Существует мнение, что начало христианской вечерни и утрени было основано в церкви Апостольского времени. Так православная христианская вечерня, а по древнему наименованию «светильничное», прежде чем получить свой настоящий вид, прошла долгий путь своего развития.
Христианское вечернее богослужение в своих элементах - чтении Священного Писания, пении псалмов и библейских песен, произношении молитв, а также в обрядах воскурения фимиама, возжжения светильников, как уже доказано учеными, - стоит в генетической связи с ветхозаветными иудейскими. Эта связь поддерживалась самими апостолами. Мы видим апостолов Петра и Иоанна посещающими храм в определенные часы молитвы (Деян. 3:1).
Апостолам – иудеям по происхождению были хорошо известны ветхозаветные вечерние и утренние богослужения, которые в иудейском храме совершались ежедневно (1 Пар. 16:40-42), (Пс. 5:4), (Пс. 140:2). Все вышеупомянутые тексты Священного Писания свидетельствуют не только на самый факт существования у ветхозаветных иудеев ежедневного богослужения вечернего и утреннего, но и на его элементы: славословий, псалмов, жертвоприношений.
Древне-иудейское вечернее богослужение было связано со священнодействием возжжения светильников и это ветхозаветное установление, было принято и Новозаветной церковью. Тихий свет вечернего светильника стал для христиан напоминанием о Христе Спасителе, который сам называл себя Светом миру (Ин. 3:19; 8:12). Само внесение светильника в молитвенное собрание напоминало им о духовном присутствии среди них Христа и подвигало их к благодарению и прославлению Сына Божия.
О существовании у первых христиан вечернего богослужения, в основе которого лежала традиция «светильничного благодарения», свидетельствуют следующие рукописи: «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» (время происхождения его точно неизвестно), книга христианского апологета Тертуллиана: «Апология, гл.39». «Вечерня, говорит он, начинается молитвою к Богу: вкушают пищу, но не забывают, что и ночью надобно быть на молитве; беседуют, но знают, что Господь слышит все. Когда умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти и пропеть что-либо во славу Божию, из Священного Писания, или что может от себя…», а также «Египетские церковные постановления» (3 век). В них мы читаем: «Правило о принесении светильника на вечерню в собрание: Когда наступит вечер, диакон вносит светильник…, а в то время как он прочитывает псалом, пусть все говорят: аллилуйя».
Во всех трех случаях богослужение начинается с возжжения и внесения горящего светильника на молитвенное собрание. Во всех трех случаях после этого следует пение. Все это говорит о том, что ветхозаветное вечернее богослужение с его традицией возжжения светильника и пением псалмов не только вошло в Новозаветную церковь, но и распространилось всюду с самим христианством.
Вечернее богослужение в церкви апостольского времени, в последующий период времени оформилось в более или менее сложившийся вид чинопоследования. Какие псалмы или библейские песни входили в состав этого чинопоследования – неизвестно. (Хотя есть предположение, что в раннем чине христианской вечерни исполнялись следующие песнопения: «Свете тихий», «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши», а также 140 псалом).
В это же время в христианском богослужении устанавливается традиция не только вечернего, но и утреннего прославления Сына Божия. Об этом было известно и язычникам. Проконсул Плиний, донося императору Трояну о вифинских христианах писал: «они в установленные дни собираются вместе перед восходом солнца, и поют по очереди хвалебные гимны Христу, как Богу». Это сообщение Плиния подтверждает существование у христиан того времени утреннего богослужения, а также оно указывает на содержание этого богослужения. Ранняя христианская утреня, это предрассветное славословие Христа. Что представляли собой те славословия, какими христиане прославляли Христа, Плиний не говорит. Возможно, что сюда входили и ветхозаветные псалмы, например: «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю» (Пс.62), и библейские песни, например: песнь пророка Исаии «От нощи утреннюет дух мой к Тебе Боже…». Но были здесь и Новозаветные христианские гимны, например: «Достоин Ты, Господи…» (Отк. 5: 9,12,13).
Самое раннее уставное изложение утрени дается в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа». В «Завещании» имеется три вида утрени. Первая из них совершается епископом, вторая совершается пресвитерами в церквах в «предписанное время». Третья называется «утреня вдовиц, пользующихся председательством в собраниях».
Первый вид утрени, состоит из двух частей. Первая часть носит название «предрассветного славословия», вторая «конечное славословие». «На первой заре, говорит Завещание», епископ собирает народ, дабы совершить службы до восхода солнца. Перед первым прославлением на заре он со стоящими близ него пресвитерами, диаконами и мирянами, возглашал: «Слава Господу». Народ отвечал кратко: «Достойно и праведно есть…». Епископ читал вслух утренний гимн «Достойно и праведно есть…» Народ после этого славословия пел: «Тя хвалим, Тя благословим, Тя превозносим Господи и молимтися Боже наш».
Епископ опять продолжал: «Боже, Отче света, начало жизни…» Народ опять пел: «Тя хвалим…». Епископ затем продолжал: «третицею возносим Ти хваление сие от уст наших…». Народ заканчивал славословие словом «Аминь». После этого пелись псалмы и четыре библейские песни, из них одна из Моисея, одна из Соломона, и две из пророков. Какие именно псалмы и песни исполнялись, неизвестно. Но в «Завещании» отмечается многообразие самого певческого исполнения. Здесь был и детский хор, и ансамбли мужские и женские: «Поют дети, две девы, три диакона и три пресвитера», говорится в «Завещении».
За первой частью непосредственно следовала вторая, которая видимо, совершалась в то время, когда «брезжил свет и восходило солнце». Во второй части епископ трижды читал славословие, после первого и второго славословия народ пел: «Тя хвалим, Тя благословим…», а после третьего народ отвечал «Аминь». После пения полагалось чтение пророков, затем читалось Евангелие. После чтения Евангелия предлагалось поучение, затем произносилась молитва.
И так, основной смысл утреннего богослужения заключался в прославлении Сына Божия, как Солнца правды и Света незаходимого. Интересно, что все тексты славословий утрени оказываются в непосредственной связи со славословиями, которые записаны ап. Иоанном Богословом в Апокалипсисе, представляя собой развитие и перифраз последних. Все это свидетельствует о генетической связи христианского утреннего богослужения с богослужением апостольского века.