Пятое воскресенье Великого поста посвящено преподобной Марии Египетской, о которой уже вспоминали в четверг прошедшей седмицы. Празднование памяти преподобной не случайно. Это напоминание об усилии, которое требуется для покаяния. Пост заканчивается, и хочется ослабить напряжение в воздержании, но преподобная Мария словно зовет пройти путь до конца.
Воскресные богослужения 17 и 18 апреля 2021 года настоятель Спасо-Парголовского храма протоиерей Роман Ковальский возглавил в Исаакиевском соборе, ключарем которого он является.
В Спасо-Парголовском храме было совершено Всенощное бдение и две Божественные Литургии, за которыми причастились многие прихожане храма.
На богослужении звучал тропарь преподобной Марии Египетской, начинающийся со слов «В тебе мати спасеся еже по образу...», содержание которого — прославление аскетического подвига преподобной. Богослужение этого воскресенья словно совместило в себе три события. Во время канона мы слышим тексты, восхваляющие подвиг преподобной Марии Египетской, память которой празднуется в данный момент. И тут же звучат имена двух Лазарей. Одного — из евангельской притчи о Лазаре, страдавшего у дверей дома богатого человека и попавшего после смерти «на ложе Авраамово», то есть почтенного наградой за страдания и терпение. Упоминание этого Лазаря — словно прошедшее, ведь и праведники Ветхого Завета до пришествия Христа к людям не попадали в Рай. Второй Лазарь, вспоминающийся на каноне в этот день, — праведный, тот, которого воскресил Иисус Христос лично, своим словом. И празднование этого события предстоит в грядущую субботу. Тексты последующих семи дней, называющихся седмицей ваий (ветвей), отправляют нас к Лазаревой субботе и Вербному воскресенью.
Вечером 18 апреля 2021 года в Спасо-Парголовском храме совершена четвертая, последняя в этом году Пассия – особый чин службы воспоминаний гефсиманских и голгофских страданий Господа нашего Иисуса Христа.
Было прочитано Страстное Евангелие от Иоанна (18-19 главы).
После проповеди был отслужен акафист общенародным пением Животворящему Кресту Господню. Во время пения акафиста совершалось помазание освященным елеем.
Слово "пассия" происходит от латинского "passio", что значит "страдание". Так называются особые службы, совершаемые во время Великого поста. Богослужебный чин пассии состоит из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, акафиста Страстям Господним или Кресту и проповеди о спасительном значении страданий Христа.
Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе с другими церковными богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмицы Страстей Христовым и Его Славному Воскресению.