Диакон Игорь Ларченко

Единственный фильм, который можно поставить рядом с “Восхождением” Ларисы Шепитько, продолжающий серьёзный разговор на тему кто такой Человек и что такое человечность, на мой взгляд – это шедевр венгерского режиссёра Золтана Фабри того же года, что и “Восхождение” (1976) под апокалиптическим названием «Пятая печать».

Действие фильма разворачивается в Будапеште 1944 г., после салашистского профашистского переворота. Несколько мужчин, сидя в баре, ведут пустые разговоры иногда прерывающиеся стрельбой на улице, к ним присоединяется ещё один, по виду и разговорам христианин. Внезапно разговор приобретает серьёзность – один из героев фильма, часовщик, рассказывая притчу, вдруг ставит вопрос, который обращён не только ко всем присутствующим, но и ко всем зрителям: “Кто ты – тиран или жертва?” Других вариантов для ответа нет. Кто-то из героев задумывается, кто-то смеётся и отмахивается, кто-то сразу делает правильный выбор, кто-то идёт и пропивает совесть. И вдруг, неожиданно для всех, ответ на этот вопрос для каждого из героев становится реальностью, каждый из них отвечает на него жизнью и смертью. Никто не отгадает, какой выбор сделает каждый из героев. И какой выбор сделаем мы?.. Киноклуб обсуждал этот фильм беспрецедентно долго – часа два!


После обсуждения, киноклуб принял решение посмотреть на Крестопоклонной фильм Мела Гибсона “Страсти Христовы”.

Фильм создавался 13 лет после чуда, произошедшего с режиссёром. История создания этого единственного в своём роде фильма (я не знаю другого фильма, в процессе создания которого режиссёр и главный актёр исповедовались, причащались и говорили со священником каждый день!) – перед просмотром…