Ирина Иванова

Православно-восточная традиция имеет своего рода ответ на вопрос о происхождении музыки и пения. Священное Писание и труды свв. отцов Церкви свидетельствуют о способности петь только разумных существ ангелов и людей. Пение совместно со словами служит наилучшим средством выражения высших чувств Богопочитания. Еще до сотворения мира, как только появились небесные светила, Ангелы прославили Творца велием гласом. «При общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов 38:7).

Господь, явившийся Моисею в скинии, дает указания: «Напишите себе слова песни сей и научи ей сынов». (Второзак. 31:19).

Праведный Иов говорит: «Где Бог, Творец мой, Который даёт песни в ночи». (Иов 35:10).

Господь вложил псалмопевцу Давиду в уста «новую песнь-хвалу Богу нашему». (См. Пс. 39:4). Пророк Исаия видел серафимов, окружающих престол Господа Саваофа и взывающих друг ко другу: «Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». (Исаия 6:3).

Новозаветный тайновидец святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в разных местах своего Откровения неоднократно упоминает о пении блаженных небожителей: старцев окружающих престол Господа, херувимов и ангелов, и велий сонм мужей от всех племен и язык.

Многие благочестивые люди нередко слышали ангельское пение:

Вифлеемские пастухи видели многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:13-14).

Во время землетрясения в Константинополе (439 г.) при патриархе Прокле отрок, восхищенный на воздух, слышал ангелов поющих: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

В древних еврейских преданиях говорится, что пение ведет свое начало от первого человека, воспевшего в раю те песни, какие в последующие времена пелись в Иерусалимском храме. Это древнее предание утверждали и святые отцы Церкви. Святой Климент Александрийский говорит о том, что первые люди воспевали славу Всевышнего в гимнах и песнях, хотя простых и безыскусных.

Во времена царя Давида богослужебная музыка и пение у евреев достигает наивысшего развития. Сам царь Давид обладал поэтическим даром и музыкальным талантом. Он говорил о себе: «Руки мои сделали орган, персты мои настраивали псалтирь» (Пс. 151:2).

В Библии говорится о массовом использовании музыкального искусства при перенесение ковчега в Иерусалим. (См. 1 Пар. 15:28).

Сущность еврейского богослужения составляли жертвы, но на пение смотрели как на особый вид жертвы. (См. Пс. 149: 150). С этого времени у евреев образуется наследственный класс певцов из числа левитов. Принадлежность к обществу левитов была необходима только для певцов, а играющие на музыкальных инструментах могли быть лица непосвященные. В Священном Писании говорится о преимуществе певцов. Они были свободны от других обязанностей, а также от налогов и податей. Певцы носили богослужебную виссонную одежду и жили в особых городах близ Иерусалима, в коленах Иудином и Вениаминовом. При еврейских храмах были и певицы. (См. Пс. 67:26; Кн. Ездры 2:65).

Начало христианского богослужебного (церковного) пения освящено примером Христа Спасителя, Который окончил Тайную Вечерю пением псалмов: «…и, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26:30). Святой Иоанн Златоуст сказал: «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом».

С этого времени пение становится неотъемлемой частью христианского богослужения. Церковное пение «…является торжеством для радующихся, утешением для унывающих.., возвышает божественный закон, проповедует Бога…» (Святитель Иоанн Златоуст).

Святой апостол Павел в послании е Ефесянам и Колоссянам (См. Еф. 5:19; Кол. 3:16) убеждал христиан вдохновляться пением псалмов, гимнов и песней духовных. В книге «Деяний Апостольских» повествуется, что при возвращении освобожденных из заключения апостолов Петра и Иоанна, все собравшиеся христиане единодушно и общенародно пропели благодарственную молитву: «Владыко, Ты Боже, сотворивый небо и землю». (Деян. 4: 22-30). Святые апостолы и их ближайшие последователи сделали пение неотъемлемою принадлежностью христианских собраний и богослужений. Апостолы в своих посланиях и постановлениях дали некоторые указания на то, что надлежит петь христианам на молитвенных собраниях и как именно должно было совершаться богослужебное пение.

В богослужебное пение христиан должны были входить, во-первых, псалмы пророка Давида; во-вторых, пение или гимны; в третьих, песни духовные. Под именем пений или гимнов следует разуметь прежде всего гимны Ветхозаветные и гимны воспетые на заре Нового Завета. Ветхозаветные гимны: песнь Анны, матери Самуиловой «утвердися сердце мое о Господе». Песни пророка Аввакума «Господи, услышах слух твой и убояхся». Песни пророка Ионы «возопих в скорби моей ко Господу».

К Новозаветным песням относятся: Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа», песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши», песнь Захарии, отца Иоанна Предтечи «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим».

Песни духовные – это те, что создавались в недрах самой церкви под благодатным действием Святаго Духа (См. Евр. 5:14; 2 Тим. 2: 11-13).

Песни духовные – это также песнопения вновь составленные и сохранившиеся до ныне от апостольских времён: «Слава…и ныне…» - малое славословие, великое славословие: «Слава в вышних Богу…», «Господи, помилуй…», «Слава Тебе Господи…» и т.д.

Духовные песни – это импровизации отдельных лиц, которые пелись на молитвенных собраниях христиан, когда каждый молящийся мог выйти на середину храма и песнословить Господа от Святого Писания или от своего ума.

Что касается внешних способов и порядков, как именно должно было совершаться пение верующих, об этом имеются следующие сведения. Богослужебное пение, во-первых, одиночное, для этой цели была утверждена особая степень певцов в клире. Во-вторых, пение было всенародное. Историк Евсевий пишет: «христиане поют священные песни так, что один запевает, а другие, спокойно выслушивая его, повторяют вместе с ним последние стихи песней».

Богослужебное пение древнехристианской Церкви не принадлежало какой-либо отдельной народности, хотя в нём преобладало иудейское синагогальное молитвенное пение и греческая теория музыки. Христианство не различало «ни варвара, ни скифа, ни иудея, ни эллина».

Все славили Бога едиными устами и единым сердцем!

Продолжение следует...

Иванова Ирина Ивановна, главный регент Спасо-Парголовского храма, преподаватель церковного пения регентского отделения СПбПДА.