17 октября 2023 года исполнилось 75 лет со дня рождения одного из самых авторитетных и уважаемых петербургских пастырей, многолетнего настоятеля храма св. Димитрия Солунского в Коломягах и благочинного Приморского округа г. Санкт-Петербурга протоиерея Ипполита Васильевича Ковальского. (17.10.1948 -15.12.2020). Более 20 лет наш Спасо-Парголовский храм находился в составе благочиннического округа, возглавлявшегося отцом Ипполитом, и мы были свидетелями многих его вдохновенных служений.

Отец Ипполит родился в Брестской области, находившейся до 1939 года в составе Польши. По Западной Белоруссии, с одной стороны, до 1939 года не прокатился каток антирелигиозной кампании, но с другой стороны, православные в этом регионе должны были в течение столетий выдерживать натиск католической экспансии. Это приучало их к тому, что православие есть такая ценность, которую нужно хранить и отстаивать. В послевоенное время Западная Белоруссия дала немало замечательных пастырей, в том числе совершавших служение в нашем городе, таких как протоиереи Василий Лесняк, Михаил Сечейко, Анатолий Мороз, Вячеслав Шоломицкий.

Детство будущего протоиерея Ипполита было трудным. Родители его, Василий Давидович и Екатерина Гордеевна, были настоящими исповедниками православия. Это были такие крестьяне, которых правильнее было назвать христианами, как в старые времена, когда слова "христианин" и "крестьянин" были синонимами. Исповедничество их более всего выразилось в отказе вступить в колхоз. Причиной этого решения была необходимость в колхозе возделывать землю в воскресные и праздничные дни, в которые должно обращаться мыслью и сердцем к Небу, благодарить и славить Бога за все его бесчисленные благодеяния, а этого никак не могли принять благочестивые родители отца Ипполита.

Чтобы понять, мал или велик был этот подвиг, вспомним, как подчас легко сегодня даже верующие и воцерковленные люди смиряются с необходимостью работать в воскресные и праздничные дни, если эта работа сулит те или иные выгоды. А здесь речь шла не о выгодах, но о жизни или смерти. Времена были суровые и голодные, даже одному человеку было нелегко прокормиться. А семья Ковальских было большой – пять сыновей и четыре дочери, из которых одна была приемной. Гнев властей предержащих обрушился на непокорную семью, их выселили из дома, грозили сослать в Сибирь и даже просто уничтожить.

Но еще более страшным было, наверно, искушение со стороны людей, представлявшихся благонамеренными, даже верующими. "Какой, мол, ответ дадите Богу, если из-за вашей безрассудной принципиальности ваши дети умрут с голоду? " – спрашивали они. "А если и в самом деле умрут? " – эта мысль не могла не мучить тяжко родителей. Но и это искушение преодолели родители будущих пастырей, потому что были истинными христианами, потому, что верили, что следующий за Христом будет жить и по смерти, а оскорбляющий и отвергающий Его мертв еще при жизни.

И прежде всего родителям удалось привить своим детям любовь к Церкви, к её богослужениям и таинствам. Опыт нашего времени говорит, как это бывает нелегко. А тогда мальчики с детства начали прислуживать в алтаре, подвергаясь насмешкам и издевательствам со стороны сверстников и учителей. И это было тоже исповедничеством, ведь отрочество братьев Ковальских пришлось на время хрущевских гонений.

Но эти насмешки только укрепили дух отроков, потому что добрым и благородным был корень, из которого они произошли, и четверо из пятерых братьев твердо избрали служение Богу и Его Церкви в качестве своего жизненного пути. И избрали не сегодня, когда служение священника стало уважаемым в обществе, а тогда, когда оно в глазах многих советских граждан представлялось делом бесчестным и осуждаемым. Но это не могло остановить тех, которые уже вкусили и увидели, как благ Господь.

Все четверо братьев Ковальских, избравших путь церковного служения, Григорий, Иоанн, Ипполит и Петр, поступили и окончили Ленинградскую Духовную семинарию и академию. Отец Ипполит поступил в семинарию по окончании технического училища и службы в армии в 1970 году.

В семинарии он застал представителей старшего поколения, помнивших еще дореволюционную Россию, таких как архиепископ Мелитон (Соловьев), Л.Н. Парийский, А.Ф. Шишкин, Н.Д. Успенский, носителей высокой церковной и общей культуры. Среди его сокурсников были будущие протоиереи Виктор Московский Владимир Федоров, настоятель храма Покрова Богородицы в Политехническом Университете протоиерей Александр Румянцев, будущий архиепископ Берлинский Феофан, епископ Петергофский Маркелл. Большим другом отца Ипполита на всю жизнь стал учившийся курсом старше будущий протоиерей Александр Будников. И удивительно, как быстро юноша с белорусской земли, впитал в себя высокую петербургскую и столичную культуру, потому что имел заложенную родителями добрую духовную основу, веру православную.

В феврале 1974 года, на последнем курсе семинарии, он был рукоположен в сан диакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Отец Ипполит обладал сильным, с яркой индивидуальной окраской голосом и был превосходным диаконом.

В сентябре 1979 года, отец Ипполит был рукоположен Архиепископом Тихвинским Мелитоном в сан пресвитера и назначен был митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым)настоятелем Казанского собора в г.Луге, где немало лет был настоятелем рукоположивший его Владыка Мелитон.

Отец Ипполит нашел собор, бывший тогда единственным действующим храмом в Луге и ее окрестностях, в довольно запущенном состоянии. К тому же местность окружавшая собор, использовалась для выпаса скота и сходок любителей совместной выпивки со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы как-то изменить положение, отец Ипполит стал стращать местные власти перспективой возможности посещения Луги иностранными туристами, приезд которых тогда ожидался во множестве в связи с предстоящей Олимпиадой 1980 года. "А что, если они сфотографируют, в каком плачевном состоянии находятся у нас храмы и опубликуют в газетах", – говорил, наверное, тогда отец Ипполит. И эта тактика подействовала. Отцу Ипполиту удалось по тем временам почти невозможное. В то время, когда на храмовой территории невозможно было получить разрешение на установку даже собачьей будки, отцу Ипполиту удалось возвести красивую и прочную ограду всего за одни сутки, ограду, которая стоит и ограждает храм и в наши дни. Более того, пользуясь беспокойством чиновников перед возможным приездом иностранцев, ему удалось вызолотить иконостас и сделать косметический ремонт в храме, тоже в кратчайшие сроки.

Во второй половине 80-х годов, возможно, в силу большой активности, по требованию уполномоченного он был удален от настоятельства, но назначен штатным священником знаменитых петербургских соборов – Спасо-Преображенского, а затем – Николо-Богоявленского.

В начале 1990 года митрополит Алексий, вскоре избранный Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси назначает отца Ипполита настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского в Коломягах. Храм этот, настоящая жемчужина этих мест, в силу неравнодушия коломяжских верующих и чуда Божия, практически никогда не закрывался.

Отец Ипполит, как всегда было ему свойственно, горячо взялся за дело. И уже через несколько месяцев ему удалось привести в надлежащий вид лежавшую в развалинах часовню Александра Невского на съезде с Коломяжской горы. Часовню эту освятил в первый свой визит в Ленинград в качестве Святейшего Патриарха, наш бывший митрополит Алексий 11 сентября 1990 года. И сам Коломяжский храм в короткий срок заблистал, засиял, приобрел тот благолепный вид, над поддержанием которого отец Ипполит неустанно трудился во все годы своего настоятельства.

Настоящим оазисом в нашем мегаполисе стала и расширенная отцом Ипполитом прихрамовая территория, ставшая излюбленным местом прогулок коломяжцев. На ней были высажены плодовые деревья, построены составляющие настоящий ансамбль с храмом здания Воскресной школы, церковного дома, крестильного храма преподобномученицы Евгении, павильона трапезной.

Хорошо вписался в храмовый ансамбль и памятник особо почитаемому русским народом святому – святителю Николаю Чудотворцу. Отец Ипполит так преобразил находившийся на прихрамовой территории заросший пруд, что в нем стали ловить рыбу, и среди рыболовов был сам блаженной памяти митрополит Иоанн Снычев.

Главным делом отца Ипполита было создание живой церковной общины и поддержание благолепия в храме и окрест его. И это ему удалось, так что, несмотря на появление в окрестностях многих новых храмов, Димитриевский храм сохранил костяк своих прихожан.

Отец Ипполит, прожив трудное детство, наполненное тяготами, закалившими его характер,был очень отзывчивым человеком. Скольких он утешил, ободрил, поддержал добрым словом и советом. Но велико и число тех, как людей, так и бедных церковных приходов, которым он помог материально, иногда очень существенно. Никогда он не афишировал свою помощь, многие случаи стали достоянием гласности только после его смерти. Также заботливо относился он клирикам храма, поэтому немалое число его духовных чад стали священниками и дьяконами, и среди них есть уже и благочинные церковных округов.

Отец Ипполит был воплощением духа церковности,впитанным им буквально с молоком матери. Не случайно к нему с огромным уважением относились все правящие архиереи – от митрополита Никодима до митрополита Варсонофия. Все чувствовали его порядочность, то, что он человек, на которого можно положиться.

Он был нравственно строгим человеком, считал недопустимым для священника, то, что многими считается в наши дни нейтральным и приемлемым. Он всегда учил своих чад с благоговением относиться к Причастию,как великому таинству и чуду Божию, возбранял им небрежное, без должной подготовки Причастие.

Погребение протоиерея Ипполита на храмовой территории, столь редкое в наши дни, тоже было своего рода чудом, свидетельством свыше, что он душу вложил в храм и его окрестность.

Духовные чада отца Ипполита не забывают батюшку, ведь он окормлял, крестил, венчал, отпевал уже несколько поколений коломяжцев. В любое время года на могиле живые цветы и горящие свечи, но главным напоминанием о нем является посвященный великомученику Димитрию прекрасный храм, который так любил, благоукрашал, и в котором возносил свои молитвы приснопамятный настоятель отец Ипполит Ковальский.

Артемий Гилянов