Евгений Очередько
Моя первая встреча с отцом Василием состоялась летом 1989 года. У меня тогда были большие проблемы. Мой путь к вере не был простым. За спиной лежали атеистическое воспитание, участие в молодёжных рок-группах, авторские встречи, занятия спортом, парапсихологией, йогой, эзотерикой, теософией.
Уверовать в Евангелие мне помогла моя дорогая тётушка по имени Хельми. Она была лютеранкой. Веру во Христа пронесла через все трудности довоенной, военной и послевоенной жизни. Была она одинока, но жили мы одной семьёй. Забегая вперёд, скажу, что когда отец Василий бывал у нас дома, он очень тепло к ней относился, с большой любовью и уважением.
Неисповедимы пути Господни! Тётушка моя, за пять лет до своей кончины, сознательно приняла православное вероисповедание с именем Параскева, и умерла в Антипасху в возрасте 93-х лет, получив от Бога церковные напутствия.
Но вернусь ко времени моих исканий. Когда мне стало совсем тяжело от всей этой «не нашей» философии, тётушка предложила почитать Евангелие от Иоанна. Но я был слишком сильно погружён в изучение восточных философий. И только, когда созрела душа, до рвоты напитавшись чуждой ей пищи, когда она взалкала по-настоящему, вновь в дверях появилась моя тётушка с Евангелием в руках: «Почитай это», — кротко сказала она, и на этот раз я послушался.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…»
Это было чудно! В мгновение ока душа ощутила Бога. Ко мне пришло осознание, что человеку нужен только Господь! Начался мой путь ко Христу.
Крестился я во Всеволожской Троицкой церкви, ранней весною.
Возможно, шёл Великий пост, потому что вскоре была первая моя Пасха. Кругом звучало: «Христос Воскресе!». А потом возникли проблемы: нападки и различные испытания. Духовная жизнь складывалась непросто. Я был один, и мне нужен был человек, который бы помог устоять. «Благословен идущий к Богу…» (иеромонах Роман).
Во Всеволожском приходе снимала дачу одна старенькая учительница, Раиса Александровна Кудрявцева. Она-то меня и отправила к отцу Василию, в Спасо-Парголовский храм.
В моём первом воспоминании о приснопамятном батюшке, которое вошло в книгу «Дар сострадания» и озаглавлено как «Плач об отце Василии», написано об этой первой встрече. Как я краснел, потел, бледнел. Как слёзы катились по батюшкиным щекам, когда он принимал мою исповедь. Как в конце он сказал: «Женечка, какой же ты весь израненный». Я многого не мог тогда ни понять, ни оценить. Я помнил, как ко мне пришло чувство, что я обрёл дом, и мне никуда не хотелось уходить от этого человека.
С батюшкой было легко и просто. К счастью, мне довелось проводить с ним достаточно много времени. Это было и на службах в храме, и у него дома, и в поездках по нашей епархии и за её пределами. Отец Василий иногда рассказывал истории из своей жизни, о трудностях служения в советское время, о гонениях на него со стороны властей, о тех многих скорбях и радостях, которые выпали на его долю.
Батюшка оказывал большую помощь страждущим алкоголизмом и наркоманией. До нескольких сотен людей собирались в храме после Литургии на молитву об исцелении от губительных пороков. Многих ныне известных врачей и учёных он тогда привёл к вере.
Отец Василий основал нашу церковную приходскую семью, нашу воскресную и церковно-приходскую школу в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Дети, из которых многие уже стали папами и мамами, с благодарностью вспоминают детство, проведённое в лоне нашей приходской школы.
Я живо ощущаю участие моего духовного отца в моей личной жизни. Отец Василий крестил мою маму. Однажды, находясь в алтаре, батюшка сказал мне: «Когда меня не будет, будешь исповедоваться отцу Александру». Их молитвами создалась моя семья, родились дети. Мой сын Вася родился в день рождения отца Василия, во время Литургии 12 февраля, когда церковь совершает память трёх Великих Святителей.
Батюшка почил в Пасхальные дни 6 мая 1995 года, в день Святого Великомученика Георгия Победоносца. Отец Василий победил в этой жизни, в этой нелёгкой битве за Небесное Отечество. На его могиле у алтарной стены всегда зажжена лампада, лежат живые цветы. Приходят люди.
Если бы меня спросили: «Кого ты встретил в жизни, увидев отца Василия?», я бы рассказал одну древнюю историю о том, как некий философ, мыслитель, ходил по городу с табличкой, на которой было написано: «ИЩУ ЧЕЛОВЕКА».
Так вот, я нашёл ЧЕЛОВЕКА.