Ирина Ивановна Иванова
По мнению русского религиозного философа славянофила Ивана Васильевича Киреевского «человек – это его вера». Христианская вера – это осмысление нашего существования, она дает человеку ответы на все самые насущные вопросы человеческой жизни. Христианство открывает в человеке способность находить Бога и соединяться с Ним. Вера – это потребность души человека, но надо помнить о том, что без помощи Божией мы не можем ничего совершать. Господь Иисус Христос сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…» (Ин 15:16).
Когда люди живут без Бога – живут в небытии, когда с Богом – обретают жизнь. Только вера дает человеку сосредоточенность и цельность духа. В Священном Писании мы находим слова Господа, обращенные и к нам: «Не бойся, только веруй» (Мк 5:36). Когда мы веруем, то все, что происходит с нами в жизни – это истинная любовь Бога по отношению к человеку. Как важно верить в то, что и волос с головы нашей не упадет без воли Того, Кто есть Любовь.
История христианской Церкви берет начало со дня Святой Пятидесятницы и сошествия Святого Духа на апостолов. Именно в апостольские времена христианская вера неудержимо распространялась и среди иудеев, и среди языческих народов Римской империи. С первых же дней утверждения новой веры христианские общины были так крепки духом и организованны, что привлекали своей жизнью большое количество все новых и новых членов Церкви.
Появление в мире христианской Церкви было встречено враждебно иудейским и языческим миром, который не признавал христианство единственной истинной религией, и вступал с ней в борьбу, желая ее уничтожить.
Члены Церкви Христовой, свидетельствуя своей жизнью о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе, подвергались жестоким гонениям и готовы были умереть за Истину, удивляя своих гонителей стойкостью, мужеством и преданностью своей христианской вере. Все мученики за веру имели в себе Духа Божия и огромную надежду на жизнь вечную. Для них земные страдания были лишь одним мгновением по сравнению с блаженной вечностью с Богом. Спаситель Своей Крестной Смертью и Воскресением открыл путь в Царство Божие для Своих последователей. Он учил: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф 16:24). Если мы будем верны Ему до конца, то Бог, который воскресил Господа, «…воскресит и нас силою Своею» (1Кор 6:14). Господь наш Иисус Христос обещал своим ученикам-апостолам, которых Он послал на проповедь, что они будут гонимы за Имя Его (Мф 5:11), презираемы за Благую весть о победе над адом и смертью; «претерпевший же до конца спасется» (Мк 13:13). Предав на смерть Спасителя мира иудеи преследовали и Его учеников. Гонения иудеев на христиан начались с первых же дней возникновения Церкви.
Первомученик архидиакон Стефан стал первой жертвой за проповедь христианства. Он, будучи исполнен Духа Святого, дерзновенно проповедовал христианское учение и побеждал в спорах иудейских законоучителей. За это был ложно оклеветан и побит камнями. После смерти св. Стефана, гонения начались на всю Церковь. Христиане рассеялись по разным частям Римской империи. Куда бы они ни приходили – везде проповедовали о Воскресшем Сыне Божием Господе Иисусе Христе не только иудеям, но и язычникам. Гонения иудеев на христиан не могли ослабить распространение веры христианской и еще более способствовали ее благовестию.
В годы правления царя Ирода Агриппы принял мученическую смерть первый мученик из апостолов – святой Иаков Зеведеев. Первый епископ Иерусалимской церкви Иаков, брат Господень, за долгие годы своего епископства обратил в христианство множество иудеев, за что был ненавидим книжниками и фарисеями, которые внушали своему народу понимание Мессии, как царя земного. Именно поэтому истинный Мессия Господь Иисус Христос был отвергнут иудеями. Апостол Иаков принял мученическую кончину около 63 года.
Говоря об истории христианской церкви I-III веков, нельзя не сказать о пении христиан апостольского времени, когда началось формирование чинопоследования богослужений в Новозаветной Церкви. Существует мнение, что начало христианской вечерни и утрени было положено в этот период времени. Христиане изливали свою любовь и верность ко Христу во все времена, а особенно в годы гонений, в славословиях, гимнах и песнях духовных, составленных в Новозаветный период.
Песни духовные - это те песни, которые создавались в недрах самой христианской Церкви под благодатным действием Святого Духа и сохранились доныне от апостольских времен: «Слава… и ныне…» (малое славословие), «Слава в вышних Богу…» (Великое славословие), «Господи, помилуй», «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». К новозаветным песням также относятся: песнь Богородицы «Величит душа моя Господа…», песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…», песнь Захарии, отца Иоанна Предтечи «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим». В этот период богослужебное пение, совершающееся в христианских храмах и в катакомбах на гробах мучеников во времена гонений, было «одиночным» (была утверждена особая степень певцов в клире) и общенародным. Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Христиане поют свои песни так, что один запевает, а другие, спокойно выслушивая его, повторяют вместе с ним последние стихи песни». Особым видом богослужебного пения христианской Церкви является пение попеременное, или антифонное, введенное святым Игнатием Богоносцем, вторым епископом Антиохийской Церкви, учеником св. ап. Иоанна Богослова. Богоносцем он был назван христианами за постоянное памятование в своем сердце Иисуса Христа. По приказу императора Траяна он был растерзан зверями в Римском Колизее в 107 году. В письме императору Траяну проконсул Вифинии Плиний Младший доносит: «Христиане в некоторые дни собираются перед восходом солнца и попеременно (антифонно) поют хвалебные песни Христу, как Богу».
Пение самого Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере, свидетелями которого были апостолы, и на которой было установлено Таинство Евхаристии, явилось образцом для подражания пения в Новозаветной Церкви. Спаситель окончил Тайную Вечерю пением хвалитных псалмов: «…и, воспев, пошли на гору Елеонскую». (Мф 26:30). Святой Иоанн Златоуст сказал: «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом». Пение, как молитвенная «жертва уст» (Ос 14:3), с этого времени становится неотъемлемой частью христианских богослужений и собраний. «Церковное пение…является торжеством для радующихся, утешением для унывающих…, возвышает Божественный закон, проповедует Бога…». (Святой Иоанн Златоуст). Святой апостол Павел в послании к Ефесянам и Колоссянам убеждал христиан вдохновляться пением псалмов, гимнов и песней духовных, составленных Новозаветной Церковью. (Еф 5:19; Кол 3:16). Гонимые христиане, находящиеся в заключении, возносили свои молитвы в пении, укрепляя и вдохновляя себя на мученический подвиг. Когда апостолы Павел и Сила были заключены в темницу, они «около полуночи, молясь, воспевали Бога…» (Деян 16:25).
Когда закончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные гонения от язычников в Римской империи. Главная причина гонений на христиан – это совершенная противоположность христианского учения обычаям, нравам и религиозным воззрениям язычества. Именно христианство грозило твердости языческой религии в Империи, тем самым угрожая её незыблемости. Вначале правительство не отличало христиан от иудеев. Гонения начались при императоре Нероне. В этот период пострадали и приняли мученическую кончину апостолы Петр и Павел. При императоре Домициане (81-96 гг.) гонения на христиан усилились, так как он считал их опасными для своей власти. В этот период пострадал и был сослан на остров Патмос апостол любви Иоанн Богослов, а епископ Пергамский Антипа, ученик Иоанна Богослова, своей проповедью достигший того, что жители города Пергама начали уклоняться от жертвоприношений языческим богам, был брошен жрецами храма Артемиды в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам.
С наступлением II века положение христиан изменилось к худшему. Император Траян (98-117) издал закон, запрещающий тайные общества, христиан стали преследовать, как нарушителей закона. По мнению русского историка А.П. Лебедева, гонение императора Траяна в начале II века было первым систематическим гонением на христиан.
При императоре Марке Аврелии (161-180), ненавидевшем христиан, гонения на верующих продолжились с еще большей силой. Никогда в прежнее время не было столько мучеников, как в этот период. В 166 году римский суд подверг святого Иустина Философа истязаниям и смерти за Богодухновенное слово в проповеди Евангелия.
В последний период гонений при императоре Диоклетиане (284-305) в первый период его царствования отношение к христианам было благосклонным. Христиане возлагали большие надежды на императора. К концу его правления отношение к христианам изменилось. Было издано четыре эдикта против христиан, отличающихся огромной жестокостью.
Лактанций – церковный писатель конца III-начала IV веков, современник гонения при Диоклетиане, представляет гонение это жесточайшим из всех. Пользуясь словами римского поэта Вергилия из его поэмы «Энеида», он говорит: «Если бы у меня была сотня уст и железный язык, то и тогда я не мог бы исчислить все роды зол, не мог хотя поименовать все наказания». Гонение при Диоклетиане было сильнейшим, зато оно стало последним из тех, которые имели своей целью истребить христиан в Римской империи.
Святой Игнатий Богоносец, как никто из учителей Христианской Церкви в ранний период христианства говорил о том, что Христос принял за нас мученическую смерть на Кресте, поэтому мученичество христиан является подражанием Ему. Христос своей Смертью смерть победил и поэтому христиане сознательно стремились умереть или пострадать за Христа. Мученическая смерть есть возрождение к новой Жизни.