Ирина Иванова

Начиная с Апостольских времен, в Первенствующей Церкви только что пришедшие к вере в Господа нашего Иисуса Христа, будь то эллин или иудей, «едиными устами и единым сердцем» славили Бога. Тогда не возникало вопросов о наличии церковных или не церковных элементов в богослужении. Чистота веры омывалась кровью христиан. Христианство свободно принимало, благословляло и освящало то, что действительно достойно Бога. Однако надо заметить, что из всех певческих традиций в Первенствующей Церкви преобладали традиции иудейского синагогального пения и греческого музыкального искусства.

Еврейская и греческая музыка и пение не могли быть существенно различны между собой потому, что первоначальный их источник – пение и музыка Египтян и родина их Египет. Родоначальники греков - выходцы из Египта, родоначальники евреев – сыновья Иакова и Иосифа, поселившиеся и умершие в Египте. (Деян. 7: 22 «и научен был Моисей всей мудрости Египетской…».) Климент Александрийский пишет «Моисей был обучен египетскими жрецами геометрии, поэзии и музыки». У евреев музыка и пение не были искусством, оно всецело принадлежало религии, богослужению. Их певческое творчество было руководимо религиозным вдохновением, почему и творцы религиозных песен у евреев по преимуществу пророки. В Греции пение и музыка имели государственное и образовательное значение. Они ценились не столько со своей эстетической, художественной стороны, сколько со стороны учебно-образовательной и воспитательной почему и разрабатывались со стороны внешней стройности и порядка, а не со стороны своего внутреннего содержания.

Христианское богослужебное пение сформировалось из синагогального молитвенного пения и, вместе с тем опиралось на теоретические музыкальные начала древних греков. Пение у евреев, как мы знаем сохранилось в устной традиции (по наслышке). Еврейское песенное творчество никогда не имело музыкальных знаков для записи мелодий и не имело определенных и точных сформулированных правил песнотворчества. Пение греков, напротив, имело музыкально-теоретическое развитие и в основе его лежала определенная музыкальная система, разработанная и вполне совершенная.

Ко времени принятия христианства иудеи, египтяне, греки и римляне, при наличии национальных отличий, имели однородное музыкальное искусство, которое было одинаково доступно и понятно, как иудею и египтянину, так и греку и римлянину. Известно, что евреи, римляне и египтяне в своем музыкальном творчестве положительно подчинялись вкусу греков. Видимо это происходило потому, что Греция в то время стояла на высоте развития формы музыкального искусства. Музыкальная теория древних греков представляла собой закономерную систему. Но греки, как любители музыкального искусства, знали музыкальное творчество и других народов, в том числе и еврейского. Об этом свидетельствует Климент Александрийский, когда пишет, что греческие певцы иногда составляли свои мелодии «по образцу еврейских псалмов».

В богослужении первых христиан первоначальной формой пения явилась псалмодия (псалмопение), заимствованная у евреев в виде распевного чтения Священного Писания Ветхого и Нового Завета, ставшего основой богослужебного пения Христианской Церкви.

По примеру Господа нашего Иисуса Христа, Который со своими учениками посещал Иерусалимский храм и Иудейские синагоги и участвовал в богослужении, часть которого составляло и пение, и святые Апостолы в своих собраниях возносили молитвы с пением к Богу. Пение, как молитвенная жертва уст (Осия 14;3), делается неотъемлемой принадлежностью христианских богослужений и собраний. В Апостольских постановлениях в кн.2, гл.57, говорится: «после двух чтений из ветхозаветных книг кто-либо другой пусть поет псалмы Давида, а народ повторяет голосно концы стихов». В кн.7, гл.24, определено молитву Господню «Отче наш» петь каждый раз трижды. Отсюда ясно, что в богослужебное пение христиан должны были входить, во-первых,-псалмы царя Давида, во-вторых,- гимны-песни ветхозаветные, а также гимны-песни Новозаветные.

Что касается внешних способов и порядков, как именно должно было совершаться пение верующих, об этом имеются следующие сведения. Богослужебное пение (как говорилось ранее) во-первых,- одиночное, для этой цели была учреждена особая степень певцов в клире. (Ап. пост.15, 23-25; 27; 43). Историк Евсевий пишет: «христиане поют священные песни, что один запевает мирно и приятно…». Во-вторых, - пение было общенародное – отвещательное или припевное. Особым видом общенародного пения было пение попеременное или антифонное, введенное святым Игнатием Богоносцем в своей Антиохийской церкви и быстро распространившееся повсюду.

Внутренний характер пения, его дух был обусловлен следующим выражением апостола Павла: «исполняйтеся Духом… воспевающе и поющее в сердцах ваших Господеви».

Ирина Ивановна Иванова,
главный регент Спасо-Парголовского храма,
преподаватель церковного пения регентского отделения СПбДА