеем возможности всегда, подобно святому преподобному Серафиму Саровскому, сохранять эту радость: как существа земные, мы постоянно изменяемся, иным становится наше настроение, душевное состояние – и это естественно. Но веру мы должны всегда содержать в своей душе. Не только в пасхальные дни, но и весь год помнить простую истину Воскресения Христова, потому что она, без всяких рассуждений, даже без всех чудес, есть сильнейшее доказательство того, что евангельское учение истинно, что Иисус есть Сын Божий, Бог, «пришедый спасти мир» (см. Ин. 12, 47). Веру – вот что мы должны вынести из этих пасхальных дней, чтобы для нас они не оказались бесплодными.