21 сентября 2020 г.
Спасо-Парголовскому храму
исполнилось 140 лет!

История Спасо-Парголовского храма

Ныне существующий каменный Спасо-Парголовский храм был заложен 11 июля 1876 года. Храм был освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст. ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Проект Спасо-Парголовского храма был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым. Храм построен в византийском стиле.

Однако история прихода в Шувалово началась намного раньше. В первой половине XVIII века эти земли были пожалованы графам Шуваловым, которые перевезли сюда крестьян из своих имений в средней полосе России. Тогда в районе будущего храма возникла Большая Суздальская слобода, названная по происхождению крестьян. Ныне об этом напоминают нам названия: Суздальские озёра и Суздальский проспект.

Именно здесь, в Суздальской слободе, на самой высокой точке горы у большого озера и был возведён на средства графа Петра Ивановича Шувалова в 1754-1755 годах первый деревянный храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. На его освящении 7 сентября 1755 года присутствовала Императрица Елизавета Петровна.

Первый храм простоял недолго и сгорел от удара молнии 31 мая 1791 года. На его месте была сооружена каменная часовня из красного кирпича, которая стоит и поныне.

В 1792 году, на склоне холма на средства графини Екатерины Петровны Шуваловой, по проекту архитектора Луиджи Руска был сооружён новый деревянный храм. К концу XIX века этот храм обветшал и, главное, не мог вмещать всех нуждающихся в церковном окормлении.

Каменный храм, проект которого был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым, был заложен 11 июля 1876 года.

Новый парголовский храм строился под руководством церковно-приходского попечительского общества, председателем которого был Светлейший Князь Павел Андреевич Воронцов-Шувалов. Сооружался храм на средства крестьян и дачников.

Старый деревянный храм был сохранён, а позже (в 1885-1886 годах) отремонтирован под руководством того же К.А. Кузьмина и заново освящён во имя св. благоверного князя Александра Невского. После 30-х годов XX века его использовали только для отпеваний. Постоянные богослужения возобновились в нём в 1967 году, после того, как была снесена Троицкая церковь в Лесном.

В новый храм из старого были перенесены древние святыни, как привезённые крестьянами графа Шувалова из средней России, так и пожертвованные прихожанами: резная из мамонтовой кости икона Успения Божией Матери XVI века; икона Троицы 1678 года, с указаниями фамилий крестьян, переехавших к нам из Суздальской губернии; резной кипарисовый Крест с изображениями Страстей Господних и двунадесятых праздников; старинная икона Всех Святых с шестью частицами мощей. К сожалению, большинство этих святынь ныне утеряны.

Основателем и строителем каменного Спасо-Парголовского храма является протоиерей Александр Александрович Налимов (1825-1883), служивший в деревянном храме с 16 мая 1871 года. Умер он 6 апреля ст. ст. 1883 года. Погребён у главного алтаря нашего храма.

Новый трёхпридельный, рассчитанный на 850 человек Парголовский храм Спаса Нерукотворенного Образа, построенный в византийском стиле, был освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст. ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Изящный белый храм с голубыми куполами стал украшением окрестностей.

Боковые приделы были освящены: южный – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а северный – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В 2016 году, стараниями настоятеля храма протоиерея Романа Ковальского, в нижнем помещении храма был построен крестильный придел, освященный 2 июля того же года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Престольные праздники в храме отмечаются пять раз в год:

29 августа – в день иконы Спаса Нерукотворенного Образа (Центральный придел);
14 октября – в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы;
22 мая и 19 декабря – в дни памяти Святителя и Чудотворца Николая;
21 ноября – в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Приход Спасо-Парголовского храма всегда был весьма обширен, и включал в себя парголовских и шуваловских жителей, а также живущих у Поклонной Горы и рядом с Успенским (ныне Северным) кладбищем. К приходу были приписаны церковь Петра и Павла в Шуваловском парке (построена в 1840 году по проекту арх. А.П. Брюллова, освящена 27 июня 1846 года), часовня во имя Александра Невского на Вокзальной горе (у Выборгского шоссе, постр. в 1881 г., рядом – памятник императору Александру II) и часовня в дер. Новосёлки. 9 (22) мая ежегодно устраивался большой крестный ход по окрестным деревням.

Храм на горе надолго оставался единственным духовным центром стремительно развивающейся дачной окраины столицы. При храме имелась библиотека, где хранились метрические книги, самые ранние записи в которых датировались серединой XVIII века. Священники храма являлись законоучителями окрестных земских крестьянских школ, две из них (I Парголовская и Шуваловская) находились совсем рядом с храмом.

В начале XX века при храме существовало церковноприходское попечительство, ежемесячно помогавшее деньгами двадцати беднейшим семьям прихода; на великие праздники раздавались денежные и продуктовые подарки более чем на 700 руб; проводились мероприятия по борьбе с холерой. За счёт церкви «неимущим школьникам, путешествующим и дровосекам в лесу до 80 человек за месяц раздавался чай и сахар», и каждый месяц 300-400 человек из «безработного и проходящего люда» были накормлены обедом. Председателем попечительства являлся настоятель прихода.

Спасо-Парголовский храм посещали представители творческой интеллигенции, снимавшие дачи неподалёку или гостившие у своих друзей: Н.С. Лесков, А. Блок, Д.И. Мамин-Сибиряк, И.Е. Репин, Ф. Шаляпин и многие другие.

На рубеже XIX и XX веков храм уже не мог вмещать всех приходивших богомольцев. В летние праздники: на Троицу, Преображение вокруг него стояли толпы народа. Было решено построить ещё один храм у Поклонной горы. И 4 мая 1904 года при участии св. прав. Иоанна Кронштадтского была освящена новая Свято-Троицкая церковь в Озерках.

В годы советской власти Спасо-Парголовская церковь оставалась одним из немногих никогда не закрывавшихся храмов епархии.

На сегодняшний день известно трое клириков нашего прихода, принявших мученический венец от богоборческих властей. Это настоятель храма, протоиерей Алексей Грацианов, арестованный и высланный в Астрахань в 1935 году, умерший в заключении; протоиерей Николай Краснопевков (1894-1941), который был сыном диакона нашего храма, о. Михаила Краснопевкова и служил здесь с 1918 по 1931 год, он был арестован в 1937 году и погиб в концентрационном лагере на Колыме; настоятель нашего храма протоиерей Стефан Черняев (1886-1937), расстрелянный в Ленинграде 12 ноября 1937 года. Исповедниками веры, пережившими гонения за имя Христово были о. Владимир Шамонин (1882-1967), настоятели протоиерей Филофей Поляков (1893-1958), Александр Мошинский (1885-1955) и, вероятно, другие.

Во время Великой Отечественной войны храм стал утешением в скорбях всем страждущим от голода и лишений. Подтверждением этому служит медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которой был награждён наш блокадный настоятель протоиерей Александр Мошинский.

В конце войны, в 1944 г. в наш храм был назначен в качестве штатного священника исповедник, опытный пастырь, подвижник и поэт протоиерей Владимир Шамонин, память о котором трепетно хранится в нашем приходе. Был очень любим прихожанами. Многие приезжали к нему с других концов города. Похоронен о. Владимир вместе с матушкой недалеко от стен Спасо-Парголовской церкви у дороги, объединяющей оба храма.

В 50-е годы в нашем храме часто совершались архиерейские богослужения с участием епископов Симеона (в миру Сергея Ивановича Бычкова, 1882-1952), ректора Ленинградских Духовных школ и Романа (Романа Йоханновича Танга, 1893-1963). Епископ Лужский Симеон служил в нашем храме ещё до архиерейской хиротонии в 1937-1938 и в 1941-1942 годах в качестве священника. С нашим настоятелем о. Александром Мошинским его связывали дружеские отношения. И похоронены они также у стен Спасо-Парголовской церкви почти рядом.

В советское время Шуваловское кладбище стало последним приютом как для многих известных городских священнослужителей, так и для деятелей науки и искусства. Здесь обрели упокоение духовник епархии протоиерей Иоанн Цветаев (1881-1966), ученый-историк, искусствововед и священник, духовник семинарии, протоиерей Владимир Каменский (1897-1969), «ленинградский златоуст», протоиерей Александр Медведский (1890-1973), протоиерей Евгений Вендеревский (1910-1974), почитаемая многими молитвенница и прозорливица «старица Никольская» схимонахиня Мария (1884-1971) и многие другие священники, диаконы, монашествующие.

Ежегодно, в первую субботу после Радоницы у могил священнослужителей и монахов служится большая панихида. Среди похороненных на кладбище в советское время, нельзя не упомянуть врача тибетской медицины, крестника Императора Александра III П.Н. Бадмаева (1849-1920); оперного певца, драматического тенора Н.К. Печковского (1896-1966); востоковедов В.М. Алексеева (1881-1951), С.Е. Малова (1880-1957), Н.В. Юшманова (1896-1946); языковеда-слависта В.И. Чернышёва (1866-1949); профессора-химика, историка Петербурга В.Я. Курбатова (1878-1957); полярного капитана В.И.Воронина (1890-1952); почвоведов С.С. Неустроева (1874-1928); К.Д. Глинку (1867-1927) и П.В. Вершинина (1899-1960); скульптора В.В. Лишева (1877-1960), четырёх из шести братьев Бутусовых, стоявших у истоков отечественного футбола: Михаила (1900-1963), Константина (1885-1942), Александра (1895-1942) и Василия (1892-1971).

В 1954 году территория Первого Парголова вошла в городскую черту, и храм, перестал относиться к Пригородному благочинию. В 70-е годы к храму приблизилась городская застройка. Деревянные дома по правой стороне Выборгского шоссе были уничтожены, а население округи увеличилось в десятки раз. Храм стал настоящим городским храмом. Именно в эти годы (с 1976 года) сюда вернулся замечательный пастырь, протоиерей Василий Лесняк (1928-1995), служивший здесь ещё в 1952-1957 годах. В первую половину 90-х годов, когда о. Василий стал настоятелем, храм стал центром возрождения православно-педагогического, литературно-православного, православно-медицинского направлений деятельности в нашем городе. При этом о. Василий был опытным духовником, отзывчивым и искренним человеком, всего себя, несмотря на недуги, отдававший служению людям и Церкви.

После кончины о. Василия милостью Божией к нам был назначен настоятелем соученик о. Василия по Жировицкой Духовной Семинарии и Ленинградской Духовной Академии опытный, один из самых уважаемых пастырей епархии протоиерей Михаил Сечейко (1926-2013). Отец Михаил был настоятелем храма 18 лет, с 1995 по 2013 г. Его стараниями храм постоянно украшался и реставрировался, успешно работала воскресная школа, было начато издание приходской газеты «Спасо-Парголовский листок».

4 июня 2013 года настоятелем назначен протоиерей Роман Ковальский.

За семь лет настоятельства отца Романа, благодаря его неустанным трудам, построены два новых храма - нижний крестильный предел Спасо-Парголовского и Храм Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших в Левашовской пустоши; Спасо-Парголовский храм отреставрирован, благоукрашен новыми иконами, расширены и полностью обновлены здание Воскресной школы и церковного дома; на приходе процветает многообразное служение общины "Забота".

Деятельность прихода Спасо-Парголовского храма
в настоящее время

При протоиерее Романе Ковальском деятельность прихода Спасо-Парголовского храма необыкновенно расширилась.

В настоящее время, по благословению настоятеля храма, на приходе ведется огромная работа по разным направлениям: образовательно-катехизическому, социальному, молодежное и миссионерское, информационное, паломническое.

На приходе успешно трудится община «Забота», состоящая из нескольких малых общин, удовлетворяющих все нужды прихода. Их названия говорят сами за себя: «Автомобильная», «Трапеза», «Педагогическая», «Помощь бездомным», «Юридическая», «Недвижимость», «Мелкий ремонт», «Трудоустройство», «Трудовая», «Паломничества», «Милосердие». При общине «Милосердие» создано сестричество, в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Сестры милосердия помогают больным в хосписе №3 и больнице святого Георгия.

Усилиями настоятеля храма протоиерея Романа Ковальского, который также является директором Церковно-приходской школы Спасо-Парголовского храма имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, школа расширилась и упорядочила свою работу.

Создан и успешно работает православный консультационный центр «Родник», с понедельника по пятницу оказывающий помощь учащимся начальной школы. В течение недели работают дошкольные отделения «Родичок» и «Ручеек».

Занятия в школе проходят ежедневно и в дневные, и в вечерние часы. Для детей и подростков от 4 до 17 лет в Воскресной школе работают вероучительные группы последовательного обучения. Помимо вероучительных групп дети занимаются в кружках и творческих коллективах по интересам. Для них работают: Детско-юношеский хор имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, клубы «Юный краевед» и «Февроньюшка», кружок детского фольклора «Нянюшки», Ансамбль народных инструментов «Отрада», детский вокальный кружок «Соловушки», детский кружок изобразительного искусства «Радуга», кружок для детей и взрослых роспись по дереву «Орнаменты России».

Многие юные прихожане Спасо-Парголовского храма (преимущественно мужского пола) занимаются в Военно-патриотическом клубе «Ратоборец». Военно-патриотический клуб «Ратоборец» основан в 2000 году при Воскресной школе Спасо-Парголовского Храма (РПЦ МП), в 2019 году вступил в ряды всероссийского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ".

Основная цель клуба – формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, подготовка к прохождению службы в рядах Российской Армии.

Преподаватели клуба – священники, педагоги, офицеры, врачи и спортсмены.

Воспитанники клуба изучают Закон Божий, военную историю Отечества, основы военной службы, военную топографию, проходят тактико-специальную, медицинскую, строевую, огневую и парашютную подготовку; занимаются дзюдо, волейболом, рукопашным боем, вольной борьбой; летом ездят в лагерь "Ратоборец" в поселке Глебычево Ленинградской области. Наши воспитанники становятся курсантами военных училищ. Многие уже прошли и в настоящее время проходят службу в рядах Вооруженных Сил РФ.

20 лет при Спасо-Парголовском храме существует футбольная команда «Суздалец» - участник и победитель многих турниров – не только межприходских, но и международных.

Помимо этого, при Спасо-Парголовском храме существует Молодежная Флотилия.

Воскресная школа для взрослых состоит из четырех ступеней. На начальной ступени изучаются «Азы Православия» (курс катехизических бесед); на первой ступени – Катехизис, Литургика, Ветхий и Новый Завет; на второй ступени – Антропология и Нравственное богословие, а также Деяния и Послания Апостолов; на третьей ступени – История Древней Церкви и История Русской Церкви. Кроме того, взрослые прихожане имеют возможность учиться церковному пению, посещать «Пастырский час» (беседы-диспуты на актуальные темы), изучать христианское толкование Псалтири, посещать православный киноклуб «Остров», вместе с детьми ставить спектакли в театральном клубе «Образ».

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]