В год столетия печальной памяти процесса по делу об изъятии церковных ценностей, невинно осудившего митрополита Петроградского Вениамина и трёх его сподвижников на смерть, хорошо вспомнить и других осужденных по этому процессу, хотя к смерти и не приговоренных. Тем более, что по крайней мере один из них служил в нашем храме и нашел место своего упокоения у алтарной апсиды Спасо-Парголовского храма.

Думается, что все прихожане нашего храма замечали изящную гранитную пирамидку, увенчанную крестом, символизирующую храм с надписью: Симеон, епископ Лужский. Ректор Ленинградских Духовных Академии и Семинарии. Скончался ЗО июня 1952 года.

Мало кто в наше время вспоминает об этом незаурядном церковном деятеле, немного сохранилось и сведений о его жизни и служении, но вспомнить о нем необходимо, потому что он был наставником многих замечательных подвижников благочестия нашего времени. В период его ректорства в Ленинградских духовных школах учились Святейший Патриарх Алексий II, протоиереи Иоанн Миронов и Василий Ермаков, и многие другие известные впоследствии архипастыри и пастыри. Тем более, что нынешний год в известном смысле можно назвать юбилейным для епископа Симеона - в этом году исполнилось не только 70 лет со дня его кончины (30 июня), но и 110 лет со дня священнической хиротонии (18 апреля) и 75 лет со дня Архиерейский хиротонии (30 марта), а 6 октября исполнится 140 лет со дня его рождения.

Итак, кто же был епископ Симеон Бычков, могилу которого видят столь многие, а о том, кто погребен в ней не знает почти никто, кроме того, что содержится в надмогильной надписи.

Епископ Симеон (в миру Сергей Иванович Бычков) родился 24 сентября по старому или 6 октября по новому стилю 1882 года в городе Старый Оскол Курской губернии в благочестивой мещанской семье, твердо хранившей традиционный православный уклад жизни.

С детских лет Дух Святой, во веки пребывающий в Церкви и особенно в церковном богослужении коснулся сердца мальчика, который полюбил Церковь и старался как можно чаще бывать за богослужением, чему не препятствовали его благочестивые родители. Рано у него зародилась мечта самому сделаться совершителем богослужения.

Еще несколько десятилетий назад эта мечта скорее всего осталась бы несбыточной - духовное сословие в России представляло собой почти замкнутую касту и путь к священству для других сословий возможен был только через монашество, и то в очень ограниченных пределах.

Но в конце 19 века под действием распространявшихся в обществе вольнодумных идей духовное сословие стало размываться - дети состоятельного городского духовенства, для которого плата за обучение не составляла проблемы, стали все чаще уклоняться от обучения в духовных школах и предпочитать светское образование в гимназиях, а затем в университетах. Это открыло путь в духовные школы представителям других сословий, сохранивших традиционный уклад жизни и желавших послужить Церкви в священном сане.

Так и Сергею удалось поступить и успешно окончить Старооскольское духовное училище и в 1900 в Курскую Духовную семинарию, которую он окончил в 1904 году по 1 разряду, что дало ему возможность поступить, а Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую в 1908 году он закончил со степенью кандидата богословия.

Сергей с детских лет ощущал особую укорененность в православии, и его сердце больно ранили всякие отклонения от православной истины. Поэтому призванием его было миссионерство, миссионерство не где-то, а в самой Северной столице, где таким пышным цветом процветало тогда безбожие и сектантство.

Поэтому первым местом его служения было место миссионера в Андреевском соборе, которое он совмещал со служением псаломщика в том же храме, а с 1909 года, по совершении бракосочетания с дочерью протоиерея Иоанна Соколова Марией, со служением дьякона в этом же храме.

18 апреля 1912 года он был рукоположен в сан иерея и определен штатным священником храма Симеона и Анны на Моховой. Есть сведения, что он вскоре был назначен настоятелем этого храма. Во всяком случае, он был инициатором создания при храме Симеоновского братства, ставившего своей важнейшей задачей мобилизацию активных мирян на противодействие распространению в обществе безбожных и сектантских идей. О. Сергий был членом Совета Общебратского союза приходов Санкт-Петербурга и руководителем его миссионерской секции.

С началом революции поле деятельности о. Сергия серьезно расширилось: он назначается помощником благочинного 3-го (по другим данным 4-го) благочиннического округа Петрограда, вскоре становится благочинным, также исполняя обязанности члена Правления Общества православных приходов Петрограда и руководителя его вероисповедного отдела. Это Общество было важным инструментом противодействия жесткой антицерковной политике властей.

Во время кампании по изъятию церковных ценностей занял осторожную позицию - он прочитал письмо митрополита Вениамина на собрании Приходского совета своего храма, но по храмам своего благочиния он его не рассылал, хотя и познакомил с его содержанием подведомственное ему духовенство.

Тем не менее З0 апреля 1922 он был арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей и помещен в тюрьму на Шпалерной.

Во время следствия он, в частности, признал, что высказывался против поминовения властей за богослужением, считая, что это еще более укрепит советскую власть в глазах народа, с другой же стороны приведет к репрессиям по отношению к духовенству, отказывающемуся поминать власти за богослужением. В то же время какую-либо свою антисоветскую активность он категорически отрицал. Несмотря на это его дело было переквалифицировано и его обвинили в организации преступной контрреволюционной группы, имеющей целью активное противодействие советской власти. В итоге приговор, вынесенный о. Сергию, оказался относительно мягким - его приговорили к 3 годам строгой изоляции.

Дело митрополита Вениамина вызвало большое подспудное возмущение в обществе, поэтому власти, насытя свою злобу казнью 4 важнейших фигурантов процесса, посчитали за лучшее спустить на тормозах репрессии против оставшихся в живых участников процесса. Практически не один из них не пробыл в тюрьме более двух лет. Так, о. Сергий был условно-досрочно освобожден из заключения 9 августа 1923 года. Ему было разрешено продолжить служение в храме Симеона и Анны на Моховой.

В1928 году он вновь назначается его настоятелем. Однако в 1929 году, в год "великого перелома", священника, к тому времени, уже овдовевшего, арестовывают вновь по статье 58-10 - "контрреволюционная пропаганда и агитация" и приговаривают к 3 годам ссылки в Северный край. Срок ссылки еще дважды продлевался, хотя и условия ее несколько смягчались, и в Ленинград он смог вернуться только в 1937 году.

Митрополит Алексий назначил его штатным священником Спасо-Парголовского храма. Однако служить ему пришлось недолго. В это же время, во время большого террора, был арестован его 22-летний сын Владимир, и в начале 1938 года приговорен к расстрелу. Это, вероятно, вынудило о. Сергия выйти за штат.

С началом войны он вновь был назначен штатным священником, Спасо-Парголовского храма, однако весной 1942 года был эвакуирован сначала в Красноярский край, затем в г. Данилов Ярославской области. В 1944 году он был принят в клир Ярославской епархии и назначен настоятелем Благовещенского храма села Ярославского Приволжского района Ярославской области.

Здесь о нем вспомнил давний его знакомый, сосиделец по делу митрополита Вениамина, митрополит Ленинградский и Новгородской Григорий (Чуков), с огромной тщательностью собиравший клир вверенной ему епархии и особенно восстанавливающихся духовных школ. Он исхлопотал перевод протоиерея Сергия в Ленинградскую епархию, назначив его сначала настоятелем Казанского собора в Луге (откуда пошел его титул "Лужский") и рекомендовав его Синоду как кандидата для рукоположения в епископы.

Уже 13 марта 1947 года о. Сергий был пострижен в монашество, а 16 марта 1947 года был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Князь-Владимирского собора Ленинграда. 30 марта 1947 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе состоялась его хиротония в епископа Лужского, викария Ленинградской епархии, которую совершили митрополит Григорий, епископ Смоленский и Вяземский Сергий (Смирнов) и епископ на покое Ювеналий (Килин).

Однако деятельность епископа Симеона на посту настоятеля Князь-Владимирского собора продолжалась сравнительно недолго, и уже в апреле 1948 года он был назначен ректором Ленинградских духовных школ. Учитывая то огромное значение, которое придавал митрополит Григорий восстановлению духовных школ, можно заключить, какое доверие он имел к епископу Симеону.

Действительно, как отмечают многие хорошо знавшие епископа Симеона, он был прямодушен, с исключительным благоговением относился к совершению богослужения, был точен и пунктуален в исполнении всех возлагавшихся на него обязанностей, в отношениях со старшими и младшими был ровен, со всеми неизменно доброжелателен, терпелив и тактичен. В своем личном обиходе он неизменно хранил строго православный уклад, к которому привык с детства, в его комнатах перед всеми иконами горели неугасимые лампады, его домашний стол всегда был постный, он имел обыкновение выстаивать на келейной молитве полтора часа утром и полтора часа вечером.

В последний год жизни, когда ноги его сильно ослабели, он стал молиться сидя, постоянно сокрушаясь о своей немощи. К епископу Симеону постоянно приезжали простые люди, знавшие его по прежним местам жизни и служения за духовным советом и утешением, а нередко и за материальной помощью.

В годы своего ректорства епископу Симеону приходилось заниматься не только организацией учебного процесса и попечением о духовной жизни учащих и учащихся, но и восстановлением здания Духовных школ от полученных в годы войны повреждений.

В 1949 году епископ Симеон по благословению митрополита Григория возглавил отпевание и погребение чтимого старца Серафима Вырицкого.

Епископ Симеон оставался на посту ректора Духовных школ до самой своей кончины, последовавшей 30 июня 1952 года в результате обширного кровоизлияния в мозг. Отпевание его возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий в храме Иоанна Богослова Ленинградских духовных школ при большом стечении народа 2 июля 1952 года. Погребение владыки состоялось в тот же день, как уже говорилось, на Шуваловском кладбище у алтарной стены Спасо-Парголовского храма. Вечная память!

Литература
1.Симеон(Бычков) /https:ru.m.wikipedia.org;
2.Симеон(Бычков) /https://drevo.info.ru;
3.Симеон(Бычков), еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии/https//azbyka.ru;
4.Церковный некрополь. Симеон(Бычков) (1882- 1952) /http://church.necropol.org.;
5.Симеон (Бычков Сергей Иванович) /http://martyrs.pstbi.ru.

Артемий Гилянов