Грицай Александр Алексеевич

Огласительные беседы – начало обретения христианской веры.

«Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (к Римлянам 10.13-14)

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (от Матфея 28.19-20)

Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Оглашение имеет целью не только научить основным истинам веры, но и убедиться в искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой.
Участие человека в оглашении представляет собой результат принятия им свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь.

Православная Церковь принимает в свое лоно новых членов осуществляя Крещение тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев – посредством веры воцерковленных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых - после подготовки к сознательному принятию Крещения.

По статистике в России около 80% христиан. Из них только малая часть (около 3%) посещают богослужения в Церкви, а истинно верующих и того меньше. Во время безбожной власти в России научение вере (оглашение) перед крещением практически было запрещено и невозможно. Результат - основная часть крещенных не просвещена в вере и практически не учавствует в деле своего спасения через участие в богослужениях Церкви.

Малополезно участие в Таинстве Крещения неподготовленного человека, который, по вере крестится сам или крестит младенца во имя Отца и Сына и Святаго Духа, не представляет себе, в чем же эта вера заключается, и какие последствия этот шаг должен иметь для его жизни.

Апостол Павел благовествует: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия". (Послание к Римлянам 10:17). Многие родители и крестные крестят младенцев, не осознавая своей ответственности в обещании Богу за младенца об отречении от сатаны и о сочетании со Христом. Сами не знают ни Заповедей Божьих, ни основ православной веры и детей не ведут к Богу и спасению…

Основные христианские обязанности родителей и восприемников:

1. Молитвенная.
2. Вероучительная.
3. Нравоучительная.

Что означает:

- самим молиться за крещаемых младенцев и научить их молитве по мере их возрастания, чтобы они могли общаться с Богом и просить Его помощи во всех жизненных обстоятельствах.
- обучать крестника основам православной веры
- на собственном примере крестный должен явить своему крестнику образ церковного человека, не на словах, а на деле показать, что такое любовь, доброта, милосердие, послушание, ответственность и т. д...

А если они сами не достаточно образованы, то необходимо сначала самим получить начальное духовное образование и желательно, чтобы они на огласительных и катехизаторских беседах прошли обучение в церковно-приходской воскресной школе. Чему они могут научить крестника, если они сами мало утверждены в православной вере?

Для того, чтобы крестник возрастал настоящим добрым христианином и возрождается в Церкви традиция оглашения крещаемых взрослых, родителей и крестных родителей (восприемников) младенцев перед крещением Евангельской проповедью, благодаря которой человек поверил бы во Христа и посредством катехизации(от греч. katecheo -«оглашать, устно наставлять, учить») через познание христианской жизни стал бы полноправным членом Православной Церкви, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки. На огласительных и катехизаторских беседах преподаются начальные знания О вере и о Боге; О сотворении человека и грехопадении людей; Об Иисусе Христе, Сыне Божием – Спасителе мира; О Церкви; таинствах Церкви и Заповедях Божьих…

Потом, по мере познания слова Божьего, вера начинает расти, становиться больше, и мы становимся богаче верою и любой христианин может спастись, но этого нужно хотеть, нужно стремиться всем к познанию Бога и стяжанию Духа Святого.