Самый родной человек... Для многих тысяч верующих петербуржцев таким человеком стал о.Василий Лесняк. Скольким людям он помог! Кому — добрым словом батюшки, умудрённого богатым житейским опытом, кому — как добрый пастырь, любящий свою паству, вверенную ему Господом, скольких поддержал материально, скольких вытащил их омута алкоголизма и наркомании! Из воспоминаний этих людей, омоченных слезами любви и благодарности, можно составить тома. Но мы решили сегодня предоставить слово самому о.Василию — после него осталось богатейшее пастырское наследие из записей, интервью, проповедей, бесед… Почитайте, проведите несколько благодатных минут с дорогим батюшкой, вспомните его голос, его улыбку.
Из воспоминаний о.Василия Лесняка
В 1947 году к 1 сентября надо было поступать в Духовную семинарию. А как сказать об этом? У меня была сестра старшая. Я её посылаю в сельсовет сказать, что мне нужна справка на работу, а на работе — что нужна справка в сельсовет. Таким образом я получил все нужные справки и документы для поступления в семинарию. Я попросил, чтобы мне дали отпуск с 29 августа по 10 сентября и поехал сдавать экзамены. Если человек сдавал экзамены, то получал возможность уволиться с работы. Я приехал на работу и говорю: «Я хочу учиться в семинарии». А у нас главный инженер Сара Львовна говорит: «В семинарию?! А что вы там делать будете?» Я в ответ: «Что делать буду — моё дело, а вы меня увольняйте…» В конце концов начальник отдела кадров Мария Ивановна говорит: «Знаете что, увольняйте этого святого человека, пусть идёт учиться кадилом махать. Только, святой человек, свято держитесь».
— Как вы в годы гонений на Церковь не боялись ходить по домам?
— А я подберу рясу свою, возьму всё, что мне нужно… Так и крестил, и причащал, и соборовал. Я не боялся — а что мне сделают? Ну, лишат меня на месяц-два-три службы. Я посижу дома, как в 1961 году — я тогда 2,5 месяца не мог служить… Сказал мне уполномоченный: «Иди на завод работай». А я говорю, что я восемь лет учился не для того, чтобы на заводе работать. Зачем советская власть открыла духовные академии и семинарии? Потом матушка к нему пришла, он говорит: «Скажите своему мужу, пусть он оставляет службу, сначала поучится, потом приобретёт специальность и будет работать и жить».
— При советской власти вас КГБ преследовал, а сейчас?
— Сейчас какие-то анонимные преследователи, а я только радуюсь.
— Христос сказал ученикам Своим, что будут гонимы за Имя Его…
— Да. Радуйтесь и веселитесь… Меня всегда трогает выражение Исаака Сирина: «Люби грешника, но ненавидь дела его». Действительно, я всегда представлял человека как хорошую картину, а художник — Бог. Картину поцарапают, изуродуют, но тем не менее Художник не становится плохим, а остаётся хорошим. Вот эту картину я старался всегда сохранить чистой и живой.
Вера, любовь, молитва
Когда батюшка только начинал пастырскую деятельность, да и позднее, он постоянно расширял свой кругозор, занимался самообразованием. Читал и выписывал в тетрадь всё, что его интересовало по поводу духовной жизни человека. Такой литературы раньше было немного. Вот несколько выписок из его тетрадей.
+ Если у вас нет известной доли добра для других, то и помощь святых угодников Божиих может не последовать.
+ Пастырь должен… уподобиться библейским пастырям в их «стоянии в Духе». Для этого пастырям необходимы полная осторожность и сосредоточенность, всегдашнее распятие себя ради паствы…
+ «Вера есть руководитель всех начинаний. Ей сопутствует надеж да. Вера укрепляет нашу душевную силу, надежда возбуждает усердие к доброму» (Василий Великий).
+ «Любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг, оскудение её в душе — самое несносное из зол. Ибо отчуждение и удаление от Бога несноснее мучений, ожидаемых в геенне» (Там же).
+ Непрестанно молитесь… Это выполнимо, и христианину вменяется в обязанность молиться и возносить Отцу Небесному молитвы, в которых он может просить у Господа потребное для себя и благодарить Его за те благодеяния, какие человек получает в жизни.
Пастырское наследие о.Василия
Что такое проповеди о.Василия? На бумаге это невозможно передать. Батюшкина проповедь — это его светящееся любовию лицо, его неподражаемые интонации, которые свидетельствовали о большой силе веры его души, это тембр его голоса… голос низкий и тёплый, то мягкий, то убеждающий, то строгий, но всегда доброжелательный. Прочтите проповедь о.Василия: «Слова: Вы — свет мира!», услышьте мысленно его любящий голос.
«Возлюбленные братия и сестры, в Нагорной проповеди Господь Иисус Христос так именует своих последователей: «Вы — свет мира» (Мф.5:14). «Свет мира» — это наименование относится ко всем истинным последователям Спасителя нашего. Что же означает это наименование, к чему оно нас призывает? Чтобы понятнее была эта мысль, приведём пример.
Почти в каждой православной семье пред святыми иконами возжигается лампада. Всем известен тихий, ровный, спокойный свет лампадки. Свой тихий свет лампадка одинаково льёт и на богатых и на бедных, на благородных и на худородных, на верных и неверных. Лампадка одинаково проливает свет как на тех, кто находится около неё утром, так и на тех, кто подойдёт к ней в полдень, вечером или даже глубокой ночью. Далее. Если мы возьмём лампадку и перенесём её в другую комнату, свойство света и способ его распространения останутся теми же. Тихий свет по-прежнему будет изливаться в одинаковой мере на окружающих. Если мы из почётных комнат перенесём лампадку в менее почётные, сияние останется то же. Затем, лампадка будет светить до тех пор, пока в ней будет елей. Иссякнет елей — потухнет лампадка. Желающие, чтобы лампадка горела постоянно, следят за количеством елея в ней и заблаговременно подливают его. Чем чище елей, тем ярче, светлее горит лампадка.
Теперь обратимся к себе. Христианин, по слову Спасителя, — Свет миру… Как же он должен светить? Да так же, как лампадка. Только лампадка светит светом вещественным, а христианин должен светить светом духовным, светом своей любви, светом своих добрых дел. Последователь Христов должен одинаково относиться к своим и к чужим, к знатным и незнатным; со всеми должен быть одинаково ласков и приветлив. Христианин должен быть верен себе при всех обстоятельствах. Находится ли он в своей обычной обстановке или выходит, по обстоятельствам, из неё, он прежде всего должен помнить, что он христианин… Нужно избегать чтения безнравственных книг. Нужно бояться отравлять ими свою душу.
Ты, который призван как христианин светить добром ближним твоим, ты сам необдуманным поступком можешь соблазнить кого-либо из малых сих. В общих чертах начертан здесь образ жизни христианской, остальное подскажет каждому из нас наша совесть».