Ирина Ивановна Иванова
«Пастырь» Ерма: цель написания, особенности жанра, богословие
«Пастырь» Ерма — это один из древнейших памятников христианской письменности. Характер содержания этого труда позволяет утверждать, что он был написан в период мужей апостольских, когда перед ними стояла цель просвещения множества людей христианской верой и осмысленным вхождением в Церковь. Тематика и проблематика «Пастыря» выражена при помощи богословия таинств и человеческого труда. Также в тексте прослеживается характерная для того времени тематика двух путей (спасения и погибели) и соответствующая ей экклезиология, т. е. учение о Церкви. «Правда имеет путь прямой, а неправда-кривой» (Заповеди. 6:1. Хрестоматия, с.266).
Это произведение целиком посвящено теме покаяния. Главной заботой автора книги, является сердечный призыв христиан к покаянию. Пока идет строительство башни (Церкви) у человечества еще есть время для поиска истинного пути - пути жизни. Ибо после второго пришествия Господа наступит конец мира. По мнению автора «Пастыря», некоего Ерма, человек может пребывать в Церкви, только если он непрестанно пребывает в покаянии. Покаяние в глазах автора «имеет самое важное значение: является фундаментом, образующим Церковь».
Данный труд имеет жанр апокалипсиса, т. е. откровения. Господь открывал пророкам будущее израильского народа, чтобы в очередной раз предупредить и призвать Израиль к исправлению. Ерм так же берет на себя функцию пророка, который предупреждает о грядущих тайнах промысла Божия и пытается образумить человечество и расположить его к покаянию.
По сюжету «Пастырь» напоминает собой Откровение апостола Иоанна Богослова и содержит похожие темы и использует те же образы Христа Спасителя, Антихриста и др. Но, в отличие от более позднего Откровения апостола и евангелиста Иоанна, которое предназначено семи церквам, «Пастырь» Ерма делает акцент на личном спасении каждого конкретного человека.
В «Пастыре», как уже было сказано, особо место занимает тема покаяния. Потому что Покаяние «есть великий разум» (Зап. IV,2.2-4). С ней также тесно переплетена тема возникновения и развития Церкви в истории. Член Церкви имеет возможность очиститься от скверны греха и быть обновленным. Господь Иисус Христос является источником обновления, живой водой, которая напоит жаждущего на пути поиска Истины, следуя Его Заповедям. Ерм ярко очерчивает божественную природу Господа – Сына Божия, который является как бы «новой дверью для того, чтобы желающие спастись через нее вошли в царство Божие» (Под.IX,12). Тема двух путей — жизни и погибели — в общем, присуща мужам апостольским, и, в частности, характерна для данного произведения.
Покаяние для «Пастыря» спасительно только в случае полноты и максимальной глубины — включая устранение от греховных чувств и помыслов. Оно очищает всего человека, включая дух, возжигающее ревность к угождению Христу и наставляющее его на верный путь. Также покаяние должно вести к неотвратимому исправлению, и оно еще в земной жизни должно принести свои плоды, иначе духовная жизнь человека вряд ли будет возможна. Так «Пастырь» показывает верный путь духовного возрастания человека и постепенного приближения его к Богу.
Церковь предстает в «Пастыре» в двух образах: женщины и башни. Первый: «Кто, ты думаешь, та старица…Она есть Церковь Божия» (Вид.II,4,1). Церковь в образе женщины возникает в трех видениях — от пожилого возраста умаляясь образом до образа молодой женщины, показывая процесс очищения членов Церкви от грехов покаянием, а также извержением недостойных своих членов и от всего греховного. Также образ старицы можно истолковать как изначальность бытия Церкви, ее древность и предвечность о ней Божьего замысла.
Образ второй: «Башня, которую видишь строящейся, — это я, Церковь…» (Вид.III,3,3). Церковь в образе башни предстает в «Пастыре» строящейся из камней. Она основана на краеугольном Камне-Христе, а остальные камни — это иные люди. Если член Церкви шлифует себя аскезой и послушанием, чтобы стать достойным носить имя христианина, он становится частью монолитного и величественного ее здания. «Здание башни казалось построенным как будто из одного камня» (Видения. 3:2. Хрестоматия, с.253). Если же человек не достоин или находится на рубеже покаяния и вхождения в Церковь, его камень лежит неподалеку от этого великого и божественного строения.
Также в «Пастыре» одной из основных тем является рассуждение о роли Христа в Церкви. Этот Камень-Христос имеет в себе дверь, и только через Него люди могут попасть в Церковь: «Имя Сына Божия велико и несоизмеримо, и оно держит весь мир» (Подобия. 9:14. Хрестоматия, с.297). Таким образом, весь путь жизни христианина состоит в подражании Христу и следовании Его заповедям. «Никто не войдет в царство Божие, если не примет имени Сына Божия…» (Подобия.9:12-13. Хрестоматия, с.292).