Диакон Игорь Ларченко
Во второй вечер нашего нового цикла "Образ священнослужителя в кинематографе" мы посмотрели один из любимых кинопроизведений Андрея Тарковского, фильм Ингмара Бергмана 1963 года "Причастие" (оригинальное название "Зимний свет"). Большой мастер тонких психологических портретов, Бергман рисует образ лютеранского пастора, очень личный и выстраданный, поскольку списан режиссёром с образа отца и связан с поиском веры самого Ингмара. Пастор Томас стал священником по воле родителей и не встретился с Богом, хотя, по-видимому, очень хочет Его встретить. Единственной ниточкой, связывающей его с Богом, была вера его жены, умершей 4 года назад. И вот, по словам пастора, вместе с женой умер и он... Молчание Бога стало его молчанием и его духовной смертью.
Фильм - об огромной ответственности священника, слово которого может подвигнуть к вере человека, если священник сам имеет веру, но также может толкнуть пасомого человека на последний, погибельный шаг.
Но фильм - и о надежде на еле пробивающийся, зимний свет - свет, озаряющий казалось бы всё потерявшего человека, прикоснувшегося к тайне любви.
Для многих кинолюбителей фильм станет интересным пособием по сравнительному богословию, поскольку открывает разницу в понимании священства в протестантизме и православии и разницу в богословии. Мне он также был интересен как иллюстрация того, что происходит с Европой в XX веке и сейчас.