Протоиерей Александр Зелененко

Главная задача служения Церкви была и остаётся неизменна – это воцерковление православного народа.

В связи с тем, что в ХХ веке христианское образование оказалось практически разрушенным, а миссионерско-катехизаторская деятельность масштабно не развивалась, в настоящее время имеется острая необходимость ознакомления основной массы уже крещеных людей с основами православного вероучения, мировоззрения и духовной жизни в церковном укладе.

Каждое из четырех основополагающих видов церковного служения (а это миссионерское, катехизаторское, учительное и пастырское) на пути воцерковления людей, имеет своё место и назначение, свою направленность, содержание и взаимосвязи.

Миссионерское служение (в миру), призвано пробуждать в людях веру, обращать ко Христу и направлять их к Церкви.

Катехизаторское служение направлено первоначально на оглашение уверовавших (научению их основам веры) и их Крещение.

А затем на последующее воцерковление, посредством приобщения их ко всем сферам церковно-общинной жизни, для наилучшей ориентации и сознательной духовной жизни.

Учительное служение заключается в том, чтобы системно и целостно (сообразно аудитории учащихся) преподать предметное содержание основ церковного вероучения и православного мировоззрения. Обучение при этом должно носить воспитующий характер.

Учительное служение может принадлежать и не только духовным лицам, каковы родители в отношении к своим детям, восприемники в отношении к воспринятым, миряне, преподаватели церковно-приходских Воскресных школ разного типа и духовно-учебных заведений различного уровня, от начального до высшего.

Пастырское служение универсально, ответственно и способно вмещать в себя все предыдущие виды служений, восполняя их. Оно призвано заложить практическую основу церковной жизни, руководствовать пасомых в устроении, поддержании и совершенствовании духовной и общинно-приходской жизни на пути к спасению.

Все эти виды церковных служений взаимосвязаны как звенья одной цепи, где от предыдущего звена, зависит последующее. Например:

При отсутствии или недостатке миссионерского дела и его плодов,

- малого количества обращенных к вере и Церкви людей, пострадают все последующие виды церковных служений.

При отсутствии или некачественности катехизации новообращенных и крещеных людей, не получивших базовых основ веры и навыков церковной жизни, трудно будет их мотивировать на молитвенно-евхаристическую жизнь и духовно-образовательную деятельность, чтобы преподать им вероучительное знание, в котором они нуждаются, но этого не осознают.

Как же при этом недостатке людей на приходах (без должного миссионерского служения), их непросвещенности, необученности азам и основам веры, при отсутствии навыков молитвы, поста, духовного чтения, и общения (как не решенных задач катехизации и духовного образования), будет осуществляться пастырское окормление и руководство?

На сегодняшний день мы видим, что наиболее востребованной в нашем обществе является деятельность не церковно-педагогическая и пастырская, а миссионерская и катехизаторская т.к. в жизни большинства крещеных людей преобладает состояние духовного неведения, маловерия, невежества и нерадения о воцерковлении. Сейчас остро стоит вопрос о том, как и каким образом организовать и осуществлять миссионерскую и катехизаторскую деятельность силами приходов.

Поэтому, катехизическая (веропросветительская, веронаставническая и веропреемственная) деятельность Церкви должна проникать и пронизывать подобно солнечному лучу, все места общественной жизни, сферы и уровни человеческой деятельности, охватывать все возраста и слои общества, как и евангельское благовестие.

Процесс катехизации – это не только веропросветительское знание, но приобщение ко всей совокупности и полноте церковной жизни, вершиной и средоточием которой является Евхаристия.

При целостном подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов:


а) приобщение оглашаемых лиц, готовящихся к сознательному принятию Крещения, к основам православной веры;

б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);

в) духовно-нравственная, аскетического характера жизнь в церковном укладе;

г) деятельная общинноустроительная жизнь на церковном приходе с выполнением определенного послушания и дел милосердия. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3: 19-20).

плодами катехизации являются познание основ церковного вероучения, православного мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в её таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии.

Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван по профессиональной принадлежности, к чему имеет от Бога дар (будь то врач, учитель, воспитатель, строитель, водитель, руководитель и т.д.) (см. 1 Кор. 7:20).

В основе всякого человеческого начинания и дела, мерилом всего, должен быть пример Богочеловека Иисуса Христа, Евангельское учение любви, которое проливает Свет Божественной Истины на все человеческие дела, пути и творчество, выявляя их богоугодность или пагубность.

Воцерковление человека – это сложный, поэтапный, целожизненный процесс, простирающийся через земную жизнь в жизнь вечную. «Эта же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3)

Если Христос – есть Истина, то Церковь – Столп и утверждение Истины на земле;

Если Христос - Путь, то Церковь Христова есть наша Путеводительница;

Если Христос есть Жизнь, то Церковь Христова есть школа богоугодной жизни во Христе;

Если Христос наш Учитель, то Церковь Христова есть Училище богообщения, богопознания, богопочитания и богоуподобления Его примеру.

Если Христос наш Искупитель и Спаситель, то Церковь Христова учит побеждать искушения от духа мира сего, сохранять верность Христу, искать Богоугождения и спасения.

Святая Церковь, учрежденная Господом – есть наша Путеводительница по спасительному пути христианской жизни, не следуя которому мы легко и быстро сбиваемся и уклоняемся на погибельные пути, каковых значительно больше, чем тот единственный, каким нас ведет Христова Церковь. Путь веры, молитвы, покаяния, исправления, следования Божиим заповедям, доброделания и христианского совершенствования.

Важно понимать, что принадлежность к Церкви определяется не знанием вероучения, нравоучения, истории Церкви, а прежде всего благодатной жизнью в годовом богослужебном круге с регулярным и достойным участием в церковных таинствах. Тогда церковная жизнь не стесняет, не ограничивает, не нарушает свободы, она поддерживает и помогает духовному возрастанию человека. Но помимо вхождения в Церковь, обретения первичного опыта церковной жизни существует непростая задача сохранения благочестивого образа этой жизни. Ведь эта жизнь может быть разрушена путем столкновения с другими стандартами, другими, аморальными нормами жизни мира сего с его вызовами и соблазнами.

Православие - это прежде всего жизнь в соответствии с евангельской нормой веры и нравственности, а не только внешние культурные проявления или церковно-обрядовые действия человека.

Быть церковным человеком - это,

во-первых, значит иметь личную веру в Бога, уверенность в Нём, доверие и верность по отношению к Богу и Церкви.

Во-вторых, - взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму, в которой может развиться и вырасти личное благочестие.

В-третьих, - лично стремится к полноте богообщения в Таинствах Церкви, в богослужении, в личной духовной и нравственной жизни.

В-четвертых, - лично стремится жить по заповедям Божьим.

В-пятых, - необходимо находиться в догматических (правоверных) и канонических (общеобязательных для членов Церкви правилах отношений и жизни) рамках.

О признаках истинного воцерковления

Воцерковление – это начало личных отношений с Богом, начало осознанной духовной жизни, осмысление мира, человека в мире, познание жизни, её назначения и смысла, и, наконец, вхождение в само бытие церковной общины.

Воцерковление – это встреча с Истиной, начало обожения человека. С другой стороны, воцерковление – это преобретаемый постепенно опыт молитвы, борьба с искушениями, а так же опыт внутреннего выбора пути жизни и самого образа жизни.

Воцерковление это сознательный самовоспитательный процесс, направленный на искоренение страстей и раскрытие христианских добродетелей, (особенно верности, душевной чистоты, искренней любви и служения), что поможет человеку строить свою жизнь душеспасительно.

Основой воцерковления является, с одной стороны, регулярное участие в церковных таинствах и прежде всего в Таинстве таинств - в святой Евхаристии. С другой стороны, - нравственно-аскетический труд в соответствии с евангельскими заповедями – противостояние греховным страстям и понуждение себя к доброделанию.

Воцерковление человека это своего рода самовоспитание, саморазвитие и самообразование – или церковное образование (как поэтапное, целостное вызревание личности христианина в соответствии Первообразу или повышение уровня богоподобности в добродетели; особенно в силе и качестве любви, её жертвенности).

Иными словами целью воцерковления является православный образ жизни: не только знание вероучения, не только способность отличать Православие от иных конфессий, не только знание духовной культуры страны, не только религиозное краеведение, религиозное искусствоведение, - в первую очередь способность людей использовать христианскую евангельскую мотивацию в своей личной, семейной, общественной и даже профессиональной деятельности.

Итогом воцерковления, или если мы говорим о детях, итогом христианского воспитания нужно считать не вышколенность, а обретение внутренней, основанной на Евангелии и опыте жизни Церкви, системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. Система эта должна быть движущейся, развивающейся.

Система ценностей отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в приверженности и, наконец, в любви к истине. В сущности, человек может считаться состоявшейся личностью только тогда, когда у него не просто появились понятия добра и зла, а когда они руководят его волей. Только тогда он становится способным к настоящему диалогу с миром, не растворяясь в нем, не теряя своей совести и христианского богоподобного достоинства.

У нас отсутствует опыт научения жизни церковной, мы больше увлечены аскетикой и обрядами. Но без церковности нет духовности и единства с Богом, как важнейшего условия нашего спасения. «С Господом тот, (по слову свт. Феофана Затворника), кто с Церковью; будем так, не суемудрствуя, и будем на спасенном пути».

В воцерковлении необходимо приобщать к евангельской нравственности и нравственно-аскетическому труду, а не к правилам, обрядам и требованиям.

Воцерковление человека не поддается детальному исследованию, прогнозированию и расчету. Его нельзя исчислить суммой богословских знаний.

Результатом его может считаться только духовный опыт, особое устроение души человека. В этом специфика христианской педагогики. Концептуально ее следовало бы понимать как таинственно-запредельный процесс богочеловеческого воспитания, и весь учебный материал должен быть средством достижения этой великой цели.

Главный смысл и задача православной педагогики, по мнению протоиерея Василия Зеньковского, состоит в том, чтобы через воцерковление приблизить подрастающее поколение к Богу, обучить подлинной жизни во Христе, помочь в освобождении их от власти греха, через благодатное восполнение дарами Церкви и содействовать раскрытию и одухотворению образа Божия в них.

Под воцерковлением следует понимать не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.

Воцерковить значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с людьми церковной общины, сделаться христовыми по духу, нраву, отношениям, и через это живой клеточкой богочеловеческого организма - Христовой Церкви.

Церковная община является зримо явленной Церковью. Воцерковление не может быть таковым вообще, оно обязательно должно быть направлено на вхождение в жизнь конкретной христианской общины. Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостоличность.

Единство - как целостность личности в духовном единстве с Богом и церковной общиной.
Оно достигается по благодати при духовно-трезвенной жизни: непрельщенности ума, неоскверненной совести, преодолением внутреннего разделения сил души (ума чувств и воли); преодолением разномыслия и нестроений в семье, церковной общине, обществе.

Святость - как хранение целомудрия и нравственной чистоты в мыслях, чувствах, желаниях, отношениях, поведении и жизни. Достигается через молитвенно-покаянную жизнь, искоренение страстей, при участии в церковных таинствах, следовании Божиим Заповедям и богоуподобление в добродетели, высшая из которых любовь.

Соборность - это всецелостная, всеединая духовная сопричастность христианина с Богочеловеческим телом Церкви – Богом и церковной общиной. Она выражается в единстве правой веры, молитвы, церковных таинств, богоугодных делах и единодушном служении в духе любви членов церковной общины.

Апостоличность – это деятельное свидетельствование подобно апостолам, правой христианской веры и любви - словом, делом, жизнью и служением в окружающем мире в соработничестве Христу (см. 1 Тим. 4:12).

Противоположным понятию воцерковление по духу, направленности, смыслу и содержанию является понятие обмирщение - страстная зависимость и вовлеченность в мирскую жизнь с её земными, материальными интересами (где царит похоть плоти, похоть очей и гордость житейская), далеко уводящими людей от церковной, богоугодной жизни по заповедям в евангельском духе.

Пренебрежение благодатным опытом Церкви — это не только грех, но и роковая ошибка, гибельная для самого человека. Господь говорит, что «если кто Церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18: 17). Так условно названы люди, находящееся в крайней духовной опасности. Не отверженные, но сами отвергающие истину, не проклятые, но проклинающие себя своим пренебрежением к Церкви Божьей.

Вот почему с понятием духовной жизни неразрывно связано понятие воцерковлённости, то есть соответствие тем внешним и внутренним требованиям (устроения своей жизни по церковному чину, духу и укладу), которые позволяют нам не только называться, но и быть христианами.

Важно, чтобы процесс катехизации был непрерывным, последовательным, целостным, всеохватным и качественным (стремящимся к совершенству, моделирующим свойства Промысла Божия).

Взяв за основу устроение катехизаторского дела, понятие Промысла Божия (как любвеобильного попечения о человеке и человечестве, который можно уподобить Божественной Педагогике) и смоделировав его с учетом того, как определяет Его свт. Филарет (Дроздов). Мы приходим к пониманию Его, как Вселенского Богочеловеческого педагогического процесса, в котором непрестанно проявляется действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы всего сотворенного, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, возникающее через удаление от добра зло пресекает или поправляет и обращает к добрым последствиям.

С учетом свойств Промысла Божия, Его а) всеохватности, б) непрестанности, в) премудрости, г) целостности и д) совершенства, мы сделали попытку организовать на приходе подобным образом службу Приходского консультирования с моделированием этих свойств.

а) Всеохватность выразилась в том, что бы никому из приходящих в храм и обращающихся не отказывать в общении, пояснении и ответах на их вопросы.

б) Непрестанность (и доступность) в том, что по субботам, воскресным и праздничным дням консультируют миряне-катехизаторы, по будням преимущественно священнослужители и свечницы; во внебогослужебное время – телефон справочной службы, а в любое другое время ответ можно получить через страничку на сайте храма.

в) Премудрость - выражается в тщательной продуманности устроения службы ПК, с учетом имеющегося опыта.

г) Целостность - в оказании обращающимся максимально возможной помощи, по многим направлениям и нуждам (просветительского, социально-благотворительного, миссионерского и медицинского характера).

д) Совершенство - в улучшении качества работы приходских консультантов и самой службы ПК, чему содействуют проводимые семинары по вопросам консультирования и консультативной службы.