В школе Спасо-Парголовского храма состоялась встреча родителей с психологом.

На встречу собрались родители воспитанников разных возрастов УКЦ «Родник». Психолог Нина Михайловна Иванова провела беседу на тему «Девочки и мальчики – два разных мира».

Благодарим Нину Михайловну за интересную и полезную встречу!


Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы беседы.

«Девочки и мальчики – два разных мира»

Вы когда-нибудь задумывались:
- зачем человеку детство;
- почему оно у нас такое долгое?

Причина кроется в сложных функциях его мозга: в эмоциях, речи, воображении, механизмах контроля, памяти, внимании, в речевом, творческом и абстрактном мышлениях.

Детство для человека - уникальная пора развития этих психических функций механизмов, за которые ответственна кора головного мозга.

Сразу после рождения младенца начинается его полная забот жизнь, которая, казалось бы, мало зависит от того, какого пола ребенок. Те же пеленки, те же бессонные ночи и проблемы с кормлением. А может, действительно, нет никакой разницы до определенного возраста?

Записывая биотоки мозга у совсем ещё крошечных малышей, ученые убедились, что мозг мальчика и девочки уже в таком нежном возрасте работает по-разному. Мы еще не начали их воспитывать, а они уже разные. Их мозг готов впитывать информацию, готов воспринимать и анализировать все, что его окружает.

В первую очередь фиксируется лицо, голос, прикосновение матери. Оказывается, органы чувств младенца из всех звуков умеет выделять звуки человеческого голоса. Они настроены именно на эти частоты. Из всего зрительного ряда выделяют человеческое лицо.

Но уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиков и девочек различаются. Уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек проявляются и в поведении, и в таком сложном виде деятельности как игра. А это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, и по-разному функционирует мозг – этот важнейший человеческий орган. От него зависит, каким будет интеллект ребенка, насколько богата будет его эмоциональная сфера, хороша ли будет его память, какие особенности мышления будут ему присущи.

И мы, хотим мы того или нет, с самого первого дня не только ухаживаем за телом ребенка, но и участвуем в формировании его мозга. Вспомните, в какие игры они играют девочки и мальчики уже в дошкольном возрасте! А их рисунки!

Как счастливы родители, имеющие детей разного пола!

Мы взрослые тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в их зарождающейся психике и по-разному разговариваем с сыном и дочкой. Но, к сожалению, у большинства родителей интуицию, направленную на ребенка, вытесняют чувства, связанные с собственным комфортом или дискомфортом.

Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже, если детям только два годика. Их раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают!). Получается, что на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением.

Есть и другая сторона: мы считаем, что ребенок в два года должен уметь… А какой ребенок: мальчик или девочка? Ведь у них даже очередность созревания разных психических функций разная. Девочки, обычно, раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие происходит на фоне «оречевления», а у мальчиков это происходит на наглядно-образном уровне.

Итак, мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. По разным данным на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются в два раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких реже берут на руки, и чаще ругают. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай сделай, принеси и т.д.), а в разговоре даже с годовалой девочкой чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный веселый…).

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько отличается у мальчиков и у девочек. Доказано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем несколько выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму.

В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т. е их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения и поглаживания. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свое «богатство» - кукол, тряпочки и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство.

не может не сказываться на особенностях развития зрительной системы.

Мальчикам, в отличии от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестнице, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей около своего дома, то в рисунках мальчики отразят большее пространство, уместят большую площадь, больше улиц, домов, дворов.

Женщины, обычно, выполняют лучше задачи не новые, а типовые, шаблонные, когда требуется тщательность исполнения. Именно это и требуется в школе. Мальчиков надо наталкивать на поиск решения. Это трудно осуществлять в школе, а дома вполне возможно.

В любой деятельности, где поиск, впереди мужчины. А там, где требуется высочайшее мастерство исполнения – женщина. Например, вязание изобрел мужчина, а до совершенства его довели женщины. Мужчинам неинтересно изо дня в день делать одно и тоже, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга.

Психологи считают, что женщины (девочки) превосходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задания они решают речевым способом (задачи по геометрии). Мужчины (мальчики) превосходят женщин в видео-пространственных умениях, т. к. выполнение пространственно-зрительных задач подразумевает поиск. Девочки лучше учатся по алгебре, а мальчики - по геометрии.

Что касается развития речи: то у девочек выше беглость чтения, скорость чтения, лучше правописание. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение слов ассоциаций, решение кроссвордов – лучше представлена у мальчиков.

Женщины лидируют в отборе на адаптируемость (приспособляемость к меняющимся условиям), в воспитуемости. Другими словами, когда наше педагогическое воздействие не соответствует индивидуальным особенностям психики ребенка, то девочки легче принимают несвойственную им стратегию решения задачи, поведения, навязанное взрослым и лучше справляются с заданиями.

Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля, т.к. адаптироваться к несвойственным им видам деятельности для них исключительно трудно.

Эмоциональная сфера

Психологические и нейропсихологические исследования показывают: мальчики на эмоционально значимую ситуацию реагируют ярко и избирательно, а у девочек в ситуации, вызывающей эмоции, резко повышается эмоциональный тонус всей коры головного мозга и общая активность.

Мозг девочки как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать. Видимо, этим и достигается их максимальная выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Девочки, когда отвечают, смотрят в глаза учителю, им необходимо одобрение. Мальчики смотрят в парту, в сторону, перед собой. И только, если хорошо, знает урок отвечает, уверенно.

ВОПРОСЫ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ТОЖЕ ЗАДАЮТ С РАЗНОЙ ЦЕЛЬЮ: МАЛЬЧИКИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, А ДЕВОЧКИ, ЧТОБЫ УСТАНОВИТЬ КОНТАКТ.

Специалисты отмечают, что и время вхождения в урок тоже зависит от пола. Девочки это делают быстрее и на учителя смотрят чаще. Мальчики раскачиваются дольше, на учителя смотрят реже.

Девочки в младшем школьном возрасте имеют лучше речь, часто сильнее физически, часто выше. Они оттесняют мальчиков и забивают их в речевом плане. Но их ответы более однотипны.

Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности. Они нестандартно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т. к. они не умеют раскрывать его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут ответа, а поиск идет. Он интересней и богаче, чем мы можем себе представить. Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают идеи, они лучше работают, если нужно решать принципиально новую задачу, но где требования к тщательности и аккуратности невелики. Мальчик может найти нестандартное решение задачи, но ошибиться в расчетах и получить двойку.

Наш мозг состоит из двух полушарий. К каждому из них идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. При этом правое полушарие обслуживает, в основном, левую сторону тела: принимает сигналы от левого глаза, уха, руки и т. д. и передает команды левой руке, глазу, ноге и т. д. А левое полушарие – правую сторону тела.

Мозг человека асимметричен. Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем располагаются речевые центры, и переработка поступающей в левое полушарие информации идет с помощью словесно-знаковой системы. Левое полушарие как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все, что попадает в сферу его восприятия, или извлекая из памяти. На это требуется время. Левое полушарие работает сравнительно медленно.

Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей его совокупности. Оно действует быстро.

Итак, левое полушарие - аналитическое, рационально-логическое, знаковое. Правое полушарие - эмоционально-образное, интуитивное. Поэтому интуиция – это результат огромной работы мозга, которая скрыта от нас.

Наши полушария неравноценны. Они действуют «рука об руку», но у каждого свои «излюбленные» приемы. Это дает нам огромные преимущества, позволяет решать разнообразные задачи. Но одни из нас охотнее пользуются услугами левого полушария, а другие правого. Наши полушария имеют возможность обмениваться информацией, но при этом важно знать, что у детей скорость передачи информации ниже, чем у взрослых, а у мальчиков число соединяющих нервных волокон меньше, чем у девочек. Именно поэтому им трудно сопоставлять информацию, обрабатываемую в левом и правом полушарии.

Существует различие в формировании асимметрии полушарий у мальчиков и девочек.

Во-первых, среди мужчин больше левшей. У мужчин медленнее созревает левое полушарие, а у женщин правое. Девочки до 10 лет лучше запоминают цифры, решают логические задачи, превосходят мальчиков в речевых способностях. Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки. Но с возрастом у мужчин начинает лидировать левое полушарие и мужчины становятся более левополушарными, чем женщины.

Утомление тоже сказывается по-разному на детях разного пола. При утомлении у мальчиков больше страдают левополушарные процессы: связанные с речью мышление и логические операции. У девочек – образное мышление, пространственные отношения и эмоциональное самочувствие. Отношения между полушариями, свойственные мальчикам, могут встречаться и у девочек.

Левополушарных людей называют мыслителями, а правополушарных – художниками. Существует много смешанных типов.

Среди поэтов, художников и композиторов тоже встречаются левополушарные. Например, Чайковского, Скрябина можно отнести к правополушарным. А вот Шостаковича, Баха, Прокофьева - к левополушарным. Эйнштейн – правополушарный.

Мы хорошо знаем статистические данные о том, что в начальной школе среди отличников больше девочек, а среди отстающих больше мальчиков. В начальной школе легче учиться правополушарным мальчикам и левополушарным девочкам.

Занятия искусством оказывают наиболее сильное влияние именно на мальчиков. Видимо, положительные эмоции – слабое звено в ассоциативной деятельности коры их полушарий. Можно предположить, что недостаток ярких чувственных переживаний обедняет ассоциации, ослабляет взаимодействие полушарий, их динамичность. Речевое мышление и другие функции левого полушария оказываются вне эмоциональной сферы правого полушария.

Удивительные вещи происходят в семье: мамы, воспитывая мальчиков, очень часто плохо понимают, что происходит с их ребенком, в чем его трудности и как ему помочь. Мальчики, рисуя танки, самолеты, пушки не видят человека. Вернее, не научились оценивать, осмысливать прекрасный мир людей, человеческих отношений. А мир вокруг мальчика и девочки наполнен позитивными эмоциями, могущими вызывать восторг.

Поощряют мальчиков и девочек в семьях тоже по-разному. Мальчиков чаще всего поощряют словом. А девочек и словом, и подарком, и сюрпризом, и поцелуем, обнимают, гладят по голове.

Нейрофизиологические исследования показывают, что именно мальчикам на всех этапах развития не хватает положительных эмоций. Им больше надо тепла, ласки, участия, заботы, участия и самых разнообразных форм поощрения. Чем ласковее мама, тем детство мальчика более радостно и эмоциональнее. Воспитание мальчика требует от родителей, может быть, больше чуткости, такта, наблюдательности, а также больше творчества и выдумки. Для мальчика его семья должна быть школой развития добрых чувств.

А знакомы ли вашему ребенку такие чувства как сочувствие, сопереживание, содействие. Без этих чувств процесс самореализации личности может быть затруднен. Иначе он освоит решение сложных задач, а его мышление может остаться поверхностным плоским и прагматичным, но не творческим.

Почему существует мужское и женское? По Воле Божией.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку … Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». [Быт.2,18-25]

Итак, женский пол ориентирован на выживаемость - женщины могут широко меняться в зависимости от внешней среды. Мужской пол ориентирован на прогресс. Мужчины по врожденным признакам имеют значительно большее разнообразие.

При всех изменениях среды, в том числе и социальных больше страдают мужчины.

Научные исследования доказали, что основные нравственные качества в девочках: чистота, забота о детях и семье заложены с рождения. Основная их задача сохранить и проявить эти качества.

Мальчики, напротив, с рождения не имеет внутреннего понимания мужских качеств. Его задача в том, чтобы развить эти качества, преодолевая трудности и препятствия.

Оценки взрослых

Чтобы ребенок слышал наши оценки и правильно реагировал на них, нужно знать, как его мозг реагирует на оценку.

Для мальчиков важно, что конкретно в их деятельности оценивается, а для девочек – как и кто их оценивает, т.е. важна эмоциональная составляющая оценки, момент общения со взрослым.

Девочки более эмоционально реагируют на все оценки и на положительные, и на отрицательные. Девочкам нельзя сразу сказать плохо. Когда мы оцениваем деятельность мальчика, он как бы вновь переживает фрагменты деятельности, которые оцениваются.

Следует помнить, что черные, негативные тона задерживают развитие личности. Детям нужен позитивный настрой и положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых.

Мальчиков и девочек ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Необходимо понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими родными по-своему прекрасными, какими создала их природа.

А вот удастся ли сохранить, развить, раскрыть, их задатки не навредить, не сломать - зависит от нас с вами.

Это большой труд. Давайте не лениться, а стараться трудиться во Славу Божию и на пользу нашим мальчикам и девочкам.

Педагог-психолог Н.М. Иванова

Следующая встреча с Ниной Михайловной состоится 22 февраля в 13:00 в помещении школы Спасо-Парголовского храма. Тема занятия: "Психологические причины болезней".