По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма и директора ЦПВШ протоиерея Романа Ковальского «Родник» побывал на незабываемой экскурсии.

28 января 2021 года наши неугомонные второклассники из УКЦ «Родник» вместе с классным руководителем О.П. Ильиной и самыми активными родителями класса сели в автобус и отправились на обзорную экскурсию, посвящённую 77-ой годовщине Дня снятия блокады Ленинграда.

«Рассказ о самом тяжёлом и самом героическом периоде в истории Санкт-Петербурга начался задолго до нашей поездки. Сначала на уроке Родного слова, потом на уроке Мужества и, наконец, перерос в автобусную экскурсию», — пишет Л.В. Ананьева — один из организаторов поездки.

Второклассники отправились навстречу блокадному Ленинграду. И эта встреча для них произошла. Они увидели город в городе. Незабываемое впечатление!

Автобус остановился у «блокадной проруби», что на набережной реки Фонтанки. Здесь, прямо вокруг проруби, пурпуром полыхает целый костёр гвоздик. Сколько же людей побывало на этом месте до нас?!

Автобус едет дальше, вдоль Невского проспекта. А вот и ещё одно памятное место. Здесь, почти 80 лет назад, лопнула труба. Образовался небольшой резервуар. Измождённые ленинградцы черпали из него воду, а потом медленно брели вдоль проспекта, стараясь донести «сокровище» до своих обледенелых квартир.

«А тот перекрёсток, ребята, угол Невского проспекта и улицы Садовой, — обращается к присмиревшим школьникам экскурсовод,— назывался в блокаду «перекрёсток смерти». Фашисты обстреливали этот квадрат с особой немецкой точностью. Здесь ранее располагалась остановка, которую приходилось все время перенесите из-за прицельного огня».

Перекрёсток смерти. Вслушайтесь в этот скорбный эпитет... Здесь тоже море цветов.

Проезжая мимо Казанского собора, мы провожаем взглядом скульптуры тех, чьим именем более 77-и лет назад город благословлял солдат, идущих на бой.

А вот и знакомая каждому горожанину надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

И опять цветы, цветы, цветы. Эти красные гвоздики до сих пор так и стоят перед глазами.

У Исаакиевского собора мы с удивлением узнали, что с Исаакиевской площади во время блокады был снят весь асфальт и разбит огород. И ещё удивительный факт: практически две трети выращенных на нем корнеплодов отправлялось на фронт!

А ещё мы услышали трогательную и непостижимую историю про собаку Трезора. Она спасла от голодной смерти четыре семьи! Каждый день приносила она по зайцу в зубах. После войны ей был поставлен памятник. Узнали о коте Максиме — блокадной знаменитости! Ему ещё долго приходилось демонстрировать себя бывшим жителям осажденного города! Чем же он прославился? Тем, что уцелел!

«Для наших детей во время экскурсии открывались неожиданные блокадные ракурсы. Экскурсионный маршрут был интересен тем, что ребята и вспоминали, и узнавали новое.

Узнали о том, как город боролся и выживал в течение 900 дней и ночей. Узнали, как жители маскировали город, как спасали его памятники. Узнали и про то, какую роль сыграли животные в жизни города. Дети своими глазами увидели здания, в которых находились госпиталя и бомбоубежища и ещё много - много другого.

Мы посетили Особняк Румянцева, где ныне развёрнута уникальная выставка, посвящённая «Блокадному Ленинграду».















Особое впечатление оставило посещение Пискаревского мемориального кладбища»,— делится своими впечатлениями Л. В. Ананьева.

Дети с удивлением рассматривали памятные венки в траурных лентах, читали надписи на них. Ребят поразило это зрелище:
— Оказывается, и другие страны помнят и скорбят вместе с нами!
— Смотрите, Германия возложила к подножию монумента самый большой венок.
— Слышите, какая скорбная мелодия звучит здесь.

Ребята увидели многие мемориальные места города.

«Они своими глазами увидели масштабы «Памяти». Урок Мужества для них вышел за пределы школы! Весь город: взрослые и дети, простые граждане и высокопоставленные лица, русские и иностранцы помнят и чтут подвиг ленинградцев! Мои ученики на опыте личного переживания осознали, что помнить — значит не терять связи поколений», — такой вывод сделает О. П. Ильина, учитель наших юных экскурсантов.

Тематические уроки, инсценирование, конкурсы стихов и выставки рисунков в школе, обзорные экскурсии, домашние беседы и чтение книг — это уникальная возможность рассказать нашим детям о подвигах и трудностях военного времени.

Экскурсия понравилась и нам, и ребятам, а для закрепления экскурсионного материала, Ольга Петровна Ильина провела «квест».

«Ребята справились!» —отметят родители.

«Скорбим и будем помнить, пока мы живы», — добавлю от себя.

Инна Мартиросова