Диакон Игорь Ларченко
Мы продолжаем смотреть фильмы на тему “Образ священника в мировом кинематографе”. В очередную пятницу, 23 января путем голосования был выбран один из лучших фильмов кинематографа о священнике – фильм Робера Брессона “Дневник сельского священника”. Снятый по роману французского христианского писателя Жоржа Бернаноса фильм погружает нас в атмосферу сельского прихода послевоенной Франции. Именно погружает, потому что Брессон удивительным образом заставляет отвлечься от кино как искусства, т.е. операторской работы, игры актера и т.д. Впечатление истинности происходящего и простоты поражает... Ты просто живешь два часа вместе с героями произведения. Андрей Тарковский как-то признался, что это его любимый фильм:
«Пример истинного кинематографиста для меня Робер Брессон. «Дневник сельского священника» я считаю любимым фильмом. Брессон делает картины, когда у него возникает к тому потребность. Замыслы диктует ему его совесть художника, его идея. Он творит не для себя, не для признания, не для похвал. Не думает о том, поймут его или нет, как оценит его пресса, станут или не станут смотреть его фильм. Он повинуется лишь неким и высшим объективным законам искусства, он чужд всех суетных забот, и трагическое пушкинское «поэт и чернь» от него далеко. Поэтому картины Брессона обладают простотой, благородством, поразительным достоинством. Брессон единственный, кто, сумев выдержать испытание славой, остался самим собой».
«Его главным принципом было разрушение так называемой «выразительности» в том смысле, что он хотел сломать границу между образом и реальной жизнью, или, другими словами, саму реальную жизнь заставить звучать образно и выразительно. Никакой специальной подачи материала, никакого педалирования, никакого заметного глазу нарочитого обобщения».
«В каком-то смысле он сближается в своем стремлении с восточным искусством дзеновского, что ли, толка, где форма настолько изысканна, настолько последовательна, что она уже перестает существовать. Фон становится очевиднее, нежели смысл, который за этим стоит...
У Брессона какой-то невероятный, совершенный аскетизм. Это уже абсолютное отсутствие формы перед лицом правды жизни, и это уже смыкается со своей противоположностью и превращается в абсолютную форму. В чистое кино, в чистое искусство, где нет ни грани похожести на жизнь, а с другой стороны, все это тут же превращается в абсолютное правдоподобие. Именно эта пульсация создает почти тошнотворное ощущение, будто находишься на палубе корабля, качающегося на мертвой зыби. Это действует совершенно необратимо. Нечто подобное бывает тогда, когда хочется что-то вспомнить и никак не удается. Возникает какой-то мотив, интонация, тень, что ли, мысли, которую невозможно ухватить, но она все время носится в сознании. Такое мучительное состояние очень напоминает мне некоторые сцены у Брессона. Я, пожалуй, не испытывал никогда большего волнения, чем глядя картины Брессона».
Фильм как никакой другой показывает нам внутреннюю жизнь священника, его сомнения и борьбу с самим собой, его слабость, отчаяние и, вместе с тем силу и крепость веры, его восхождение на крест и богооставленность, его жертвенность даже в последние минуты жизни... Великий фильм!