В Неделю 28-ю по Пятидесятнице, 20 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Роман Ковальский, духовенство собора и другие священнослужители.

За богослужением пел хор Исаакиевского собора под руководством Льва Дунаева.

Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.

"Легко спастись или нет - об этом говорит Священное Писание. Можно спастись за одну добродетель - такую, как благодарность, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня об этой добродетели мы слышали в евангельском чтении. Она, к сожалению, ушла из жизни. И уже в Ветхом Завете была настолько редка, что пророки постоянно обличали народ иудейский и призывали его посмотреть, как Богу благодарен животный и растительный мир за то, что в этой пустыне Он дал воду. Все животные спешат напиться к воде, все растения питаются водой и благодарят Творца за то, что Он заботится о них. А сколько благ от Бога получил народ иудейский, как Господь кормил, ограждал его! Но благодарности у него Богу нет. Так продолжалось дальше, и постепенно благодарность терялась. Во время Своей земной жизни Спаситель тоже не находил благодарных людей".

"В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается о событии, которое произошло, когда Господь проходил одно селение и увидел десять прокаженных, - продолжил архипастырь. - Они слышали, что в Израиле появился Целитель, но назвали его просто наставник и не знали, что Он - Бог. Они кричали: "Наставник, помилуй нас!" (Лк.17:12-19). Господь сказал им: "Идите и покажите священникам". Больше ничего не сказал, не подошел, не возложил руки. Потому что священники тогда были, как санитарные врачи: определяли, кому войти в общество израильское, а кому нет. Прокаженные были, как из "красной зоны", им нельзя было нигде появляться. Они все время стояли вдали, жили в пещерах и не общались со здоровыми людьми. Священники осматривали их и исцеленным разрешали войти в общество. Христа обвиняли в нарушении закона, особенно о субботе, но Он показал, что все исполняет. Господь отвергнул и обвинение в том, что присвоил звание Сына Божиего. Он не прикоснулся к прокаженным, а отправил их к священникам. Пока они шли по дороге, у них кожа обновилась, тела очистились, и они стали здоровыми. Кто может из священников так исцелить? Никто. А если никто не может, тогда Кто же Он есть? Священники должны были тоже уверовать, что Иисус Христос есть Сын Божий, но что мы видим? Возвращается к Богу только один, и тот -самарянин, даже не иудей. Девять иудеев вообще не вернулись и не поблагодарили за исцеление. Это тогда - один из десяти был благодарен. А в наше время сколько благодарных? Наверное, один из миллиона найдется, чтобы поблагодарить Бога".

"Кто же может благодарить Творца, а кто нет? Могут только смиренные, больше никто. Если в человеке есть смирение, он всегда будет благодарить и Бога, и людей. Человек надменный, гордый, тщеславный не будет благодарить ни Бога, ни людей. Апостол Павел говорил, что последние времена будут тяжкими. Люди будут горды, надменны, непослушливы. Никогда ничем не будут довольны. Почему? Им все мало. Должность для них маленькая, подай им большую, зарплата маленькая, повысь ее. У них всю жизнь все плохо, они вечно недовольны. Никогда не найдут, за что благодарить - сколько им ни дай, все будет мало. Такие люди не благодарят Бога. А имеющие малый достаток всегда рады и благодарны. Подайте нищему копейку - он будет так рад! А подайте надменному копейку - он скажет, что вы издеваетесь над ним. Сразу видно, какие мы разные. Надо увидеть, почему мы не благодарны, за что не благодарим Бога. За урожай никогда не благодарим, считаем, что дело в технике и удобрениях. И никто не скажет, Кто послал тепло и дождь. Об этом даже не вспоминают. Мы не благодарим Бога ни за погоду, ни за здоровье, ни за благополучие, как будто все так и должно быть. А добродетель благодарности очень важна. Она меняет людей. Как покаяние меняет человека, делает его способным спастись, так и благодарность меняет, дает возможность спастись, как произошло у прокаженных. Господь сказал: "Иди, вера твоя спасла тебя" (Мк.10:52) Так просто - вернуться, поблагодарить, и ты спасен, уже в Царствии Небесном. Но Господь-то каков, Он опять не Себе приписал исцеление, а вере прокаженного. Но какая у того была вера? Даже не в Бога, просто в наставника. Господь всегда скрывает Свои добродетели, а приписывает все людям: вот вы такие умные, хорошие, за это и спасаетесь. Никто без Бога спастись не может, но Он и это отдает людям. Настолько нас любит, ценит и заботится о нас. Поэтому добродетель благодарности надо всегда иметь. Проснулись утром, скажите: "Господи, благодарю, что проснулся. Скажи мне, чем в течение дня я Тебя должен отблагодарить?" Так же и вечером, ложась спать, обратимся к Богу: "Господи, благодарю тебя, что я день прожил!" Это нетрудно сказать, и если будем благодарны, спасемся. Желаю вам эту добродетель, если потеряли, снова приобрести и всегда благодарить и Бога, и людей", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.







Собору была подарена икона Рождества Христова.

За помощь Церкви митрополичьими грамотами был награжден ряд сотрудников музея и благотворителей. Юрий Мудров поблагодарил правящего архиерея за высокую оценку их труда и отметил, что среди награжденных грамотами митрополита есть реставраторы, которые восстанавливали икону "Тайная вечеря", недавно вставшую на свое место над Царскими вратами в приделе святого Александра Невского. К 800-летию со дня рождения благоверного великого князя планируется выпустить издание, посвященное образу Александра Невского в Исаакиевском соборе. Директор преподнес митрополиту каноническую икону святого.



Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.

Источник: Сайт СПб Митрополии
Фото: Андрей Петров