...цветы всегда отцветают...
но есть неземные цветы,
что в сердце людей расцветают
весенним посланьем Любви...
и светится, радуясь, сердце,
внимая чудесным цветам...
душа обретает наследство,
что Богом завещано нам...
и есть для скорбящих Отрада
и есть Утешенье в беде –
икона под сводами храма,
святая молитва в душе.
С.Магницкая
29 декабря 2025 года прихожане нашего храма под духовным руководством иерея Сергия Ледовского совершили паломническую поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую мужскую пустынь и Воскресенский Новодевичий монастырь.
Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь была основана почти три века назад, в 1732 году, по указу императрицы Анны Иоанновны. Императрица подписала указ о передаче Приморской дачи, что по Петергофской дороге, «Троицкому Сергиеву монастырю и Архимандриту Варлааму (Высоцкому)…. в вечное владение». Архимандрит Варлаам, духовник Анны Иоанновны, был наместником Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Для богослужения назначались монашествующие из Троицко–Сергиевой Лавры.
С Екатериной Великой это место связано особенно: именно в стенах Сергиевой пустыни она ожидала вестей об отречении Петра III и начале своего царствования. С тех пор императрица щедро покровительствовала монастырю и даже оставила завещание: если умрёт в Петергофе, то желает быть похороненной здесь.
Помолившись за Божественной Литургией и приобщившись Святых Христовых Таин, мы отправились на трапезу, а затем на экскурсию по монастырю, которую провел для нас иеромонах Филарет.
Он рассказал, как под управлением святителя Игнатия (Брянчанинова), назначенного настоятелем обители в 1834 году, Троице-Сергиева Приморская пустынь пережила период духовного и материального расцвета. Потомственный дворянин, блестящий воспитанник Инженерного училища, обладающий незаурядными духовными, литературными и другими дарованиями, он отказался от блестящих перспектив и посвятил себя монашескому подвигу.
Более двадцати лет (с 1834 по 1857 год) Игнатий (Брянчанинов) был наместником монастыря и выполнил пожелание императора Николая I: «Ты у меня в долгу за воспитание, которое я тебе дал, и за мою любовь к тебе… Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей», – обратился он к святителю при личной аудиенции. Вскоре иеромонаха Игнатия возвели в сан архимандрита – ему было неполных 27 лет.
Лучшие церковные композиторы того времени – П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов (автор гимна «Боже, царя храни») – писали свои музыкальные произведения для монастырского хора, который в 1840-е годы был признан первым в России монашеским хором.
Между молитвами, трудами и общением с посетителями, архимандрит Игнатий находил время для творчества. Большинство его духовных произведений было написано в Троице-Сергиевой пустыни, настоятелем которой он являлся до октября 1857 года, когда был хиротонисан в епископа Кавказского и Черноморского. Его преемником стал бывший келейник Игнатий Малышев, успешно продолживший труды по благоустроению обители.
При архимандрите Игнатии Малышеве была закончена перестройка Сергиевского храма по проекту архитектора А.М. Горностаева. Он является первой базиликой в России.Два нижних храма были храмами-усыпальницами, в которых зодчий предложил архитектуру древнего катакомбного храма (где, как известно, собирались первые христиане и где они хоронили замученных за исповедание Христа членов общины). А базилика, по замыслу настоятеля, была для всеобщего богослужения.
Главным распорядителем стройки был Игнатий (Малышев) или, как называли его «по-домашнему» Святитель Игнатий и братия, «Игнатий маленький». Это удивительная личность – одаренный деревенский мальчик из села Шишкино Ярославской губернии, ставший настоятелем столичного первоклассного монастыря, находившегося под покровительством императорского дома! В 1998 года насельники пустыни при раскопках обрели его честные останки и, по благословению правящего архиерея, они были поставлены в возрожденном храме преподобного Сергия. Тысячи людей с благоговением подходят к месту последнего пристанища смиренного преемника святителя Игнатия (Брянчанинова) и просят молитвенной помощи у него, еще непрославленного святого. Кто-то, быть может, вспоминает его слова: «Мое оружие – сердце, моя политика – любовь».
Под его руководством монастырь приобрёл тот облик, который частично сохранился и сегодня. Здесь работали известные зодчие Андрей Горностаев, Андрей Штакеншнейдер и Альфред Парланд — автор Спаса на Крови.
Из монашеской братии пустыни по существующей традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.
К концу XIX столетия монастырь включал семь храмов, приют для странников, инвалидный дом, больницу для бедных. При монастыре существовала первая в России Сергиевская школа трезвости. В 1882 году в России на выставке хлеборобов Сергиевой пустыни была присуждена большая серебряная медаль за семена ржи.
Монастырское кладбище считалось одним из красивейших и самых привилегированных в Петербурге — там хоронили многих представителей знатных родов.
Здесь покоились представители знатнейших фамилий — Зубовы, Голицыны, Строгановы, Нарышкины, Толстые, Юсуповы, выдающиеся архитекторы А. И. Штакеншнейдер и А. М. Горностаев, потомки А. В. Суворова и М. И. Кутузова.
Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий Дружинин, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, а также детей великого князя Константина Константиновича. живших в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян.
Троице-Сергиева пустынь была закрыта в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 года вплоть до снятия блокады в январе 1944 года на территории бывшего монастыря находился фашистский штаб.
Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов. Их снесли 60-е годы во время хрущевской антирелигиозной кампании. Надгробные памятники, чудом уцелевшие до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером.
В 1964 году в монастырь въехала школа милиции, — и оставалась в нем до начала нового тысячелетия.
Восстановление монастыря началось в начале 1990-х годов, первая литургия служилась на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1993 года. Первые несколько лет насельникам монастыря приходилось делить территорию со Средней школой милиции МВД РФ. Руководство МВД не могло найти подходящего здания, куда бы могла переехать школа. Сейчас все постройки и территория были переданы монастырю.
Пресвятой Богородицы, состоялось первое богослужение. Полностью монастырь был передан Церкви только в 2000 году. Работы по его возрождению ведутся и ныне.
Собирается материал для прославления их в лике святых.
Отец Филарет рассказал про чудесные исцеления у раки, где покоится схимонах Михаил (Чихачев) — ближайший друг святителя Игнатия (Брянчанинова). Скромный инок всю свою монашескую жизнь нес тяжелое послушание: пел на клиросе. От постоянного стояния кости ног у него были деформированы: насельники Пустыни смогли воочию в этом убедиться, когда приводили в порядок его разоренную могилу. Знающие об этом паломники заказывают панихиды по схимонаху Михаилу, просят его исцелить их больные ноги и по вере получают просимое. Несколько лет тому назад тому назад был такой случай: в Пустынь пришел человек на костылях. После слезной молитвы у раки он смог подняться на ноги и самостоятельно отправился домой. Его костыли отныне хранятся в Пустыни, как память об этом чудесном случае.
Поблагодарив иеромонаха Филарета за интересную экскурсию, мы отправились в Воскресенский Новодевичий монастырь.
Монастырь на Московском проспекте ведёт свою историю от Воскресенского Новодевичьего Смольного монастыря, который появился по желанию императрицы Елизаветы Петровны, и где она хотела провести свою жизнь после царствования.
Возобновлён монастырь был при Николае I. Было решено переместить обитель на новое место. 16 ноября 1849 года состоялась закладка каменного соборного храма Воскресения Христова. Первый камень в основание храма положил лично император Николай I.
Ансамбль монастыря был построен по проекту архитектора Н.Е. Ефимова в традиции древнерусского зодчества.
Центральным храмом монастыря стал собор во имя Воскресения Христова. В 1895 году по проекту архитектора Л.Н.Бенуа перед Воскресенским собором была построена 75-ти метровая колокольня, имеющая 4 яруса, с церковью во имя Исидора Пелусиота, очень походившая на московскую колокольню Ивана Великого.
В начале XX века по проекту архитектора В.А.Косякова была построена церковь-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери.
Почти сразу после основания при монастыре было устроено кладбище, ставшее одним из самых благоустроенных и дорогих погостов столицы Российской империи. На нем обрели последний покой многие известные деятели культуры и представители известных аристократических семей, здесь покоятся Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, М. А. Врубель, С. П. Боткин.
При обители были устроены иконописная, башмачная, ковровая, золотошвейная, чеканная мастерские, больница, библиотека, квасоварня, просвирня. Действовали церковно-приходская школа, приют и училище для девочек, велось подсобное хозяйство.
Вскоре после революции монастырь был закрыт и разграблен. В начале 30-х годов строения монастыря подверглись перестройке, в результате которой были разрушены колокольня, кладбищенские часовни, снесены купола собора и церквей, проведена перепланировка монастырских помещений, которые были переданы для использования светским учреждениям.
Возрождение обители началось в 1996 году. Храмы и корпуса, возвращенные Церкви, находились в аварийном состоянии. Трудами и молитвами насельниц монастыря и его настоятельницы игуменьи Софии (Силиной) обитель начала возрождаться и ныне предстала перед нами во всем своем великолепии.
Мы посетили вновь отреставрированный Воскресенский собор, поклонились его святыням, среди которых частица пояса Пресвятой Богородицы, самая большая в России частица мощей святителя Николая Чудотворца, шуйца (левая рука) святого преподобного Иоанна Дамаскина, часть главы святой Марии Гатчинской, частица мощей и погребальное облачение священномученика Илариона Троицкого, чудотворная икона Божией Матери «Отрада и Утешение».
27 апреля 2014 года произошло чудо второго обретения и возвращения в родную обитель главной ее святыни – иконы «Божией Матери «Отрада и Утешение». Этот список с чудотворного образа на Святой Горе Афон был подарен сестрам в середине XIX века святогорцами и пропал после закрытия и разорения монастыря.
Из истории монастыря известно, что в 1850 году возрождаемую обитель посетил иеромонах Серафим (Веснин), автор «Писем Святогорца». Через два года, благословляя настоятельницу и сестер на труды по возрождению обители, он прислал в обитель список с чудотворной афонской иконы «Отрада и Утешение». В 1854 году в монастыре был освящен храм в честь этого образа, где и была помещена икона.
После революции Новодевичий монастырь был закрыт, разграблен и разрушен, монахини разогнаны. Судьба почитаемой иконы прослеживалась вплоть до 80-х годов прошлого века. По свидетельству игумении Пюхтицкого Успенского монастыря Варвары (Трофимовой), икона хранилась в частном доме в Тамбовской области и погибла в пожаре, который там случился.
Милостью Божией почитаемый образ сохранился. В 90-е годы он был пожертвован Успенскому Вышенскому монастырю жительницей города Тамбова. Когда старший клирик Вышенского монастыря игумен Пимен решил привести в порядок старый киот, достав икону, с обратной стороны он прочитал дарственную надпись и понял, что эта икона – главная святыня Новодевичьего Воскресенского монастыря Санкт-Петербурга и было решено возвратить ее в родной монастырь.
Затем мы посетили Казанский храм. Поклонились иконам Божией Матери «Ахтырская» и «Казанской».
Мало кто из нас знал, что чудотворная икона Божией Матери «Ахтырская» хранится здесь. История образа, явленного в XVIII веке в Ахтырке Херсонской губернии, связана и в немалой степени с участием, проявленным Императрицей Елизаветой Петровной, и снова с Петербургом, где он в году 2011 при помощи тогдашнего главы государства Дмитрия Медведева и других неравнодушных благодетелей образ нашел свой приют после многолетних скитаний.
Казанскую икону Божией Матери, сменившую многих владельцев, в середине 1970-х годов передали в Николо-Богоявленский собор в Санкт-Петербурге. К ней, потемневшей от времени и небрежения, была приложена записка, в которой сообщалось, что образ некогда находился в одном женском монастыре и являлся местной храмовой иконой. Также там сообщалось, что при ликвидации монастыря одна из стариц-монахинь взяла этот образ себе, а перед смертью благословила им свою келейницу. Девушка переехала в Ленинград, содержала образ в благолепии, но заболела, умерла, после чего икону бросили в выгребную яму. Ее подобрала одна боголюбивая старушка и вручила автору записки, взяв с него обещание хранить и беречь образ. Но чувствуя, что подходит конец его бытия из-за неизлечимой болезни, он пожелал, чтобы образ обрел себе достойное место. Икону – всю в копоти и грязи – поставили в служебном помещении собора. Согласно завещанию, решили передать ее в достойное место – Казанский храм Новодевичьего монастыря. Предполагалось, что художник очистит ее и отреставрирует, а дивный образ вдруг обновился сам: лик Богородицы ожил, краски просветлели...
Во время экскурсии послушница Ольга рассказала нам о первой настоятельнице игуменье Феофании Готовцевой, погребение которой находится в Казанском храме.
На ее долю выпало много тяжких скорбей, которые она перенесла с честью и стала достойной основательницей и игуменией Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. В 1809 г. Александра Сергеевна обвенчалась с генералом Семеном Степановичем Готовцевым, но брак продлился всего два месяца: генерал Готовцев был убит в сражении. В ноябре 1809 г. молодая вдова родила дочь Анну. Восприемницей девочки стала императрица Мария Федоровна. Девочка прожила всего четыре года, заболела и скончалась. Безутешная мать дала обет посвятить себя Богу и принять монашеский постриг. Однако еще два года Александра не решалась исполнить свой обет. Господу пришлось о нем напомнить таким чудесным случаем. Однажды зимой сани, в которых ехала Александра Сергеевна, провалились под лед, но ее удалось спасти. Пришлось в мокрой шубе добираться до ближайшего села. Тогда она и загадала: «Если не заболею, то поступлю в монастырь»! И действительно, несмотря на мороз, не возникло даже насморка. После этого случая Александра удалилась в женский Горицкий монастырь. В 1845 году монахиню Феофанию вызывают в Санкт-Петербург для устроения новой обители. Игумения Феофания пока еще не прославлена в лике святых, но, возможно, это произойдет в ближайшем будущем.
Затем посетили Новодевичье кладбище. Помолились у могилки блаженной Дарьюшки, трижды прочитав, как она завещала: «Богородица Дева, радуйся…»
Отец Сергий отслужил литию на могиле генеральши Анны Вершининой. К установленной на могиле бронзовой скульптуре Христа ежедневно с надеждой на помощь приходит множество людей.
Затем мы отправились домой.
Две обители, прошедшие через огонь поругания, сегодня – снова живые, возрожденные, прекрасные. Они – лучший ответ на все разрушения, символ торжества вечности над временным.








