Константин Кириченко

На каждой Божественной Литургии мы поем "верую во единую святую соборную и апостольскую церковь", выражая тем самым нашу веру в то, что Церковь существует непрерывно от времен апостольских, что наша Церковь истинно та, которая была вручена апостолам Самим Христом. Но есть еще один аспект апостольской деятельности, которому сегодня в Православной Церкви уделяется незаслуженно мало внимания.

Само слово апостол означает посланник, вестник, в широком смысле - проповедник Евангелия, миссионер. Если наша Церковь апостольская, то немаловажной, пусть и не основной ее задачей является проповедь Евангелия "всей твари" по завету Христа, она должна «научить все народы» (см. Мф 28:19). Разумеется, здесь нам не стоит уподобляться протестантам, которые видят в миссии весь смысл существования Церкви, но и отвергать это апостольское делание также не годится.

Миссионерское служение – это служение апостольское, исполнение заповеди Спасителя о проповеди Евангелия «всякой твари» (Мк. 16: 15). Господь заповедал Своим ученикам «научить все народы» без исключения (Мф. 28: 19) и сказал: «Будете Мне свидетелями даже до края земли» (Деян. 1: 8). Сказанное Господом касается каждого из нас. Эти слова Священного Писания даны для того, чтобы мы их исполняли, – не только те, кто испытывает особое призвание или интерес к миссии, но каждый православный христианин. Как и другие заповеди Христовы – любить ближних, прощать врагов, помогать страждущим и прочие – должны исполнять не только те, кому это интересно и близко, но любой, кто называет себя христианином. Поэтому, рассматривая свои жизненные обстоятельства, всякий христианин должен размышлять, как он может исполнить заповеди Божии, и в числе прочих – заповедь о проповеди Евангелия тем, кто пока далек от Христа.

В наше время есть тенденция употреблять слово «миссия» очень широко. Перекрестились мы на улице – это миссия, провели на приходе конкурс пирогов – и это миссия, устроили встречу православной молодежи – и это миссия. Получается, что вообще едва ли не любая церковная активность, любое проявление веры называется миссией. Такое расширительное употребление этого слова представляется неоправданным. Под миссией в собственном смысле имеется в виду проповедь Православия тем людям, которые себя с ним не ассоциируют.

Это отличается от важного и нужного дела катехизации тех людей, которые считают себя православными, но мало знают о вере и пока не ведут церковной жизни. Катехизация – необходимое дело, но это не миссия." (д.Григорий Максимов)

Сегодня есть модная присказка среди православных христиан - "Кого надо, Господь сам приведет в Церковь". Если провести печальную аналогию, то можно представить себе матросов на крепком судне, которые, взирая на великое множество тонущих вокруг них в море людей, говорят - а зачем бросать им спасательные круги, тащить из воды? Кому суждено сгореть, тот не утонет - сам выплывет, Бог ему поможет.

Также и в Евангелии домовладелец не говорит своим слугам - подождите меня здесь, я сейчас сам пойду и приведу кого надо, но напротив - идите, приведите всех, кого встретите.

Ну, как можно сложить с себя миссионерскую заботу? Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, говорил: «И не говори мне таких бессердечных слов: «Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего». У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь... Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся, — да что я говорю — драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру — тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление». «Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других... Никто не был осужден за собственные грехи, но за то, что не был полезен другому».

Или: «Если двенадцать человек «заквасили» всю вселенную, подумай, сколь велика наша никчемность, если мы, пребывая в таком количестве, не в состоянии исправить оставшихся — а ведь в нас должно было хватить закваски на тысячи миров... Но то, скажешь, были апостолы. Что же из этого? Разве они Ангелы были? Но, скажешь, они имели дар чудотворения. Долго ли эти чудеса будут служить для нас прикрытием нашего нерадения?.. Какое знамение сотворил Иоанн, привлекший к себе многие города? Что он не чудодействовал, о том послушай евангелиста, говорящего: Иоанн не сотворил никакого чуда (Ин. 10,41)» (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 46,2—3).

Так давайте же братья и сестры прислушаемся к наставлениям святителя Иоанна Златоуста и обратим внимание на погибающих братьев наших, покуда не просвещенных светом Христовым. Давайте расскажем о Христе и Его Церкви тем, кто захочет нас слушать потому как "вера от слышания, а слышание от слова Божия." (Рим. 10:17)

Каждый вторник в 19.00 в здании воскресной школы Спасо-Парголовского храма проходят миссионерские встречи, на которые мы приглашаем всех желающих. В ходе наших бесед мы уделяем особое внимание возможности и способам миссии среди атеистов, а также последователей различных вероисповеданий.