Диакон Игорь Ларченко
Новый 2017 год открылся в нашем киноклубе просмотром, может быть, самого поэтичного фильма в мировой киноистории - фильма 1968 года режиссёра Сергея Параджанова "Цвет граната". Этот фильм - сама Поэзия, воплощённая на экране!
Есть различные его версии чуть удлинённые и чуть укороченные... Ведь у него - очень непростая судьба. Как и у создателя этого фильма - режиссёра Сергея Параджанова. Цензоры перемонтировали фильм и дали ему другое название (вместо названия "Саят-Нова"- это имя армянского поэта 18 века, о котором повествует фильм). Через несколько лет режиссёр будет брошен в тюрьму по ложному обвинению.
Когда на армянской киностудии, где он и был снят, после смерти СССР и смерти режиссёра нашли его рабочий материал, друзья и сотрудники смонтировали фильм близко к замыслу Параджанова. Укороченный его и реставрированный вариант мы и смотрели в киноклубе.
Перед нами предстало житие Поэта в художественно-символической форме! Да, этот фильм не совсем о Саят-Нове, как таковом. Он - о жизни, страданиях и уходе Человека к Богу. При этом, фильм настолько же красив и прекрасен, как и символичен. А название "Цвет граната" ему, кажется, подходит даже больше, чем первоначальное. Ведь гранат в византийской и кавказской культурах - символ жизни и вечной жизни.
Поражаешься глубине замысла режиссёра:
- подобно житийных клеймам в иконописи, каждый кинокадр является вехой в жизни героя;
- монастырь, в который уходит поэт, показан как единственная область света;
- смерть родителей поэта больше похожа на свадьбу - разве не так должны умирать христиане;
- после смерти католикоса (армянского патриарха), храм наполняют встревоженные овцы (символ паствы), которые затем разбредаются в разные стороны;
- поэт перед смертью облачается в белое - цвет чистоты, преображения, радости перед встречей с любимым Богом. После же смерти, поэта, облачённого уже в чёрное (символ покаяния) ведут два ангела;
- перед смертью поэта, его провожает образ весны с петухом на плече - символы воскресения (петух - первая птица, возвещающая миру наступление утра);
- последние годы жизни поэта посвящены проповеди Божественной Красоты миру, его последнее монастырское послушание. В момент смерти появляются множество обезглавленных петухов - петух ещё и символ проповедника, а так как поэт перед смертью был проповедником Красоты, множество умирающих петухов символизируют окончание проповедничества на Земле... Этот список христианских символов может продолжить каждый желающий рассмотреть это произведение глубже. По количеству этих символов фильм не имеет равных. И всё это снято в 1968 году!
Надеюсь, что этот полёт поэтической души нашего гениального режиссёра Сергея Параджанова не оставил и не оставит никого равнодушным!..
Для всех ценителей: можно посмотреть недостающие сцены, ознакомиться с жизнью Саят-Нова и одной из интерпретаций смысла в фильме ассистента Параджанова Левона Григоряна "Воспоминания о Саят-Нове" 2005года!