Ирина Ивановна Иванова
«Дидахи» как древнейший катехизис:
структура, главнейшие идеи, особенности, учение о Таинствах.
Учение 12 апостолов – «Дидахи» - наиболее ранний из известных вероучительных и литургико-канонических памятников христианской письменности Первенствующей Церкви.
Начиная с апостольских времен в Церкви Христовой не возникало вопросов о наличии церковных или нецерковных элементов в литургической жизни первых христиан. Чистота веры в первые времена земного рождения Церкви омывалась кровью христиан. Именно в это время христианская вера неудержимо распространялась как среди иудеев, так и среди языческих народов Римской империи. Крещение новых членов Церкви следовало сразу же за исповеданием веры во Христа без предварительной подготовки. Для христиан из иудеев такая подготовка была не нужна. Что касается христиан из язычников, то ее заменяла апостольская проповедь (Деян. 20 гл.). Когда прошло время апостольской проповеди и началось земное возрастание Церкви, от желающих вступить в Церковь Христову стало требоваться предварительное обучение. Подготовка к сознательному принятию Таинства Крещения через оглашение – катехизацию являлось одной из главных задач Древней Церкви. Человек должен был перед принятием Крещения научиться основам христианской веры, и научиться жить по Евангелию.
Учение 12 апостолов - «Дидахи» является кратким учебником жизни катехизаторского характера в котором простыми словами изложены те наставления и правила церковной жизни, которые преподавались новообращенным христианам.
Об анонимном авторе учения трудно что-либо сказать. Имя его неизвестно, но нет сомнения в том, что он был обучен Истине апостольской проповедью и был их последователем. А стиль его письма наводит на мысль что он был пастырем добрым и учителем Древнехристианской Церкви.
«Дидахи» по своей структуре изложения напоминает классическую музыкально-словесную симфонию. (Симфония – от греческого слова «созвучие»). В нем также как в музыкальном симфоническом произведении четыре части которые различны по содержанию (характеру звучания), но составляют единое целое произведение. Первая часть (гл.1-6) готовит оглашаемого ко крещению. Вторая литургическая часть (гл.7-16) направлена прежде всего к пастырям. В ней повествуется о Крещении, посте, молитве и Евхаристии. В третьей (дисциплинарной) части ведется рассказ о древних церковных служениях. Четвертая (эсхатологическая) часть повествует нам о последних грядущих временах и готовит христианина к личной эсхатологической встречи со Христом. Связующей нитью в Учении Господа, (переданное) народам через 12 апостолов является путь истинной жизни человека, устремляющего свой взор в горняя, в Небесный град Иерусалим.
Первые катехизические главы «Дидахи» открывают нам учение о «двух путях»: «один – жизни и один – смерти; велико же различие между обоими путями» (Дид. 1,1). «Одни наставления излагают, что нужно делать или чего избегать, чтобы оставаться на пути жизни (Дид. 1-4), другие описывают путь смерти (Дид. 5) и дают соответствующие нравственные увещания и предостережения» [Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV в.]. Путь жизни заключается в обретении любви к Богу, и к ближним своим, которых надо любить как самого себя, в призыве благословлять проклинающих, любить и молиться за врагов. Эти призывы к любви и молитве дают возможность христианину обратиться к Господу со словами: «Ты мой Бог; услыши Господи, голос молений моих!» (Пс. 139.7). Далее идут увещания уклоняться от мирских и плотских похотей.
Особой теплотой и любовью к братьям по вере проникнуты слова автора учения (наставления премудрого) в третьей и четвертой главах «Дидахи», который многократно обращается к ним, как возлюбленным детям: «Чадо мое! Бегай всякого зла и всего подобного ему» (Дид.3.1). «Не будь ни ропотником, поелику ропот доводит до богохульства…» (Дид.3.6). А далее идут слова увещания, каким же должен быть человек возлюбивший Христа: «Но будь кротким, поелику кроткие наследуют землю» (Дид. 3.7). Слова этого наставления перекликаются со словами из Нагорной проповеди Спасителя: «Блажени кротции, яко тии наследят землю» (Мф 5:5). В основе этого наставления лежат слова Самого Господа нашего Иисуса Христа: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).
Заканчивается описание пути жизни кротким наставлением хранить и исполнять заповеди Божии, постоянно исповедуя свои грехи, очищая тем самым свою совесть. «Не оставляй заповедей Господа, но храни то, что принял…» (Дид.4.13). «В церкви исповедуй преступления свои и не приступай к молитве своей в лукавой совести. Этот путь есть путь жизни» (Дид.4.14).
Полная противоположность истинному пути, пути жизни, на котором растет доброе семя, это путь к смерти: «Прежде всего он лукав и исполнен проклятия» (Дид.5.1). Это путь зла, он страшен, обманчив и коварен, он приведет к погибели, если христианин, вступая на него, сойдет с пути жизни. «На этом пути гонители добра, ненавистники истины, любители лжи…» (Дид.5, 2). На этом пути, враг сеет между пшеницей и плевелы: «Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего…, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13:40-42).
История христианской Церкви берет свое начало со дня Пятидесятницы и сошествия Святого Духа на апостолов, которые вышли на всемирную проповедь о Распятом и Воскресшем Спасителе мира. Именно в этот день рождения Церкви исполнились слова Господа, обращенные к апостолам еще до Его Вознесения: «…но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). Последователи апостолов искренно и дерзновенно исполняли заповедь Христа о Евангельской проповеди: «Итак идите, научите все народы крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все…» (Мф 28:19-20). Без сомнения автору этого произведения было известно учение и о Святой Троице: «Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего…» (Дид.10,3). Бог Отец открыл нам знание о Себе, веру в спасение от смерти, даруя нам жизнь вечную: «через Иисуса, Отрока» Своего (Дид.10,1). Наравне с Отцом и Сыном Богом является и Дух Святой: «хула на Духа не проститься человекам…» (Мф 12,31) и «этот грех не отпустится» (Дид.11,7).
Именно во второй литургической части Учения 12 апостолов мы находим ценнейшие указания о том, как должно совершаться Таинство Крещения, как нужно поститься, молиться и совершать Евхаристию, чтобы сохранить верность духу Новозаветной Церкви. «А что касается крещения…крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде» (Дид.7.1-4).
Особое место в этом повествовании уделяется Таинству Евхаристии. Все члены Церкви Христовой в то время были рассеяны по всем концам земли и воссоединиться они могли только в Таинстве Евхаристии. «Что же касается Евхаристии, совершаем её так» (Дид.9.1). Далее идут слова благодарения о Чаше и о Хлебе «ломимом». «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так Церковь Твоя от концев земли соберется в Царствие Твое…» (Дид.9.4).
В заключительной части Учения 12 апостолов автор уделяет огромное внимание концу Истории вселенной, пришествию Господа нашего Иисуса Христа «грядущего на облаках небесных», а также личной встрече человека с Живым Богом (Дид.16, 8). «Пожелав быть с Богом и намерившись идти по «Пути Жизни», человек отрицается зла и попадает в таинственный мир Церкви. Но мало принять Крещение. Вознамерившись соединиться со Христом, человек настраивает себя на постоянную борьбу со своими страстями. Восходит на Голгофу, уподобляясь своему Спасителю Богу. Хранит в себе Дары Святого Духа, получаемые в таинствах Крещения, Евхаристии, других таинствах Церкви. А если теряет, то, со слезами покаяния снова обретает. К этому призывает автор Дидахи в конце своего повествования». [Легеев М., свящ. Патрология. Период Древней Церкви: с хрестоматией. – СПб.: Изд-во СПбПДА, 2015.- С. 63.]