Олег Куликов
Ныне существующий каменный Спасо-Парголовский храм был заложен 11 июля 1876 года. Храм был освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст. ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Проект Спасо-Парголовского храма был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым. Храм построен в византийском стиле.
Однако история прихода в Шувалово началась намного раньше.
Поселение Парголово существовало уже в начале XVI века (упоминается в переписных окладных новгородских книгах, которые велись для сбора и учёта податей), но оно находилось в то время значительно севернее места, где стоит храм.
В первой половине XVIII века эти земли были пожалованы как майоратное владение (то есть не подлежащее продаже и передаче, как целиком, так и по частям) графам Шуваловым, которые перевезли сюда часть крестьян из своих имений в средней полосе России. Тогда в районе будущего храма возникла Большая Суздальская слобода, названная по происхождению крестьян (из Суздальской губернии). Ныне об этом напоминают нам названия: Суздальские озёра и Суздальский проспект. Именно здесь, в Суздальской слободе, на самой высокой точке горы у большого озера и был возведён на средства графа Петра Ивановича Шувалова (1710?-1762) в 1754-1755 годах первый деревянный храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. На его освящении 7 сентября 1755 года присутствовала Императрица Елизавета Петровна. Со времени существования первого храма и до строительства храма каменного причт состоял из священника, дьячка и пономаря. Первым священником нового храма стал отец Иоанн Дмитриев, который перешёл в него для служения по приглашению графа П.И. Шувалова «от Троицкой церкви, что в Галерной гавани». После строительства храма Большая Суздальская слобода стала именоваться Спасским селом. Первый храм простоял недолго и сгорел от удара молнии 31 мая 1791 года. На его месте была сооружена каменная часовня из красного кирпича, которая стоит и поныне.
В следующем году, на склоне холма, чуть ближе к селу, на средства графини Екатерины Петровны Шуваловой, урождённой Салтыковой (1743-1816), по проекту известного архитектора Луиджи Руска (1758-1822) был сооружён новый деревянный храм. Облик второго храма на горе над озером был запечатлён на рисунке 1825 года художника Г. Г. Чернецова (1802-1865), о храме упоминает А.С. Грибоедов в очерке «Загородная поездка», опубликованном в газете «Северная пчела» от 26 июня 1826 года: «Разного рода мысли и чувства возбуждает, несколько вёрст далее, влево от большой дороги, простота деревенского храма. Одинок и построен на разложистом мысе, которого подножие омывает тихое озеро».
Ещё в 30-х годах XIX века сюда из Санкт-Петербурга приезжали дачники, снимавшие на лето крестьянские домики. Вторая волна «дачного бума» пришлась на 60-е годы. Село Спасское, которое тогда называлось уже Первым Парголовым, из всех окрестных поселений стало самым «фешенебельным». По соседству с ним возникают дачные местности Шувалово и Озерки. В 1870 году открывается Финляндская железная дорога, а в 1877 году графы Шуваловы, ввиду затруднительного финансового положения, получают Высочайшее Разрешение на продажу части своего майоратного имения «Товариществу на паях для устройства дачных помещений в Шувалове». К этому времени деревянный храм, построенный для крестьян, уже обветшал и, главное, не мог вмещать всех нуждающихся в церковном окормлении. Каменный храм, проект которого был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым (1834-?), был заложен 11 июля 1876 года.
Новый парголовский храм строился под руководством церковно-приходского попечительского общества, председателем которого был Светлейший Князь Павел Андреевич Воронцов-Шувалов (1845-1885). Сооружался храм на средства крестьян и дачников, собравших около 70 тыс. рублей. Старый деревянный храм был сохранён, а позже (в 1885-1886 годах) отремонтирован под руководством того же К.А. Кузьмина и заново освящён во имя св. благоверного князя Александра Невского.
В советское время, после 30-х годов его использовали только для отпеваний, постоянные богослужения возобновились в нём в 1967 году, после того, как была снесена Троицкая церковь в Лесном.
В новый храм из старого были перенесены древние святыни, как привезённые крестьянами графа Шувалова из средней России, так и пожертвованные прихожанами: резная из мамонтовой кости икона Успения Божией Матери XVI века; икона Троицы 1678 года, с указаниями фамилий крестьян, переехавших к нам из Суздальской губернии; резной кипарисовый Крест с изображениями Страстей Господних и двунадесятых праздников; старинная икона Всех Святых с шестью частицами мощей. К сожалению, большинство этих святынь ныне утеряны.
Основателем и строителем каменного Спасо-Парголовского храма является протоиерей Александр Александрович Налимов (1825-1883), служивший в деревянном храме с 16 мая 1871 года. В 1877 году он был назначен помощником благочинного, а в 1878-1879 годах был благочинным Заречного округа (освобождён от должности по болезни сердца).
Отец Александр происходил из священнической семьи. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию в 1847 году. 10 октября 1849 года рукоположен в сан пресвитера и назначен в приходскую церковь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского в городе Новой Ладоге (при которой была и церковь Нерукотворенного Образа). В Новой Ладоге о. Александр также был помощником благочинного. Отец Александр занимался демографическими исследованиями по Новоладожскому уезду, за что был награждён серебряной медалью Императорского Русского географического общества. У отца Александра и его матушки Марии Васильевны было пятеро детей: архиепископ Владимиро-Суздальский Николай (1852-1914); придворный протоиерей Владимир (1856-1909), кандидат богословия и методист-законоучитель протоиерей Симеон (1858-1907); супруга первого настоятеля каменного Спасо-Парголовского храма Василия
Петровича Юноковского Анна (1859-1940); профессор патристики С.-Петербургской Духовной академии протоиерей Тимофей (1862-1925). Трое из них: Владимир, Симеон и Анна похоронены на Шуваловском кладбище.
О. Александр заканчивал строительство Спасо-Парголовской церкви, будучи
уже больным, а ко времени её освящения находился за штатом. Умер он 6 апреля ст. ст. 1883 года. Погребён у главного алтаря нашего храма. Его сын, владыка Николай, в бытность свою архиепископом Финляндским и Выборгским в 1899-1905 годах часто служил в нашем храме, потому что рядом с храмом находилась могила его отца, а сестра была супругой настоятеля. Местные крестьяне очень любили его и встречали хлебом-солью, а после его смерти в Петербурге 13 июля 1914 года в Троицком Соборе
Александро-Невской Лавры священники и прихожане Спасо-Парголовского храма молились у его гроба. Могила владыки сохранилась на Лаврском Братском кладбище.
Новый трёхпридельный, рассчитанный на 850 человек Парголовский храм Спаса Нерукотворенного Образа, построенный в византийском стиле, был освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст. ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Боковые приделы были освящены: южный – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а северный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Четыре раза в год отмечаются в храме престольные праздники: 29 августа – в день иконы Спаса Нерукотворенного Образа (Центральный придел); 14 октября – в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы; 22 мая и 19 декабря – в дни памяти Святителя и Чудотворца Николая. Изящный белый храм с двумя голубыми куполами стал украшением окрестностей.
Приход Спасо-Парголовского храма был весьма обширен, и включал в себя парголовских и шуваловских жителей, а также живущих у Поклонной Горы и рядом с Успенским (ныне Северным) кладбищем. К приходу были приписаны церковь Петра и Павла в Шуваловском парке (построена в 1840 году по проекту арх. А.П. Брюллова, освящена 27 июня 1846 года), часовня во имя Александра Невского на Вокзальной горе (у Выборгского шоссе, постр. в 1881 г., рядом – памятник императору Александру II) и часовня в дер. Новосёлки. 9 (22) мая ежегодно устраивался большой крестный ход по окрестным деревням.
Храм на горе надолго оставался единственным духовным центром стремительно развивающейся дачной окраины столицы. При храме имелась библиотека, где хранились метрические книги, самые ранние записи в которых датировались серединой XVIII века. Священники храма являлись законоучителями окрестных земских крестьянских школ, две из них (I Парголовская и Шуваловская) находились совсем рядом с храмом. Сохранилась фотография молебна, открывающего праздник в пожарной части I Парголова, находившейся в двух шагах от храма.
В начале XX века при храме существовало церковноприходское попечительство, ежемесячно помогавшее деньгами двадцати беднейшим семьям прихода; на великие праздники раздавались денежные и продуктовые подарки более чем на 700 руб; проводились мероприятия по борьбе с холерой. За счёт церкви «неимущим школьникам, путешествующим и дровосекам в лесу до 80 человек за месяц раздавался чай и сахар», и каждый месяц 300-400 человек из «безработного и проходящего люда» были накормлены обедом. Председателем попечительства являлся настоятель прихода.
Можно с уверенностью утверждать, что Спасо-Парголовский храм посещали представители творческой интеллигенции, снимавшие дачи неподалёку или гостившие у своих друзей: Н.С. Лесков, А. Блок, Д.И. Мамин-Сибиряк, И.Е. Репин, Ф. Шаляпин и многие другие.
Когда возникло окружающее храм Шуваловское клабище - в точности неизвестно. Протоиерей Василий Петрович Юноковский утверждал в 1910 году (видимо, исходя из метрических книг), что первое захоронение было произведено здесь в 1769 году. Ныне самой старой из существующих могил считается могила Елизаветы Михайловны Кассель, умершей в 1843 году. Бытует мнение, что кладбище во всё время своего существования оставалось непопулярным и малозаметным. Однако это не так. Уже в XIX веке здесь хоронили лиц знатного происхождения и священнослужителей. Так, до революции здесь были похоронены статс-секретарь Государственного Совета В.А. Железников (1841-1889) с супругой; сенатор, генерал-лейтенант, наказной атаман Оренбургского казачьего войска, Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор Г.В. Жуковский (1800-1880); протоиерей церкви при доме градоначальника о. Пётр Симеонович Никольский (ум. 1893 г.); протоиереи о. Феодор Лекарев (1848-1911), о. Иоанн Ветвеницкий (1819-1886) и другие священнослужители; представитель старейшего дворянского остзейского рода O.K. фон Беренс (1838-1890); П.Н. Бодиско, урожд. графиня Нирод (1839-1905); одна из первых в России женщин-врачей А.Н. Жегина (1855-1896), архитектор, академик И.А. Монигетти (1819-1878) и другие.
На рубеже XIX и XX веков храм уже не мог вмещать всех приходивших богомольцев. В летние праздники: на Троицу, Преображение вокруг него стояли толпы народа. Было решено построить ещё один храм у Поклонной горы. И 4 мая 1904 года при участии св. прав. Иоанна Кронштадтского была освящена новая Свято-Троицкая церковь в Озерках (ныне - баптистская).
В годы советской власти Спасо-Парголовская церковь оставалась одним из немногих никогда не закрывавшихся храмов епархии. На сегодняшний день известно трое клириков нашего прихода, принявших мученический венец от богоборческих властей. Это настоятель храма, протоиерей Алексей Грацианов (1879, 1881?-1942?), арестованный и высланный в Астрахань в 1935 году, умерший в заключении; протоиерей Николай Краснопевков (1894-1941), который был сыном диакона нашего храма, о. Михаила Краснопевкова и служил здесь с 1918 по 1931 год, он был арестован в 1937 году и погиб в концентрационном лагере на Колыме; настоятель нашего храма протоиерей Стефан Черняев (1886-1937), расстрелянный в Ленинграде 12 ноября 1937 года. Исповедниками веры, пережившими гонения за имя Христово были о. Владимир Шамонин (1882-1967), настоятели протоиерей Филофей Поляков (1893-1958), Александр Мошинский (1885-1955) и, вероятно, другие.
Во время Великой Отечественной войны храм стал утешением в скорбях всем страждущим от голода и лишений. Подтверждением этому служит медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которой был награждён наш блокадный настоятель протоиерей Александр Мошинский.
В конце войны, в 1944 г. в наш храм был назначен в качестве штатного священника исповедник, опытный пастырь, подвижник и поэт протоиерей Владимир Шамонин, память о котором трепетно хранится в нашем приходе. Происходил из дворян. Родился в Орле. За сочувствие волнениям 1905 года был отчислен из юнкерского училища, попал в Петропавловскую крепость, но раскаялся и по поручительству столичного митрополита Антония (Вадковского) поступил в Духовную Академию. Служил в с. Покровское (ныне ст. Войбокало), потом в Феодоровском соборе, был настоятелем в Николо-Барградском храме, известном тогда на всю столицу чудотворной иконой Божией Матери «Скоропослушница», в храме св. Бориса и Глеба на Синопской набережной. В 1933 году арестован, провёл несколько месяцев в тюрьме, затем выслан на Дальний Восток. Был любим всеми ссыльными от духовных и политических до уголовников, изумляя всех кротостью, любовью, силою духа, отзывчивостью и стремлением помочь каждому. В 1937 году был возвращён из ссылки, без права проживания в крупных городах. Смог вернуться в Ленинград и к служению лишь в конце войны. Вначале, по разрешению о. Александра Мошинского до воссоединения с семьёй жил в сторожке при храме. Был очень любим прихожанами. Многие приезжали к нему с других концов города. Похоронен о. Владимир вместе с матушкой недалеко от стен Спасо-Парголовской церкви у дороги, объединяющей оба храма.
В 50-е годы в нашем храме часто совершались архиерейские богослужения с участием епископов Симеона (в миру Сергея Ивановича Бычкова, 1882-1952), ректора Ленинградских Духовных школ и Романа (Романа Йоханновича Танга, 1893-1963). Епископ Лужский Симеон служил в нашем храме ещё до архиерейской хиротонии в 1937-1938 и в 1941-1942 годах в качестве священника. С нашим настоятелем о. Александром Мошинским его связывали дружеские отношения. И похоронены они также у стен Спасо-Парголовской церкви почти рядом. Владыка Роман был сначала епископом Таллинским (1950-1955 годы), затем Лужским (до 1956 года), обе эти кафедры являлись Ленинградскими викариатствами. Епископ Роман также хорошо знал и уважал о. Александра Мошинского и после богослужений часто заходил к нему на чай в его дом на озере, а после смерти возглавил отпевание «блокадного настоятеля».
В советское время Шуваловское кладбище стало последним приютом как для многих известных городских священнослужителей, так и для деятелей науки и искусства. Здесь обрели упокоение духовник епархии протоиерей Иоанн Цветаев (1881-1966), ученый-историк, искусствововед и священник, духовник семинарии, протоиерей Владимир Каменский (1897-1969), «ленинградский златоуст», протоиерей Александр Медведский (1890-1973), протоиерей Евгений Вендеревский (1910-1974), почитаемая многими молитвенница и прозорливица «старица Никольская» схимонахиня Мария (1884-1971) и многие другие священники, диаконы, монашествующие.
Ежегодно, в первую субботу после Радоницы у могил священнослужителей и монахов служится большая панихида. Среди похороненных на кладбище в советское время, нельзя не упомянуть врача тибетской медицины, крестника Императора Александра III П.Н. Бадмаева (1849-1920); оперного певца, драматического тенора Н.К. Печковского (1896-1966); востоковедов В.М. Алексеева (1881-1951), С.Е. Малова (1880-1957), Н.В. Юшманова (1896-1946); языковеда-слависта В.И. Чернышёва (1866-1949); профессора-химика, историка Петербурга В.Я. Курбатова (1878-1957); полярного капитана В.И.Воронина (1890-1952); почвоведов С.С. Неустроева (1874-1928); К.Д. Глинку (1867-1927) и П.В. Вершинина (1899-1960); скульптора В.В. Лишева (1877-1960), четырёх из шести братьев Бутусовых, стоявших у истоков отечественного футбола: Михаила (1900-1963), Константина (1885-1942), Александра (1895-1942) и Василия (1892-1971).
В 1954 году территория Первого Парголова вошла в городскую черту, и храм, перестал относиться к Пригородному благочинию. В 70-е годы к храму приблизилась городская застройка. Деревянные дома по правой стороне Выборгского шоссе были уничтожены, а население округи увеличилось в десятки раз. Храм стал настоящим городским храмом. Именно в эти годы (с 1976 года) сюда вернулся замечательный пастырь, протоиерей Василий Лесняк, служивший здесь ещё в 1952-1957 годах. Он был настоящим подвижником православия. Ещё до падения богоборческой системы он создал вокруг себя кружок активной православной молодёжи, из которого вышел не один десяток пастырей, монашествующие и архиерей. Причём многие из них повстречались с батюшкой ещё не будучи воцерковлёнными. В первую половину 90-х годов, когда о. Василий стал настоятелем, храм стал центром возрождения православно-педагогического, литературно-православного, православно-медицинского направлений деятельности в нашем городе. При этом о. Василий был опытным духовником, отзывчивым и искренним человеком, всего себя, несмотря на недуги, отдававший служению людям и Церкви.
После кончины о. Василия милостью Божией к нам был назначен настоятелем соученик о. Василия по Жировицкой Духовной Семинарии и Ленинградской Духовной Академии опытный, один из самых уважаемых пастырей епархии протоиерей Михаил Сечейко. Стараниями о. Михаила храм постоянно украшался и реставрировался, успешно работала воскресная школа, было начато издание приходской газеты «Спасо-Парголовский листок».
После кончины о. Михаила настоятелем назначен протоиерей Роман Ковальский.