Сергей Печенкин
7 мая в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры состоялась конференция «1917-2017: Судьбы России и Церкви».
В начале встречи выступил восточно-американский православный хор. Потом протоиерей Константин Семенович Головатский предоставил слово председателю Синодального отдела по делам молодежи Русской православной Церкви за рубежом, протоиерею Андрею Соммеру. Он рассказал нам о судьбе митрополита Восточноамериканского и Нью-Йоркского Анастасия и его деятельности. К началу 1950-х годов в Америку из Европы перебралось большое количество православных, и по благословению митрополита Анастасия были организованы Свято-Владимирские кружки в честь тысячелетия крещения Руси, целью которых было воспитание в православной вере подрастающего поколения, помощь в обществе, где без Православной Церкви они реально были подвержены ассимиляции, растворению в обществе, теряли свои родные корни, культуру, то, что на всех континентах называется емким словом «русскость». Был отмечен вклад протоиерея Сергия Щукина в религиозное воспитание. Первые роли в воспитании играют церковь, семья и школа. Необходимо приобщать молодежь к церковной жизни, богослужениям, пению. Протоиерей Андрей сказал, что главный критерий в воспитании - это смотреть, что добро, а что зло.
Следующим выступил доктор исторических наук Сергей Львович Фирсов. Его выступление было очень эмоциональным. Он рассказал о причинах революции, её неизбежности. Главной причиной явилось духовное разложение общества. Произошла десакрализация власти. Люди перестали верить в сложившиеся ценности. Государство не смогло предоставить гражданам целостную картину восприятия. Нигилистическое мировоззрение привело к деструктивным последствиям. Многие люди предчувствовали эти страшные события и делали всё, чтобы отложить их приход. Российская Империя была центром православия, казалось, что все злые силы ополчились против неё. Было приведено много примеров. Отмечена и неготовность церкви к борьбе с революцией, её несамостоятельность и неоперативность в принятии решений. Во времена революции решимость и время имели огромное значение.
Затем мы собрались в кружки с гостями из Америки. С нами беседовали Всеволод, Исайя и Константин. Они представители разных волн эмиграции. Мы узнали их мнение об отношении к революции и СССР. Всеволод и Исайя удивились, как можно положительно относиться к советскому прошлому, ведь оно было так ужасно - людей не пускали в церковь, приходилось врать и обманывать, чтобы посещать церковь, а сейчас в этом исчезла необходимость. Также мы узнали о сложностях организации приходской жизни самостоятельно на новом месте. Эти сложности объединяли людей. Напаши гости из Америки считают, что у них более насыщенная приходская жизнь. Исайя рассказал о скаутских лагерях при церкви (русские разведчики), воскресной школе, как он выполнял различные послушания. Константин рассказал о Си-Клиф (кусочке русской Америки). Всеволод отметил культуру, как препятствие к принятию православия американскими гражданами, так как для понимания православия, необходимо, знание русской или греческой истории и культуры.