В Спасо-Парголовском храме, по благословению настоятеля протоиерея отца Романа Ковальского, по воскресным дням за средней Божественной Литургией в нижнем приделе, освященном в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, уже несколько лет поет всенародный хор.

«Возрождение народного пения
— это один из путей
воцерковления нашего народа».
(Святейший Патриарх Кирилл)

Молитва и пение – одни из главных средств выражения религиозных чувств православного христианина. Возвышенные поэтические творения, положенные на мелодию, способны глубоко изъяснить вероучительные истины, содержащиеся в Священном Писании. Именно церковное богослужебное пение есть язык, с которым человек приходит к Богу, а также является средством общения членов Церкви друг с другом. Пение роднит и объединяет людей и, по выражению св. Климента Александрийского, «создаёт общий голос».

Глубокая древность, восходящая к временам преп. Иоанна Дамаскина, сообщает особый церковный авторитет нашему церковному пению.Принятые церковные распевы псалмов, гимнов и духовных песен, принесенные из Греческой и Болгарской Церкви, были не механически усвоены русским народом, а переработаны в духе национальном нашими одаренными распевщиками. Русский народ создал великолепные храмы, украсил их изумительной иконописью, художественной утварью, облачением, и он же создал своё православное богослужебное пение. В церковном пении отразилось всё, что дало русскому народу христианство, что прошло через душу, мысль и сердце многих поколений русских людей. Церковное пение является источником воды живой для соединения с Богом через певческое молитвенное вдохновение.

Начало христианского пения освящено примером Христа Спасителя, Который окончил Тайную Вечерю пением псалмов: «…и, воспев, пошел на гору Елеонскую» (Мф. 26:30). Святой Иоанн Златоуст сказал: «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом». К этому же призывал и апостол Павел: «Будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих Имя Его» (Евр.13.15).

В нашем Спасо-Парголовском храме, по благословению настоятеля протоиерея отца Романа Ковальского, по воскресным дням за средней Божественной Литургией в нижнем приделе нашего храме, освященном в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, уже несколько лет поет всенародный хор, состоящий из прихожан нашей церкви.



Из воспоминаний наших прихожан, которые участвуют в народном пении за Божественной литургией: «Каждый раз при пении за литургией мы переживаем удивительное, незабываемое чувство сопричастности с действиями духовенства, активного участия в прославлении Господа, Божией Матери, Святых, Небесных Сил. Народное пение, возрождаемое в нашем храме, раскрывает первоначальный смысл слова Литургия – общее делание. Конечно, когда от нашего лица поет верхний богослужебный хор, это очень красиво и молитвенно, и мы участвуем в службе тихо, молясь мысленно. Но если иногда мы имеем возможность петь все вместе – то это совсем другие переживания: мы славим Бога уже не тихонько, про себя, а открыто, всем своим существом, голосом – одним из Даров Божиих. И, это уже наша радостная жертва уст, которую мы приносим Богу. Это вдохновение, полет. Уходя после такой Литургии, продолжаешь ее петь сердцем и, придя домой, – голосом. Переключаешься на текущие заботы, а душа поет и славит Господа! Каждый православный человек, живущий жизнью Церкви, знает, что никакие знания не могут заменить личный опыт участия в службах и Таинствах. Исповедь очищает наши сердца, причащение соединяет нас с Богом-Троицей, а певческое участие в Литургии каждому из нас раскрывает свет истинный, соединяет нас с Духом Небесным, мы обретаем веру истинную, Нераздельной Троице поклоняемся. Но если нам еще дана возможность славить Господа пением, это незабываемый духовный опыт, подлинная радость и счастье, которыми хочется поделиться со всеми».

После народной литургии проходят занятия по церковному пению в актовом зале нашей приходской школы. Занятия носят открытый характер, к ним могут присоединиться все желающие приобщится к церковно-певческому искусству, принеся в дар Богу жертву уст своих.

Занятия церковным пением – это не просто музыкальные занятия для общего развития прихожан, это самая настоящая катехизация, необходимая на любом этапе церковной жизни православного христианина.

Возрождение народного храмового пения должно стать одной из главных задач в деле воцерковления общества, считает Патриарх Кирилл. Выступая 1 декабря 2016 года на I международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви в Москве, Первосвятитель подчеркнул, что «возрождение народного пения — это один из путей воцерковления нашего народа. Потому что человек участвующий в пении… погружается в особую стихию общей молитвы, он чувствует, что такое приход, что такое община, он чувствует свое участие в божественном служении…». В связи с этим, Святейший Патриарх Кирилл призвал «лиц, ответственных за церковное пение возрождать народное храмовое пение».

Это важное и эффективное средство исцеления наших больных душ. Православное пение удивительно по своей благостности, спокойствию, душевной тишине. В нем нет страстей, от которых мы призваны освобождаться. Оно успокаивает, умиротворяет душу, дарит нам мир, который многократно возглашает на службе священник. Это величайшее сокровище, наше бесценное наследие, к которому мы, хоть в малой мере, должны приобщиться все. Оно всегда с нами. И когда «болит душа» мы теперь можем петь не только для себя, а, может быть, и для кого-то другого, успокаивая и взбадривая его.

Мы от души благодарим настоятеля Спасо-Парголовского храма отца Романа, благословившего петь Божественную Литургию народным пением и занятия по церковному пению. Все это способствует живому вовлечению верующих в активную приходскую жизнь, постижению нашей веры, высоты, глубины и красоты Православия. Наши благоговейные чувства мы можем выразить словами из 46 псалма царя Давида: «Пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему, пойте».

Ирина Ивановна Иванова