Каждый христианин, член церковного прихода, призван осуществлять просветительскую миссию с целью преемственной передачи своей веры, духовных ценностей, религиозных убеждений (вероучения), мировоззрения и опыта духовной жизни другим: «… кто веруя, будет жить по заповедям Божиим сам, и научит этому других, тот великим назовется в Царстве Небесном» (см. Мф. 5:19).
При этом христианин должен знать и учитывать, что может препятствовать, а что содействовать воцерковлению людей. На эту тему был проведён письменный опрос 40 взрослых человек, занимающихся в Воскресной школе.
В результате анкетирования были выявлены факторы, препятствующие воцерковлению людей, которые условно можно разделить на четыре группы: 1) внутриличностного характера; 2) возникающие в семье; 3) возникающие в окружающем мире; 4) возникающие при посещении храма.
1. Препятствия внутриличностного характера:
✦ отсутствие православного воспитания и христианского образа жизни;✦ непонимание необходимости веры и церковного уклада жизни;
✦ приверженность своему атеистическому мировоззрению;
✦ религиозная безграмотность, непонимание разницы между истинной православной верой и другими христианскими исповеданиями, сектами, верой в приметы;
✦ примитивное восприятие Церкви, непонимание ее назначения и связи с Богом;
✦ негативное отношение к Церкви, к священнослужителям;
✦ маловерие и неверие в помощь Божию;
✦ самонадеянность, самодовольство, самодостаточность;
✦ отсутствие сознания своей греховности;
✦ духовная расслабленность и привычка жить в свое удовольствие;
✦ житейская многопопечительность, суетность;
✦ ложный стыд засвидетельствовать свою веру перед окружающими людьми;
✦ незнание как начать воцерковление, боязнь обратиться к священнику, обнаружить свое невежество и безграмотность в церковной жизни;
✦ чувство собственной ненужности в храме;
✦ мнение о себе как о тяжком грешнике, которому нет прощения.
2. Препятствия, возникающие в семье:
✦ жизнь вне Церкви, привычка к семейному отдыху по выходным;✦ непонимание воцерковляющегося со стороны других членов семьи, имеющих иное вероисповедание или атеистическое мировоззрение;
✦ затруднения в посещении церковных богослужений из-за неправильного распределения времени в быту.
3. Препятствия, возникающие в окружающем мире:
✦ непонимание со стороны сослуживцев;✦ восприятие окружающими людьми Православия как сектантства;
✦ трудности посещения церковных богослужений в связи с большой занятостью на работе;
✦ поверхностное, искаженное освещение церковных праздников и событий в средствах массовой информации;
✦ навязывание средствами массовой информации культа преуспевающего в земных делах человека;
✦ развращающее воздействие некоторых программ телевидения, публикаций прессы, рекламы.
4. Препятствия, возникающие при посещении храма:
✦ ограниченность времени для исповеди и беседы со священником;✦ невнимательность со стороны священнослужителей, грубость и несдержанность некоторых работников и прихожан храма;
✦ трудность в поиске духовника;
✦ отсутствие систематических занятий с воцерковляющимися;
✦ разнообразие духовнических практик, касающихся объема утренних и вечерних молитвенных правил, образа подготовки и частоты Причащения;
✦ наличие платы за требы и ее повышение;
✦ унылый вид и равнодушное отношение некоторых прихожан.
Что помогало людям на первом этапе воцерковления
Главными факторами и средствами было личностное общение, так как человек является носителем веры, опыта, знания, доброго примера, благодатных сил и обладает возможностью этим поделиться.
Явную помощь люди получают, когда начинают жить по церковному календарю, следовать годовому богослужебному кругу, регулярно исповедоваться и причащаться.
1. Кто способствует приходу к вере и помогает на первом этапе воцерковления:
✦ священник, личным примером веры, мудрости и любви, с отеческой любовью ведущий духовное окормление;
✦ пример жизни знакомого верующего человека;
✦ верующая бабушка, в детстве научившая молитвам;
✦ работники храма, отвечавшие на любые волнующие вопросы;
✦ знакомый человек, посоветовавший читать Евангелие;
✦ школьный учитель на уроках литературы, знакомивший с содержанием Священного Писания;
✦ друзья, уважительно и с пониманием реагирующие на изменения в жизни в связи с воцерковлением.
2. Что способствовало приходу к вере и помогало на первом этапе воцерковления:
✦ семейное воспитание в православной вере;
✦ вера и молитвы родственников;
✦ память о посещении в детстве Пасхальных богослужений, о прочитанном Законе Божием;
✦ увиденные чудеса исцелений по молитвам верующих;
✦ получение помощи от Бога в сложной ситуации после искренней молитвы;
✦ болезнь и смерть близкого человека, побудившие обратиться к Богу с молитвой;
✦ пробуждение интереса к религии после Таинства Крещения;
✦ проповеди и беседы со священнослужителями, доступность и внимательность священников;
✦ чтение Нового Завета, наставлений святых отцов;
✦ паломнические поездки по святым местам и купание в источниках;
✦ православные теле- и радиопередачи, духовные песнопения;
✦ учеба в церковно-приходской воскресной школе;
✦ посещение храма, ощущение покоя и радости в нем;
✦ внутреннее стремление к Богу и Церкви, осознание, что помочь и дать силы может только Бог;
✦ сравнение опыта общения с людьми верующими и неверующими;
✦ выполнение послушания в храме;
✦ поиск ответа на вопрос: «Неужели жизнь дана ради смерти?»;
✦ неудовлетворенность протестантскими проповедями;
✦ чтение журнала «Наука и религия».
Христианин-катехизатор (веропросветитель), желающий послужить делу воцерковления и спасения других, подобно приходскому консультанту, должен иметь начальный уровень катехизической подготовки.
Он так же должен понимать, в чём смысл приходского консультирования.
Он заключается в проявлении живого человеческого участия в отношении человека, приходящего в храм, в момент движения его души к Богу и Церкви. При этом важно услышать и откликнуться на его первоочередную нужду, которая, возможно, привела его в храм и побудила обратиться с вопросом к церковному (верующему) человеку.
Что главная направленность консультирования – содействовать практическому воцерковлению людей, редко посещающих храм.
Последовательные задачи при консультировании
✦ оказать приходящим людям доброжелательный прием и расположить к общению;✦ выслушать человека, нуждающегося в помощи и поддержке;
✦ помочь сориентироваться в действиях и поведении в храме (помочь в написании записок, указать расположение икон, информировать о расписании богослужений, обучающих занятий при храме и т. д.);
✦ по существу ответить на заданные вопросы и дать необходимые советы в пределах компетенции;
✦ предложить помощь и предоставить справочную информацию (в том числе из справочника консультативной службы), с учетом нужд обратившегося и возможностей прихода;
✦ при необходимости посоветовать обратиться к священнику (позвать священника или сообщить время, когда можно поговорить с ним);
✦ предложить актуальные для человека формы занятий и обучения, имеющиеся на приходе, в благочинии или в епархии;
✦ порекомендовать регулярно, читать духовную литературу, молиться, посещать храм, искать духовного руководства, исповедоваться и причащаться.
Вот что содержательно соответствует начальному уровню катехизической подготовки христианина; он должен:
✦ хорошо ориентироваться в литературе для новоначальных;
✦ правильно отвечать на задаваемые ему людьми вопросы;
✦ знать историю храма, расписание богослужений в храме, когда совершается крещение и венчание, когда можно поговорить со священником, исповедоваться, причаститься.
Он должен быть в курсе информации, которая содержится на сайте храма «Школа радости», на досках объявлений в притворе или у храма, какие группы и кружки есть в воскресной школе при храме, когда проходят занятия, как на них записаться.
Понимать, в каких случаях направлять людей к священнику или настоятелю храма, к катехизатору, смотрителю, свечнице, а в каких – к директору, духовнику, завучу или конкретному преподавателю воскресной школы, в приходскую библиотеку и т. д.
Консультирующий должен иметь:
✦ благословение настоятеля храма на данное послушание;✦ веру, доверие и упование на Бога;
✦ православное мировоззрение по ключевым вопросам;
✦ достаточный опыт церковной жизни (не менее 5 лет);
✦ начальное богословское образование (в объеме воскресной школы – не менее 2-х лет); богословско-катехизических курсов или духовного училища – от 2-х и более лет);
✦ психическое здоровье;
✦ мирность духа, уравновешенность, доброжелательность и любовь к людям, сострадание и желание им помочь;
✦ не завышенное мнение о себе и своих способностях;
✦ сознание ответственности за свои слова;
✦ навыки общения по вопросам веры.
Консультирующий должен знать:
✦ Библейскую историю Ветхого и Нового Заветов (в объеме Закона Божьего протоиерея Серафима Слободского);✦ Священное Писание и толкование его святыми отцами;
✦ православное вероучение и нравоучение;
✦ почему Православие есть истинная вера, и чем она отличается от других религий и христианских конфессий;
✦ назначение Церкви, ее устройство, признаки, свойства, традиции;
✦ структуру, символику, смысл и содержание богослужений и Таинств Церкви;
✦ основы и особенности церковного искусства (храмовой архитектуры, иконографии, гимнографии, колокольных звонов);
✦ периоды и ключевые вехи Истории Древней Церкви и Историю Русской Православной Церкви;
✦ историю и устройство своего приходского храма;
✦ основы православной этики, аскетики и основы духовно-нравственного становления человека;
✦ действующее законодательство о свободе совести и религиозных организациях, действующий Устав и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
Консультирующий должен уметь:
✦ располагать к себе собеседника;✦ выслушивать не перебивая;
✦ пробуждать интерес к духовным вопросам;
✦ вызвать сомнение в истинности атеистического представления о мире и человеке;
✦ спокойно, свободно, доверительно беседовать с людьми;
✦ доносить востребованную информацию на понятном для собеседника языке;
✦ отвечать на задаваемые вопросы в православном духе, не выходя за рамки задач и компетенции службы приходского консультирования;
✦ мотивировать собеседника к познанию Православия и практическому воцерковлению;
✦ адекватно реагировать на неожиданные или неприятные ситуации, которые могут возникнуть при общении с разными категориями людей;
✦ сдерживать свои эмоции, сохранять спокойствие, не терять самообладания;
✦ скрывать свое плохое настроение;
✦ переводить возникающие амбиции в позитивное русло (ничто так не располагает собеседника, как доброжелательный тон и сопереживание ему);
✦ терпеливо разъяснять людям интересующие их вопросы, не раздражаться, если человек не понял, вновь ему спокойно повторять;
✦ снисходительно относиться к слабостям, немощам и ошибкам людей, не осуждать их;
✦ проявлять любовь и сострадание к человеческим нуждам и переживаниям.
Образ катехизатора-консультанта, внешний вид и культура общения
Он должен быть благожелательным, приветливым, чутким к состоянию человека, внимательным к его просьбе. «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Притч. 18:14). Главное качество дежурного консультанта – доброжелательность и уважение по отношению к каждому человеку, независимо от серьезности и глубины заданного им вопроса. Дежурному следует делиться знаниями со смирением, помня, что «придет гордость, придет и посрамление, но со смиренным – мудрость» (Притч. 11:2), но и без человекоугодия, храня достоинство христианина.
Внешний вид дежурного должен соответствовать православной традиции. На дежурном не должно быть вызывающей одежды. Надо всегда помнить, что храм – это дом молитвы и вести себя в нем надо подобающим образом.
Теоретические и практические занятия-семинары и пастырское сопровождение службы. В период организации службы с дежурными необходимо провести цикл тематических занятий и практических семинаров, ответить на вопросы, провести итоговое собеседование.
На практических занятиях можно предложить дежурным самим подготовиться и сделать короткие сообщения на темы:
✦ как ответить на вопрос: «Кому поставить свечку, чтобы все было хорошо?», «Кому поставить свечу об отпущении грехов?», «Как исцелиться от болезни?»;
✦ в чем различие между суеверием и истинной верой в Бога;
✦ как определить своего небесного покровителя, к каким святым, в каких нуждах можно обратиться в молитве; что такое нетленные мощи;
✦ как подготовиться к крещению, венчанию, первой исповеди и причащению;
✦ на какой день после рождения крестить младенца и как ему выбрать имя, кто может, кто не может быть крестным;
✦ почему особо поминают усопших в 3-й, 9-й, 40-й дни по кончине и что происходит с душой в эти дни, правиле чтения Псалтири по усопшим;
✦ смысл и содержание двунадесятых и великих праздников;
✦ об истории храма, о расположении икон в храме, их названия и дни празднования; о наиболее известных иконах Божией Матери и тех, которые имеются в храме; жития наиболее известных святых и тех святых, иконы которых имеются в храме и т.д.
Крайне необходимо постоянное пастырское сопровождение службы, чтобы дежурные имели возможность задать свои вопросы священнику и узнать ответы на вопросы, на которые не смогли ответить во время дежурства в храме, обсудить сложные ситуации общения. Катехизаторам полезно общаться между собой, делиться опытом, анализировать вопросы, заданные во время дежурства и краткие ответы на них, записанные в журнале службы.
Христианин-катехизатор не должен: переоценивать свои возможности, не подменять собой священника, не брать на себя роль духовника-исповедника, не учительствовать, не надмеваться и не самоутверждаться перед людьми.
Христианин-катехизатор должен учитывать особенности восприятия, мышления и мировоззрения малоцерковных людей.
При общении с людьми следует учитывать их взгляды, способность восприятия и особенности мышления. Конечно, невозможно сразу определить совокупность этих качеств человека, обратившегося с вопросом. Но по характеру и способу формулировки самого вопроса можно сделать некоторые предположения. Следует также учитывать, что средства массовой информации, современный образ жизни и отношений активно воздействуют на человеческое сознание, формируют образ мыслей и убеждения. Как правило, большинство из приходящих в храм людей имеют поверхностные знания о православной вере, слабо мотивированы на духовно-нравственную жизнь.
В результате прерывания православных традиций среди людей, в том числе крещеных в Православии, широко распространены суеверия: даже простой вопрос может быть задан с определенным, возможно, суеверным подтекстом. Православная вера нередко воспринимается лишь как дань историческим и национально-культурным традициям и часто совмещается, а порой и вытесняется верой в приметы, сглазы, порчи, гадания, гороскопы. Большую опасность представляют собой усиленно распространяющиеся секты, пропаганда магии и оккультизма, кодирования, медитации и др. Человек, приходящий в храм, в своем мировоззрении может иметь также установки, сложившиеся в результате советского атеистического воспитания, так называемые «штампы постсоветского сознания», где переплетена вера с недоверием, подозрением и осуждением. Нередко встречается потребительское отношение к Церкви: «Все можно купить, заказать, оплатить».
Кто может обратиться к дежурным службы приходского консультирования
В зависимости от вопросов людей, приходящих в храм, от интересов, убеждений, мотивов прихода и поведения в храме дежурными приходских консультативных служб условно можно выделить следующие группы:
✦ постоянные прихожане храма, регулярно участвующие в Таинствах;
✦ воцерковляющиеся, редко участвующие в Таинствах;
✦ не участвующие в Таинствах, приходящие в храм только по праздникам: в Пасху – освятить куличи и яйца, в Вербное воскресение – освятить вербу, в Преображение – освятить плоды, в Крещение – за святой крещенской водой; в День Святой Троицы – (по аналогии) «освятить березовые ветви»;
✦ пришедшие по приглашению родственников на Венчание, Крещение или отпевание;
✦ пришедшие освятить крестик, машину; пригласить священника освятить квартиру;
✦ пришедшие по причине скорби, болезни;
✦ пострадавшие от деятельности сект и других деструктивных организаций, родственники пострадавших;
✦ паломники;
✦ пришедшие из любопытства, от скуки (в основном это молодежь);
✦ психически нездоровые;
✦ сектанты, экстрасенсы, «целители»;
✦ пришедшие по направлению экстрасенсов, «целителей».
Основные принципы общения
Прежде всего, дежурный должен понять, что за человек пришел в храм, с какой целью, нуждается ли он в помощи и в какой именно. Для этого надо дать человеку возможность высказаться и внимательно его выслушать. При общении с людьми консультант должен быть терпеливым, чутким, тактичным, не допускать употребления резких, некорректных слов. Беседу следует вести спокойно, ясно и вразумительно. Постараться помочь человеку в его нуждах, утешить в скорби, по возможности полно ответить на заданные вопросы.
В общении с людьми не должно быть навязчивости, нельзя предлагать свои «услуги» тому, кто не настроен на общение. Есть люди, которых интересует только получение краткого ответа на их вопрос и, узнав, где находится нужная им икона, они целеустремленно идут к ней. Таким людям не надо пытаться говорить больше, чем спрашивают, они все равно не услышат.
Если дежурный видит, что человек стоит перед иконой погруженный в себя и ни о чем не спрашивает, не надо в этот момент мешать ему: не убирать с подсвечника перед этой иконой огарки свечей, не пытаться начать разговор, не подсказывать ему, кто изображен на иконе или как правильно креститься. Пусть он побудет наедине с Тем, к кому мысленно и сердечно в этот момент обращается.
Другие люди, получив ответ, не торопятся отойти от столика дежурного, они как бы ищут повода задержаться – с ними можно попытаться продолжить беседу. Ответы на простые вопросы могут стать мостиком, проводящим людей к другим более серьезным вопросам, темам и понятиям, а короткий разговор может перейти в продолжительную беседу, в результате которой человек выскажет намерение подготовиться к первой исповеди.
Есть и такие, которые имеют много вопросов, но не решаются их задавать, боясь выглядеть смешными. Они очень неловко и неуверенно чувствуют себя в непривычной для них обстановке храма. Эта категория людей – очень благодарные слушатели. Обрадовавшись, что им пришли на помощь, а не сделали замечание за неправильное поведение в храме, они задают много вопросов и с интересом слушают ответы. Таким можно рассказать о важности церковной жизни, посоветовать приобрести литературу по основам православной веры, предложить поучаствовать в богослужении, рассказать о существовании при храме воскресной школы для взрослых и детей, в которой можно получить необходимые знания о церковной жизни и православной вере.
Иногда люди, приходящие в храм, из-за незнания веры и церковной жизни не могут даже правильно сформулировать свой вопрос. Дежурные должны им помочь и уметь ненавязчиво, деликатно объяснить, например, что молитва – это не магический заговор, после прочтения которого, моментально исполнится просимое, пост – не диета для улучшения физического здоровья, свеча – не волшебная палочка для исполнения желаний, поклоны – не физические упражнения для демонстрации своих религиозных чувств и т.д. Все эти внешние действия являются вспомогательными средствами для пробуждения религиозных чувств, молитвенного обращения человека к Богу и будут плодотворными только при правильном к ним отношении и понимании. Так как человек состоит из души и тела, то и тело его должно участвовать в церковной жизни через внешние видимые действия, но все внимание в первую очередь должно быть уделено внутреннему состоянию души: помыслам, чувственным переживаниям, влечениям сердца. Только когда человек имеет искреннюю веру в Бога, осознание своих грехов и раскаяние в них, твердое намерение изменить свою жизнь по церковному укладу и духовную ревность о Богоугождении, только тогда его молитва будет беседой с Богом, пост – воздержанием и отложением злых дел, слов, помыслов, свеча – малой благоприятной жертвой, а поклоны – проявлением покаянного чувства.
Нельзя забывать, что каждый человек имеет Богом данную ему свободу. У каждого человека свой путь к Богу и свое время пути. За внешне неправильными действиями может стоять искреннее движение души. Ни в коем случае нельзя ни с кем спорить, доказывая свою правоту. «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим. 14:1). Надо просто информировать людей, делиться знаниями по интересующим их вопросам, а делать выводы предоставить им самим. Не надо пытаться мгновенно обратить человека к церковному образу жизни.
Например, в случаях, когда люди, зашедшие в храм, имеют неподобающий внешний вид (в шортах, в коротких юбках, другой неподобающей одежде) стараться делать замечания тактично, спокойно, без осуждения, раздражения и высокомерия в тоне. Если не удается сдерживать раздражение и сохранять спокойствие, то лучше вообще воздержаться от замечаний. «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:31-32). Важно никого не отпугнуть, не создать негативного впечатления от посещения храма, может быть, впервые в жизни. Господь сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37) и дежурный консультант не должен кого-либо прогонять из храма. Увидев, как выглядит большинство людей в храме, неподобающе одетый человек сам будет ощущать неловкость. И, вполне возможно, что в следующий раз его внешний вид будет другим.
Особенности общения с разными группами людей
Постоянные прихожане редко обращаются с вопросами к консультантам. Обычно их интересует расписание богослужений, график дежурства священников, какой будет акафист и т.д. Иногда они могут задать сложные вопросы, связанные с вероучением и духовной жизнью, не входящие в компетенцию дежурных, в этом случае им следует предложить обратиться к священнику.
В числе редко приходящих в храм есть люди, которые настроены на общение, к ним можно подойти и предложить помощь. С доброжелательно настроенными и интересующимися церковной жизнью можно начать разговор с рассказа об иконе, к которой ставится свеча.
Но есть и такие, которые хотят побыть одни в храме, походить, посмотреть – им лучше не мешать.
Тем, кто приходит в храм из любопытства, особенно молодым людям, можно показать иконы, рассказать что-нибудь из житий святых, истории храма. Бывает так, что человек сначала заинтересуется только историей храма, а потом может завязаться разговор о душе, о вере, о христианской жизни. При этом надо учитывать, что иногда молодые стесняются спрашивать первыми.
Люди, которые приходят в храм перед предстоящей операцией, особенно настроены на контакт, внимательно слушают советы. Им можно предложить приобрести молитвослов, заказать молебен о здравии, помолиться за себя и за врача, подготовиться к Исповеди и Причастию, посоветовать обратиться к священнику за благословением. При этом не надо никому обещать исцеления, исправления жизненной ситуации, хотя и не стоит отрицать, что такое может случиться. Главное, чтобы люди почувствовали участие, а в дальнейшем обрели надежду и личные отношения с Богом.
Многие из редко приходящих в храм людей имеют свои представления о том, как и что делать в Церкви, не всегда соглашаются с теми, кто пытается им что-то подсказать. Они не настроены подчиняться церковным правилам. Однако, по возможности, их нужно предупредить, что для спасения «веры в душе» недостаточно. Вера должна быть в жизни. Нужно учиться жить по вере, участвовать в соборной молитве. Только в Церкви человек может достичь единения с Богом – спасения во Христе.
Среди приходящих в храм часто встречаются люди, подверженные суевериям, связанным с правилами постановки свечей, поминовением усопших.
Сложные ситуации общения с разными категориями людей
Среди приходящих в храм людей можно выделить категории, с которыми у дежурного консультанта могут возникнуть сложные ситуации. Это происходит, как правило, при общении с психически нездоровыми людьми, нетрезвыми, пришедшими по направлению экстрасенсов, «целителей», пострадавшими от сект и деструктивных организаций, недоброжелательно настроенными по отношению к Церкви и излишне разговорчивыми. Поэтому в разговоре с ними следует придерживаться определенных правил.
Психически и духовно нездоровые, нетрезвые люди
С психически нездоровыми и нетрезвыми людьми нужно быть особенно терпеливыми, деликатными, чтобы не обидеть, не разозлить, не спровоцировать агрессию, но в то же время не потакать их неадекватному поведению и неуместным просьбам. Спокойно, доброжелательно, не допуская раздражения, не вступая в спор, говорить с ними о простых, конкретных, понятных им вещах. Про себя молиться краткими молитвами. Неприязненные чувства сдерживать, не допускать резких слов и пренебрежительного тона в разговоре. «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притч. 15:1). Не пытаться вразумить, но следить, чтобы они не нарушали порядок в храме и в случае необходимости обратиться за помощью к смотрителю.
Пришедшие по направлению экстрасенсов, «целителей»
Люди, пришедшие в храм по направлению экстрасенсов и «целителей», бывают очень ранимы или наоборот проявляют агрессию, ведут себя неадекватно. Влияние оккультизма сказывается на человеке длительное время, даже после прекращения общения с его представителями. Только возвращение в лоно Православной Церкви и регулярное участие в церковных Таинствах помогает от него освободиться. Таким людям надо объяснить опасность обращения за помощью к экстрасенсам, побудить их обратиться к священнику за советом.
Пострадавшие от деструктивных организаций
Пострадавшим от деятельности сект и других деструктивных организаций, осознавшим свои заблуждения, можно посоветовать подойти к священнику на Исповедь. В случае необходимости адресовать к соответствующей литературе, предложить обратиться за помощью в миссионерский отдел епархии, к православным врачам-психологам.
Не рекомендуется вступать в диалог и богословские споры с убежденными сектантами.
Недоброжелательно настроенные в отношении к Церкви
Недоброжелательно настроенные в отношении к Церкви люди обычно чем-нибудь или кем-нибудь недовольны, или возмущены. Им не нравится кадильный дым, что во время богослужения надо стоять, за свечи – платить, священника – ждать, не нравится внешний вид и поведение прихожан. При беседе с этой категорией людей дежурному необходимо сохранять спокойствие, проявить терпение, не оправдываться, не допускать вспыльчивости. «Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю» (Притч. 15:18). Если люди не слушают, начинают спорить или раздражаться, настаивая на своем мнении, то продолжать общение нецелесообразно.
Излишне разговорчивые
Среди людей, пришедших в храм, иногда встречаются излишне разговорчивые, которые просто любят поговорить на разные темы, часто недуховного содержания, и с ними бывает трудно прекратить разговор. Например, пожилые образованные люди с уже сложившимся мировоззрением, которые имеют потребность только высказаться, а сами не настроены никого слушать. Если такой человек жалуется на свою жизнь, на своих родственников, его нужно выслушать и посочувствовать. Но в храме не положено вести долгих разговоров, ведь это дом Божий. Лучше предложить помолиться и попросить помощи у Самого Господа и Божией Матери, у Ангелов и у святых, попросить прощение у Бога, так как в своих несчастьях обычно люди сами и виноваты. Если разговор отклонился на мирские или философские темы, то его надо корректно прекратить.
Может возникнуть затруднение, когда с вопросами подходят одновременно несколько человек. В такой ситуации можно ответить сначала на простые, а потом на более сложные вопросы. Или извиниться и предложить кому-то сначала поставить свечи, помолиться, подать записки, посмотреть духовную литературу, а потом задать вопрос.
Как, отвечая на вопросы,
расширить знания и представления о церковной жизни
Самый распространенный вопрос, который задают дежурным службы приходского консультирования люди, приходящие в храм: «Где находится икона Николая Чудотворца?» Часто спрашивают про икону Божией Матери «Казанская», про иконы великомученика и целителя Пантелеимона, святых блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской и другие. Контекст ответов на эти вопросы можно использовать для продолжения общения, то есть, не ограничиваться показом местоположения интересующей иконы, а кратко рассказать житие святого или наиболее яркие случаи чудотворений, произошедшие по молитвам, обращенным к нему. Часто также спрашивают о том, куда поставить свечи о здравии или упокоении; как можно освятить крестик; есть ли святая вода и можно ли ее взять. В рамках завязавшегося разговора, можно сказать, что поставить свечу, конечно, очень хорошо, но можно еще написать записку о здравии или упокоении родных и объяснить, как это сделать. Подсказать, что в храм можно приходить не только для того, чтобы ставить свечи, а можно еще участвовать в богослужении, в Таинствах, через которые Господь исцеляет душевные недуги и подает благодатную помощь. При ответах на вопросы об освящении крестиков (квартир, машин) можно сказать, что хорошо бы освящать не только предметы, которыми человек пользуется, но и самому человеку, его душе надо освящаться участием в Таинствах Исповеди и Святого Причащения.
Отвечая на вопросы: «Как правильно написать записку? Как заказать молебен, панихиду? Куда поставить свечу, чтобы все было хорошо?» и другие подобные им, дежурные также не должны ограничиваться краткими формальными ответами, а должны объяснять, что необходимо не просто «заказать» молебен или панихиду, а лично поучаствовать в церковной молитве, богослужении, таинствах; для того, «чтобы все было хорошо» мало поставить свечу, надо учиться терпеть скорби, прощать обидчиков, любить всех людей.
Ответственность катехизатора за произносимые слова
При общении с людьми зашедших в храм, дежурным консультативной службы надо быть предельно внимательными к каждому своему слову и осознавать ответственность пред Богом за свое поведение и слова. «Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих» (Сир. 5:13-14). Если на какой-то вопрос дежурный затрудняется ответить, то лучше не отвечать, чем пытаться рассуждать, не имея четкого представления по этому вопросу. Не надо смущаться сказать: «Не знаю, посмотрите или почитайте в соответствующей литературе». Рассуждение на духовные темы, оторванное от истинно правильного понимания вещей, будет празднословием, могут сформировать в сознании малоцерковного человека искаженное представление обучении Церкви.
Отношение к слову
Ниже приведены советы консультантам об отношении к слову, почерпнутые из Библии, творений святых отцов и из книги протоиерея Артемия Владимирова «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…»:
«Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай» (Сир. 11:8).
«Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Притч. 18:14).
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Притч. 10:19).
«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою» (Притч. 13:3).
«Прежде речи – подумай, что сказать» (прп. Макарий Египетский).
«Мудрый передумывает многое, прежде чем он говорит, именно: что, кому, где и когда он должен говорить!» (свт. Амвросий Медиоланский).
«Пусть твои беседы будут взвешены на весах, чтобы они были полезны тем, которые их услышат» (прп. Антоний Великий).
«Не медли слушать добрый совет и полезное наставление, но не спеши сам давать советы и наставления» (прп. Антоний Великий).
«Многоглаголание есть седалище тщеславия» (прп. Иоанн Лествичник).
«Безрассудный болтун как барабан: гремит из всех сил, а внутри пуст» (прп. Исаия Отшельник).
«Не тот разумен, кто говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить. В разуме молчи и в разуме говори; прежде, нежели начнешь говорить, обсуди, что должно говорить; говори одно нужное и должное» (прп. Исаия Отшельник).
Сказав благое слово, не тщеславься, но от сердца благодари Создателя.
Если хочешь сказать слово во славу Господа, то сначала немного помолчи и помолись в тайне сердца.
Говоря слово, наблюдай, как тебя слушают, иначе будешь в тягость собеседникам.
Говори всегда в условной форме о том, чего не знаешь наверняка.
Если ты стесняешься нецеломудренных и грубых мыслей о ближних, то Бог никогда не посрамит твое слово, обращенное к ближним.
Свежие побеги твоего слова пусть имеют корнями слова из Священного Писания.
Если ты не готов сказать слово или не знаешь, что сказать, а тебя просят, со смирением откажись – и не пожалеешь.
Всячески мысленно смиряй себя перед слушателями – и Бог даст тебе слово.
Береги чистоту совести, ибо с совестью сопряжен и дар слова.