Тема чтений:
«Святой благоверный великий князь Александр Невский­
величайший пример богоугодной жизни и служения»

«О величии и значении личности св. блг. влк. кн. Александра Невского в период современного личностного кризиса»

Святой благоверный великий князь Александр Невский - выдающийся пример христианского благочестия, патриотизма и служения»

Святой благоверный великий князь Александр Невский - величайший образец христианина, семьянина, гражданина, храброго воина - полководца, дипломата и великого князя - мудрого государственного правителя…


***


«…Подражайте мне как я Христу»
(1Кор. 4:16)
«Вознесох избранного от людей моих»
Прокимен Утрени перед Евангелием

Цель изучения жития святого: уподобление ему в добродетели


Задача изучения комплексная:

а) Сохранение исторической памяти о великом святом, нашем выдающемся соотечественнике и небесном покровителе;

б) изучение для наилучшего познания (его эпохи, его личности, его жизни, подвига веры и ратных заслуг) для достойного почитания его современниками и благодарности;

в) для преемственной связи и молитвенного обращения к нему за помощью.

***

«Как ароматы (так о святых угодниках Божьих говорил некогда митрополит Московский Платон Левшин (1737- 1812), т. V, с. 26), чем больше растираются руками, тем больше издают благоухания, - так и жития святых; чем больше углубляем мы в них свое размышление, всматриваясь в духовную их красоту и силу, тем более открывается намих благородство, величие, святость и жертвенность, столь судьбоносные и значимые для Церкви, Отечества и для нас - их потомков».

Если наши совместные труды по изучению источников о жизни святого Александра Невского сколько-нибудь оживят и пробудят интерес на большей глубине чем прежде к светлому образу великого подвижника земли русской, обновят чувства любви, благоговейной благодарности к его священной памяти, - то мы сочтем этот труд не тщетным, а вознагражденным Господом.

***

Домашнее задание: Читая житие св. блг. влк. кн. Александра Невского (существует 5 различных редакций), исторические исследования, статьи, сочинения, богослужебные тексты, доклады и проповеди о нём…
Нужно открыть нечто новое, существенное, впечатляющее и значимое для вас самих, чего раньше не знали и не осмысляли:
• из его родословной;
• из особенностей той исторической эпохи, когда он жил (1220 -1263);
• из тех условий и жизненных обстоятельств, в которых находилось наше Отечество в то время - это 13 век;
«То были тёмные, тяжёлые времена! Зато по выражению поэта, «чем ночь темней - тем звезды ярче!...» Он «Яко звезда пресветлая ...», «Сокровище Российской земли», а когда упокоился, то митрополит Владимирский Кирилл сказал: «Зашло солнце земли Русской ...», так и говорится о нём в житийных текстах и текстах церковной гимнографии.
• О военной угрозе тогда со всех сторон для Руси;
• О духовной опасности окатоличивания русского народа от Рима;
• Из того духовного и ратного целожизненного подвига, который совершил св. блг. князь Александр Невский ради веры и народа;
• Из богослужебных, молитвенных текстов и песнопений о нём: тропарей, кондаков, стихир, прокимнов, канона утрени, акафиста …

Чем хотелось бы, как открытием для вас, поделиться с другими.
О чём раньше не знали и не догадывались, а сейчас открылось и осозналось как очень для вас значимое.

Перечень примерных тематических выступлений:
(может быть восполнен и своими темами о святом)

1. Время, место рождения и происхождение великого князя Александра;
2. «Радуйся, отрасле пречестная корене благочестиваго!» О христианском благочестии в родословии св. блг. влк. кн. А. Невского;
3. Каким был по внешнему облику князь Александр Невский; (из воспоминаний агиографа, его современника и самовидца);
* Духовный облик св. блг. влк. кн. А. Невского из церковной гимнографии
4. О духовном облике св. А. Невского запечатлённом в богослужебных тропарях и кондаках (один - на его успение - 6 декабря, другой - на перенесение мощей- 12 сентября по н. ст.). Желательно, комментарий на каждый тропарь и кондак отдельно.
5. Словесный образ св. кн. А. Невского запечатлённый в акафисте святому б. Св. блг. влк. кн. А. Невский - как воин Христов и воин-защитник Отечества;
7. Невская битва, её исход и наречение Александра «Невским».
8. «По имени его (Александр- защитник людей) и житие ...»
9. Победоносное ледовое побоище с Ливанцами на Чудском озере.
10.Св. блг. влк. кн. Александр Невский - как образец совершенного христианина, семьянина и гражданина;
11. Cв. блг. влк. кн. А. Невский - как выдающийся образ великого князя;
12. Св. блг. влк. кн. А. Невский - как выдающийся образ государственного правителя;
1З. Св. блг. влк. кн. А. Невский - как выдающийся образ воина­ полководца;
14. Св. блг. влк. кн. А. Невский - как образ выдающегося дипломата;
15. Св. блг. влк. кн. А. Невский - как образец христианских добродетелей: а) веры и верности, б) надежды, в) жертвенной любви, г) милосердия, д) смиренномудрия, е) целомудрия, ё) терпения, ж) крестоношения, з) воздержания и и) самообладания ...) *Здесь о каждой добродетели отдельное выступление; в их раскрытии нужны житийные факты и ваши комментарии.
16. Св. блг. влк. кн. А. Невский - как духовно-нравственный эталон всесторонне развитой, гармоничной и целостной личности.
17. Св. блг. влк. кн. А. Невский - как пример воплощения Евангельских заповедей Христа Спасителя.
18. Св. блг. влк. кн. А. Невский - как евангельский образ любви: а) к Богу; б) к Церкви; в) к Отечеству; г) к людям д) к врагам; *Здесь каждый пункт как отдельная тема, в их раскрытии нужны житийные факты и ваши комментарии.19. Почему А . Невского называют «бескровным мучеником» за Христаву Правду?
20. Почему его жизнь и нашего Отечества по выражению историков была «между молотом и наковальней»
21. О паходах кн. Александра в Орду (сколько их было и какие существуют об этом фактические материалы);
22. О последнем паходе кн. Александра в Орду;
23. О том, как завершился земной путь князя Александра;
24. Чудеса св. блг. влк. кн. А. Невского;
25. Феномен и особенности русской великокняжеской святости на примере св. блг. влк. кн. А. Невского;

Каждое выступление с комментарием должно быть не более 3 минут! На каждом курсе во время учебной пары, отведенной для слушания сообщений внутри звеньев (сидя кружком - поочередно прослушать всех) путем голосования определить в звене лучшее выступление, с которым выступят лучшие от своего звена перед всем курсом.

Александро-Невские чтения планируется провести в два этапа.

9-го ноября - было дано домашнее задание в группах Воскресной школы - по исследованию материала к выступлению на чтениях.
30-го ноября - чтения проводятся в учебных группах, а
7 декабря - в обеих группах, с 15.00 до 18.00, где выступят лучшие 5-7 человек из младшей и до 10 человек из старшей группы.
В воскресенье, 30 ноября: Во время своих занятий: у младшей группы с 15.00 до 1б. 20, а у старшей группы с 16.30 до 17.50, должны пройти выступления всех желающих выступить.

Одно выступление с комментарием не должно превышать 3 минут!
Ответственные за проведение: старосты групп и их помощники.


По итогам сообщений, по голосованию учащиеся группы выбираются лучшие выступления: на младшей и старшей группах (от каждой) не более 10-ти человек.

Критериями оценки являются:

а) полезная и значимая тема,
б) интересный взгляд, подход или раскрытие темы,
в) хорошее, качественное выступление,
г) выдержанные временные рамки (не более 3 мин.)

Все они смогут выступить на II этапе совместных чтений, которые пройдут в воскресенье - 7 декабря с 15.00 до 17.50.