Диакон Игорь Ларченко
Мы продолжаем просмотр кинофильмов в цикле "Тема личности в кинематографе".
В очередную пятницу, 21 октября мы посмотрели один из самых известных фильмов в истории кинематографа: фильм великого американского режиссёра Орсона Уэллса "Процесс" 1962 года, снятый по мотивам известного романа Кафки "Процесс".
Известную абсурдистскую притчу Кафки о противостоянии невинного человека и системы режиссёр Орсон Уэллс гениально преобразил в притчу об аде и разрушении личности и смерти души!
Фильм достаточно сложен для восприятия и трактовок как и любое настоящее произведение искусства. Да, такие интеллектуальные фильмы снимали в 50 - начале 60-х гг. прошлого века в ещё христианском Голливуде!
Фильм начинается притчей о человеке, прождавшего всю жизнь у врат Закона, которые так для него и не открылись! Затем мы включаемся в историю господина К, которого в начале фильма арестовывают. Но это какой-то странный арест: на протяжении 107 минут (продолжительность фильма) мы видим человека, спокойно продолжающего жить, работать и общаться с людьми. Что-же делает в это время господин К, на которого завели дело? Он всего лишь пытается оправдаться! На всём протяжении фильма звучит адажио Альбинони как голос Бога, взывающего к душе человеческой. В конце фильма господин К всё-же признаёт себя виновным. И именно в это момент раскаяния священник взывает к нему: "Сын мой". Но господин К отвечает ему: "Я не Ваш сын". Человек говорит Богу: "Нет". Это - центральный момент фильма. Господин К выходит из церкви и его хватают палачи. Несмотря на то, что от него остаётся всего-лишь чёрный дым, фильм заканчивается показом полуоткрытых врат, за которыми струится свет. Они всегда полуоткрыты... Надежда для нас всегда остаётся... Гениальный фильм!
Фильм заставил нас задуматься и задать после него важные вопросы: "Что такое личность?", "Может ли человек до основания разрушить свою личность?", "Такие люди как Гитлер ещё личности?". Постараемся найти ответы на эти вопросы... Приходите!