В преддверии Великого поста в УКЦ «Родник» состоялся Чин прощения.
Духовник школы протоиерей Александр Зелененко раскрыл перед нашими воспитанниками смысл Богоугодного поста и рассказал о благодатной силе прощения.
«Вот мы снова уже на пороге Великого поста. Очень важно начать его с правильным настроем и готовностью. От того как начнём, так и продолжим, и так же завершим; если начнем несобранно, без должной мотивации и настроя, то и прохождение поста будет соответствующим.
В прочитанном Евангелии мы слышали повествование Господа «О трех условиях Богоугодного поста». Какие же эти условия, без следования которым он может стать не Богоугодным и не спасительным для нас?
1) Всепрощение и примирение со всеми; незлобие, смирение, преодоление самолюбия и гордости (осуждения и обвинения других), мирный дух.
2) Поститься честно, не лицемерно, не перед людьми и напоказ, тщеславясь, а в Богоприсутствии, в хождении пред Ним, во Имя Господа и во Слову Божию. Поститься нужно ради устранения в нас всего греховного, не богоугодного, что может лишить нас оправдания перед Богом и спасения. Более всего желать самого дорогого – Царствия Небесного. Работать (трудиться и поститься) усерднее, когда знаем, зачем и надеемся на награду.
3) Не собирать сокровищ на земле… – временных, преходящих, но собирать сокровища небесные, непреходящие, «ибо где сокровище ваше, там и сердце будет ваше», т.е. что мы ценим более всего – туда устремляется сердце человека, и там оно обретется в конце концов.
Пост требует от нас на телесном уровне бдительного внимания к себе, контроля: чувств, помыслов, желаний, слов и деяний, привычек и навыков для видения с различением, испытанием: где вражье, где Божье и где мое. Не считать плотские желания и требования нашей природы нормой.
Долгое время в воздержании требует терпения, оно же – смирения, оно же – условие получения благодати. Самообладание вплоть до бесстрастия, праведности, святости.
На пост должна быть сильная мотивация,
1) т.к. это: заповедь Божия;
2) сильное желание есть надежда;
3) сильная надежда есть вера;
4) а сильная вера в милосердие Божие есть свершение.
Сейчас особое внимание уделим первому условию поста, - всепрощению и примирению, без чего и пост, не пост, будет не Богоугоден.
Пост – время воздержания, молитвы и покаяния.
Пост – это особое время работы над собой; по борьбе с грехом, чтобы не поддаваться злым и непристойным мыслям, чувствам, намерениям, словам и поступкам, а угождать Богу и милосердно служить ближним.
Каждый христианин должен испросить у Господа прощение своих грехов и достойно причаститься святых Христовых Таин.
Вот основные предметы, которые должны занять все наше внимание во время наступающего Великого поста и нашего говения. Говение – это наше ответное жертвоприношение Богу в дни Великого поста, как десятине Богу. Все мы призваны из любви к Нему (ибо Христос – распятая за нас любовь), засвидетельствовать свою любовь Ему, через сострадание (к Нему, пострадавшему ради нас и нашего спасения), воздержание от всевозможных злоупотреблений в еде, питье, во сне, в словах, делах и взаимоотношениях.
Это — хождение в церковь, пост, молитва, покаяние, исповедь и причащение. Предметов немного, но они слишком велики и существенно необходимы для нашего спасения, начало которого мы надеемся положить в предстоящем нашем говении, в наступающем посте.
Итак, начнем наше богоугодное говение взаимным всепрощением. Господи благослови! Простите меня недостойного, в чем согрешил пред вами, яко человек, делом, или словом, или помышлением! Да простит Господь Бог и вас всех, да помилует и спасет Своею милостию и человеколюбием! Аминь.»
Мы впервые разделили начальную и основную школу, желая донести до каждого сакральное значение Великого поста для всякой души христианской.
Милостью Божией, слово пастыря коснулось многих.