Некролог, посвященный светлой памяти
Наталии Сергеевны Вешкельской
(14.08.1937 – 27.06.2020)

«Я генетически должна была прийти к храму»

В субботу 27 июня на 3-й неделе по Пятидесятнице, после продолжительной болезни на 83-ем году жизни отошла к Господу еще одна светлая душа, более 50-ти лет бывшая прихожанкой нашего храма – Наталия Сергеевна Вешкельская.

Многие предки Наталии Сергеевны были священнослужителями Православной Церкви.

Один дедушка - протоиерей Николай Александрович Вешкельский. Родился в 1886 году в семье иерея Александра Ивановича Вешкельского, служившего в селе Кондуши Олонецкой епархии. Протоиерей Николай Вешкельский был репрессирован и расстрелян 18 марта 1938 года.

Второй дедушка тоже протоиерей Михаил Федорович Положенский (умер 23.02.1934 года). Его родной брат Николай Федорович Положенский стал крестным Наталии Сергеевны. Мама Наталии Сергеевны родилась в 1904 году. А имя ей дал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Молодой батюшка Михаил Положенский в то время служил в Финляндии на военно-морской базе полуострова Ханко, по-русски Гангут. Он обратился письмом к отцу Иоанну с просьбой о наречении имени новорожденному ребенку. В ответном письме получил рекомендацию назвать первенца Серафимом (т.к. в 1903 году, состоялось прославление святого преподобного Серафима Саровского). Первой родилась девочка, назвали Серафима! И первый мальчик из семи детей в семье отца Михаила Положенского, также получил имя Серафим.

Бабушка по линии матери Натальи Сергеевны - Клавдия Васильевна Громова, дочь священника Василия Ивановича Громова, была родной сестрой матушки Глафиры Васильевны Мошинской, супруги настоятеля нашего храма (с 1937 по 1955 годы) протоиерея Александра Мошинского. Поэтому, Наталья Сергеевна была внучатой племянницей отца Александра Мошинского и его матушки Глафиры Васильевны.

Из воспоминаний Натальи Сергеевны о себе.
«Мое первое соприкосновение с церковью хорошо помню. Тогда у нас на дому крестили моего младшего братишку Николая. Крестил его в 1941 году протоиерей Николай Федорович Положенский, он в то время был вдовцом и продолжал свое служение. К сожалению, умер братишка в начале войны от пневмонии в августе 1941 года. В последних числах августа мы с мамой уже эвакуировались со станции Мга в товарном вагоне в Костромскую область. Здесь и произошло мое второе соприкосновение с храмом. Мама устроилась работать в интернат, а рядом с ним был прекрасный храм. Он мне казался сказочно красивым особенно на фоне избушек с соломенными крышами, в которых не было света, а лишь маленькие оконца (жили тогда при лучине). Храм был изумительной красоты! Это было село Словинка Антроповского района. Там же в 1944 году я пошла в первый класс. Писали мы на газетах, газетные просветы стали моими первыми прописями.

Моя тетя пела в церковном хоре храма Покрова пресвятой Богородицы у станции Мариенбург, что под Гатчиной. Здесь я очень хорошо помню, как мы сами на Рождество клеили елочные игрушки. И первые мои ощущения храма были связаны именно с праздником. Навсегда запомнился запах сирени и ландышей на Троицу. Бабушка водила меня на исповедь и причастие. Мама была все время на работе, а папа ездил по командировкам. Из-за дефицита церковной литературы, свой первый молитвослов с псалтырью я смогла приобрести только в 1988 году. Когда я прочла Псалтырь, то узнала очень много фраз, которые говорила в свое время моя мамочка. «Отойдя от зла, сотворишь благо», «Темна вода во облацех небесных» и другие фразы, которые мама вставляла в разговорах со мной, не говоря откуда они взяты. Бабушка нас научила трем молитвам: «Богородице Дево радуйся», «Отче наш» и «Верую»…»

«…Очень часто я бывала в доме протоиерея Александра Мошинского, в котором бывали и многие священнослужители. В семье у Мошинских по вечерам, особенно в летнее время, любили петь старые романсы. Самовар на веранде, несколько сортов варенья, пироги и плюшки, которые напекла бабушка Глафира. Все пьют чай, потом садятся около пианино и начинается общее пение!»

«…Примерно в 1973 году я уже начала соблюдать посты. В 1977 году отец Василий Лесняк подарил мне листочек с несколькими молитвами, напечатанный в Швейцарии. Отец Василий – это бесконечная доброта!»

И дорогая нашим сердцам Наталия Сергеевна была самой добротой. Исключительно скромная, тихая, милая и всегда радостная, она всем своим видом, деликатностью, тактичностью, благожелательностью и уважительным отношением к окружающим напоминала русских интеллигентов прежнего времени.


Наталья Сергеевна перед помазанием на праздничной архиерейской службе

Несмотря на телесные немощи, всегда бодрая духом, она находила для многих слова утешения, умела приободрить. Как много подарочков она преподносила всем нам, помнила про дни рождения и именины.

Наталия Сергеевна очень любила посещать храм, была часто на службах, как только позволяло состояние здоровья. Благодарная всем людям, Наталия Сергеевна особенно ценила и уважала священнический труд. Всегда сокрушалась, если приходилось пропускать так любимые ею службы. Она всегда искренно молилась. Как часто мы прибегали к ней с просьбами о молитве.

По окончании школы Наталия Сергеевна поступила в Финансово-экономический институт, который закончила с отличием. И всю свою трудовую жизнь проработала экономистом. При этом Наталия Сергеевна очень любила искусство, она хорошо разбиралась в классической музыке. Воспитала замечательную дочь Ольгу – члена Союза архитекторов.

В средине 90-х годов Наталия Сергеевна окончила епархиальные богословско-педагогические курсы и несколько лет дежурила в качестве приходского консультанта в нашем храме.

С 1999 года Наталия Сергеевна достойно, с бодростью и благодарением несла нелегкий крест тяжелой болезни, неоднократно перенося сложные операции. Светлый, сердечный, добрейшей души человек. Но мало кто знал, и даже мог подумать, что еще с десяток лет назад ей сказали доктора, что она из дома не выйдет. Это она и передала батюшке, который после больницы приехал ее причащать.

- В церковь я больше не смогу прийти...
- Придете, придете, - уверил тогда батюшка.

И она пришла. Набралась сил, и потихоньку снова пошла в храм. Всегда стремилась бывать на ранней литургии. Всегда с улыбкой. И никто не знает, каких ей это стоило сил.

Слава Богу, 5 и 19 июня она причастилась Святых Христовых Тайн. В этот же день, вечером 19-го ее увезли в больницу, где сделали очередную операцию. 27 июня Наталия Сергеевна мирно отошла ко Господу, где ее приняли в свои объятия ее славные предки, о упокоении которых она всегда усердно молилась.

Наталия Сергеевна предчувствовала скорую кончину. Уже 19 июня она часто говорила «Я отхожу…» и просила «передавать всем-всем знакомым огромный привет и просьбу молиться о ней».

У Престола Божия появилась еще одна пламенная молитвенница за нас.

Упокоилась Наталия Сергеевна 27 июня в день памяти святого пророка Елисея. Святой пророк Елисей просил у святого пророка Илии для дел Божиих сугубую благодать: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар 2:9). Так и мы теперь можем перенимать пример благочестивой жизни Наталии Сергеевны, помня о том, настолько благоговейно она относилась к Таинствам Церкви, постам, молитве и своей духовной жизни.

3 июля в Спасо-Парголовском храме состоялось отпевание Наталии Сергеевны Вешкельской.

9-й день приходится на 5 июля, память священномученика Евсевия Самосатского и Собор преподобных отцев Псково-Печорских.

40-й день – 5 августа, в день мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников и прав. воина Феодора Ушакова, а также празднования Почаевской иконы Божией Матери и иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).

Живой образ Натальи Сергеевны, добрый пример и благодарность многих знавших ее, навсегда останутся в наших сердцах.

Просим у всех святых молитв об упокоении рабы Божией Наталии. Да примет ее Господь в Свои небесные обители...

Светлая и вечная ей память!