«Вместе жили, Родине служили
Острое перо и автомат.
Фронтовой дружбой дорожили
Журналист, писатель и солдат»
8 сентября учебно-консультационный центр «Родник» собрался в театральном зале, чтобы вновь прикоснуться к истории нашего города, чтобы вспомнить День начала Блокады Ленинграда, чтобы поговорить о главном.
Общешкольный Урок Мужества «Была война, была Блокада» перенес нас в далекое скорбное время, в черно-белый мир ежедневного подвига «маленького» человека, но великого труженика и непобедимого воина.
Помните: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Приди в радость Господа своего»?!
Перед нами, сегодняшними, одна за другой стали раскрываться страницы огромного памятного альбома. Малое в большом. Героическое в повседневном. Мгновение, застывшее в веках. Уникальные снимки, пронзительные взгляды, открытые лица, целая гамма чувств и эмоций!
Будучи маленькой, я всегда хотела узнать историю тех людей, которые изображены на снимках. Кто они? Как сложилась их дальнейшая судьба? Знают ли они, что их фотографии стали символами Блокады?
И вот, много лет спустя, я делюсь этими историями с маленькими петербуржцами нашей начальной и старшей школы.
Как же они внимательны и серьёзны!
А я будто возвращаюсь в детство, будто иду с мамой и папой по любимому Московскому проспекту, спускаюсь по ступеням мемориала на площади Победы, строившемуся на моих глазах, вновь вижу своими глазами Михаила Аникушина, его знаменитого скульптора, ещё неумело читаю незабываемые строки Юрия Воронова, высеченные на монументе: «О камни! Будьте стойкими, как люди!»
Сколько бы не прошло времени, как бы не изменился мир, но дети все так же чистым сердцем искренне и сердечно сопереживают тем «маленьким» людям, той грозной поры.
Ребята УКЦ «Родник» открыли для себя «Блокадную Мадонну», пробовали ответить на немой вопрос: «За что?», застывший в глазах Геночки Микулинаса, узнали об Иосифе Орбели, эвакуации уникальной коллекции Эрмитажа и одном-единственном утраченном полотне; сердечно приняли рассказ о Леночке, заботливом истопнике и тряпичной кукле; рассматривали фотографию героического блокадного художника Николая Шестерикова, некогда автора последнего портрета императора Николая Второго, застывшего теперь на век перед мольбертом с кистью в руках; отдали дань уважения военкорами блокадной поры, знакомились с историческими источниками. А по окончании урока благодарили, благодарили, благодарили…
Старшая школа листала блокадный альбом, затаив дыхание. Ребята внимали, вникали, думали.
Строки блокадных стихотворений, песня на стихи блокадной поэтессы, черно-белые кадры блокадной хроники и сердечный рассказ сделали этот урок пронзительным, трогательным, особым.
«Блокадный урок "захватил" всех! Знакомая казалась бы тема, но как она звучала! Звучала по-новому, чутко, тонко.
Наши старшеклассники прониклись и преобразились. По-моему, Инна Аркадиевна смогла "достучаться до каждого"! Спасибо!» — поделится своими впечатлениями С.Э. Горовенко.
С.В. Горленкова дополнит: «Блокадный урок» тщательно подготовленный и проведённый И.А. Мартиросовой, завучем по воспитательной работе, незаметно превратился в доверительный разговор о главном. Речь шла о фотокорах и журналистах, благодаря чьим трудам мы и сейчас можем прикоснуться мыслью, сердцем к тем далёким по времени, но близким каждому петербуржцу событиям блокадных дней.»
«Мы вздохнули и замерли... этот час вместил в себя такую боль, такую необыкновенную силу и мощь человеческого духа, такую любовь!
Фотографии впустили нас в неузнаваемый город, рассказ Инны Аркадьевны повёл по замёрзшим Ленинградским улицам, к пустующим картинным рамам Эрмитажа, в больницу Раухфуса, в Дом радио, на Кировский завод, а воспоминания из личного архива тронули не одно сердце.
Песня "Ленинградский метроном", разученная и исполненная ребятами вместе с Наталией Святославовной Павловской, приоткрывала что-то сокровенное и очень важное для нас: вместе с метрономом ожил и встрепенулся несломленный город, зазвучали забытые голоса, зашелестели и крылья ангелов..»
«Егор Паршуков, Ксения Голяшевич и ученики 6 класса искренне и проникновенно читали простые стихи незнаменитых авторов, но как непросто они звучали!»
«Всё это дорогого стоит! Страшно и трагично, что тот 1941-42 учебный год начался блокадой любимого города и как замечательно, что наш учебный год в "Роднике" начинается с памяти о подвиге простых, «маленьких» на первый взгляд, но таких на самом деле великих, героических людях любимого города. Благодарим наших педагогов с горячими сердцами! Благодарим наших искренних слушателей!»
И советуем всем посетить выставку детского блокадного рисунка, развёрнутую ныне на школьной аллее Летнего сада.
Пусть же любимый город радует своей пленительной красотой и гармонией, пусть в небо взлетают лишь яркие и победоносный искры салюта, пусть звучат счастливые голоса, пусть его палитра изобилует яркими, тёплыми, радостными красками, пусть маленькие люди вырастают большими и прекрасными! Пусть память живет в веках!