Лариса Анисимова
Иисус из Назарета… Как сладко слышать эти слова. Так называется старый (1977 г.), но нестареющий и вечный фильм Франко Дзефирелли, который был показан в нашем киноклубе «Остров» в прошедшую пятницу.
Как все киношедевры, которые выбирает для просмотра диакон Игорь, этот фильм воспринимается как произведение искусства высочайшего класса: актерская, операторская и режиссерская работа превосходна, благодаря чему мы переносимся на 2000 лет назад в Палестину, живем в маленьких глиняных домиках с плоскими крышами, общаемся с шумными, энергичными людьми, читаем Писание, разворачивая тяжелые свитки пергамента. Мы переживаем вместе с Девочкой - Марией ее Благовещенье, рождение Божественного Младенца, ее волнение из-за потерявшегося в Иерусалиме Сына. Мы видим, как серьезно и глубоко веровали иудеи. Мы погружаемся в их быт и жизнь. Люди в фильме немногословны, в нем много тишины и говорящих пауз. Оператор часто останавливается на лицах героев, показывая их крупным планом. Психологически точно выверенная игра актеров делает легко узнаваемыми будущих апостолов - Петра, Андрея, Филиппа, ведь персонажи Евангелия нам хорошо знакомы.
Перед итальянским режиссером стояла трудновыполнимая задача, которую поставил Ватикан - создать цельный образ Иисуса в достоверной исторической обстановке. Сам режиссер так говорил о своей работе: «Снимая фильм «Иисус из Назарета», я чувствовал, как Господь вел нас, нам всегда дул попутный ветер. В самом деле, то же самое ощущали все, кто принимал участие в съемках, это была пора особого счастья, воздушности и легкости в нашей жизни. Нас окружала какая-то ниспосланная свыше «энергия».
Режиссер очень точно, подробно и тактично иллюстрирует Евангелие, но фильм не воспринимается как просто иллюстрация, это рассказ неравнодушного свидетеля, наблюдавшего все события собственными глазами. Фильм очень красив - красивы пустынные пейзажи, красивы люди - молодые, старые, дети и божественно красивы Иисус и Мария.
Актеру Роберту Пауэллу, сыгравшему Спасителя так, что лучше и невозможно, необходимо было остаться точным – и этически, и исторически. Образ должен был быть человечным – иначе к нему не возникнет любви, но при этом должна быть видна и божественная природа Иисуса – потому что это Богочеловек. Актеру удалось создать образ Иисуса живой, цельный. Он полон достоинства – и при этом полон смирения. Он несуетлив, мало говорит, от Него исходит доброта. Многое передается не словами, а взглядом, выражением лица, жестом… Притчи звучат настолько увлекательно и понятно, что слушаешь, затаив дыхание, словно находишься там, среди тех людей. Но самое главное – взгляд глаз цвета неба (кстати, есть исторические источники, указывающие, что у Иисуса были синие глаза), глубокий и удивительно чистый, проникающий за внешнюю оболочку, за ошибки, за заблуждения, за невежество – прямо в душу, в которой всегда сияет искра Божья. Сияет в каждом человеке, даже в самом закоренелом грешнике.
К большому сожалению, этот фильм мало знаком нашему зрителю, он прошел как-то незаметно, но на Западе он стал таким событием, которое привело к вере не одного человека, а если люди и не уверовали, то задумались о многом. Мы посмотрели только одну третью часть фильма, остальные просмотры намечены на 24 марта и 7 апреля.
После этого фильма начинаешь иначе относиться к людям, становишься спокойнее и терпимее.
Приходите в клуб «Остров» посмотреть «Иисус из Назарета», его можно смотреть с любого кадра, содержание нам хорошо известно. Вы получите большую душевную пользу и эстетическое наслаждение. После просмотра каждому будет над чем подумать.