Троицкая родительская суббота
Троицкая суббота представляет собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День Пятидесятницы.
Церковь молится обо всех усопших отцах и братиях, чтобы Господь послал и им Духа Утешителя.
День Святой Троицы. Пятидесятница
Через десять дней после Вознесения Господня наступает великий Троицын День.
День Пятидесятницы - это начало новой духовной эры в истории Церкви, человечества и космоса.
Вознесение Христа соединило землю с небом, а Пятидесятница низвела само небо на землю, уничтожило противоположение между временным и вечным, между материей и духом.
Предощущение познания Бога христианской веры именно как Единой и Нераздельной Троицы коренится в Ветхом Завете. Связанный с этим библейский сюжет отражен на иконе праздника. Здесь изображены три таинственных Ангела, пришедшие под видом путников к ветхозаветному праведнику Аврааму.
В день Пятидесятницы Дух Святой основал Новозаветную Церковь и соединил ее с Церковью Небесной. Христиане стали членами духовной семьи, Отец которой Бог, а старшие братья - ангелы.
Пятидесятница не только начало Церкви, но и ее постоянно продолжающееся бытие, излияние Духа Святого и освящение верующих в молитвах и таинствах.
Господь основал в день Пятидесятницы Церковь на земле, чтобы человеческая душа, преображенная благодатью, стала дивно-прекрасным храмом Божества во веки.
День Святого Духа
В понедельник после Пятидесятницы совершается праздник в честь «Всесвятаго, и Животворящаго, и Всесильнаго Духа, Единаго от Троицы Бога, Единочестна и Единосущна и Единославна Отцу и Сыну».
Прославление Святого Духа после празднования Святой Троице совершается «чести ради ко Всесвятому Духу».
Песнопения в этот день почти те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу.
Смысл события сошествия Святого Духа
1) Святой Дух — Податель знания о Боге, открывающий людям тайны бытия их Создателя. Именно благодаря Ему человек оказывается способен надлежащим образом познавать Творца, ибо почивающий в нем Святой Дух, учит его этому, подавая истинное богопознание.
Ради дарования человеку как раз такого «боговедения» Дух и сходит на апостолов. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «надлежало принявшим Иисуса получить также и Духа, чтобы дело боговедения в них достигало все более и более совершенной степени».
2) Человек не может достичь спасения лишь собственными силами. Как новорожденному младенцу, для того чтобы жить необходима подающая силу его физическому росту пища, так и человеческой душе необходима подающая ей силы для возрастания и укрепления в Боге благодать Святого Духа.
Как некогда — в день Пятидесятницы — такая благодать оказалась дарована апостолам, так и сегодня в Церкви существует подающее эту благодать таинство Миропомазания, во время которого на верующего сходит освящающая и преображающая его благодать Святого Духа, равная той, что сошла в день Пятидесятницы на учеников Спасителя. Поэтому таинство миропомазания называют «личной Пятидесятницей» христианина.
Через неделю после Троицына дня наступает праздник Всех Святых от века Богу благоугодивших.
Это были люди, жившие в разное время, начиная от самого сотворения мира и до наших дней. Их жизнь протекала в разных странах, они имели разный социальный статус, и материальное положение, но их объединяло одно – святость.
Святость человека – это качество, отражающее степень его Божественной причастности. Достижение святости возможно при совместном действии Бога, подающего людям преображающую нашу греховную природу благодать Святого Духа, и активном усилии человека, стремящегося к соединению с Богом, к обожению.
С понедельника после дня Всех Святых начинается Петров пост, который длится до праздника Святых Апостолов Петра и Павла. Петров пост называют еще апостольским или постом Пятидесятницы.
Этот пост напрямую связан с жизнью в Духе в нашем путешествии в мире, где мы целиком и полностью зависим от Бога, празднуем, служим и участвуем в жизни Святой Троицы.
Апостолы постились перед тем, как пойти на проповедь Евангелия, потому и нам хорошо бы не только поститься, но и проповедовать христианство, прежде всего не словом, а образом своей жизни…
Первое воскресенье этого поста является праздником всех святых Церкви Русской, — родных нам не только по духу, но и по крови, так как многим из нас святые русские были предками и родственниками.
В русских святых мы чтим не только небесных покровителей России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути и, внимательно всматриваясь в их подвиги и "взирая на кончину их жизни", стараемся, с помощью Божией, "подражать вере их" (Евр. 13:7), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.
Праздником «Всех святых» завершается собственно Триодный цикл; его продолжением стал в русской православной традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе 1917-18 гг.). В конце XX в. стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.
К числу Санкт-Петербургских и Ладожских святых, по решению Священного Синода РПЦ, причислены те отечественные подвижники благочестия, чье служение Богу как полностью, так и частично происходило в исторических границах Санкт-Петербургской епархии.
7 июля – Рождество честного славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11).
Он тот, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их принять Христа.
Он – пример высочайшего самоотречения, послушания воли Божией, правдолюбия и смирения.
12 июля – День святых Первоверховных
Апостолов Петра и Павла
Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
В течение двух летних месяцев нет двунадесятых праздников. Зато в это время празднуются многие святые: святые царственные страстотерпцы и их слуги, преподобномученицы великая княгиня Елизавета, инокиня Варвара и алапаевские мученики, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, св. равноапостальные княгиня Ольга и князь Владимир, пророк Илья, св. Мария Магдалина, св. вмч. целитель Пантелеймон…
14 августа.
Происхождение честных древ Креста Господня
Народные названия праздника: Первый Спас, Медовый Спас, Маковый Спас, Спас на воде.
Праздник был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней.
В этот же день (14 августа) - Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.
Успенский пост (14-27 августа)
Успенский пост – призыв к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чему является Пресвятая Дева Мария.
По строгости этот пост равняется Великому посту.
19 августа – Преображение Господне
В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле.
На Фаворе, апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.
Христианство привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы.
Православная церковь учит, что есть три вида света.
Первый вид - чувственный, сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям.
Второй - интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий, свет поэтов и художников, ученых и философов.
Третий вид света - несотворенный, Божественный, явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта и Палестины, он воплощен в словах Священного Писания, в церковной Литургии и православных иконах.
Господь – Первый Свет, ангелы - вторые светы, а люди призваны стать третьими светами, носителями благодатного, духовного света.
Церковь - носительница Фаворского света. Каждый христианский храм - Фавор, где в церковных таинствах и молитве душа приближается к своему преображению.
Церковь - сокровищница Божественного света, поэтому нам так дороги ее догматы и каноны, традиции и ритуалы - каналы благодати. Реформаторство и модернизм в церкви – это замена духовного света земным, душевным, Божественного установления - человеческими представлениями.
Праздник Преображения — явление будущей славы святых.
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы
Успение - самый великий из праздников, посвященных Деве Марии. Это день окончания Ее земной жизни. Это - день завершения подвига жизни Девы Марии, это - день встречи Ее с Христом после долгой разлуки. Богородичная Пасха.
Успение Божией Матери - это не день скорби, а праздник, наполняющий душу человека небесной радостью и глубоким миром. Дева Мария покинула землю, но не оставила нас своими молитвами и материнской любовью. Чем выше поднимается солнце от земли, тем теплее становятся его лучи. В течение двадцати веков со всех концов земли, как непрерывающийся поток, возносятся молитвы к Божией Матери. Она – высочайший пример обожения человеческой личности.
29 августа – Перенесение из Едессы в Константинополь
Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа
Последовательность праздников и церковных событий глубоко символична.
Подобно тому, как Матерь Божия была принята в объятия Спасителя (икона Успения), так и душе каждого христианина, переходящего из земной жизни в жизнь вечную, предстоит встреча со Христом и лицезрение Его Лика, и ответ пред Ним за земную жизнь с чаянием наследовать обители Небесного Царства с непрестанным созецанием и прославлением славы Божией.