Дорогие учащиеся взрослых групп воскресного дня!

Обращаем ваше внимание на то, что о Царственных мучениках и преподобномученице Елизавете Феодоровне мы будем говорить на следующих чтениях, посвященных Царской семье. При подготовке к чтениям, посвященным новомученикам (1 и 8 февраля), брать темы о Царской семье и Елизавете Феодоровне не нужно.


Отношение Церкви к мученичеству

Св. Григорий Богослов писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя - не отступать, потому что первое - дерзость, а второе - малодушие» (Творения, ч. ГУ, М., 1844, с. 57).

Главной причиной в прославлении должны быть не внешние, формальные признаки мученичества, но засвидетельствованные Церковью и народным почитанием внутренние побуждения мученического подвига страдальцев за Христа. Подвиг этот, как и всякий иной, осуществляется во всепобеждающей любви к Богу и в благодатной свободе независимо от внешних условий, в которые поставлен угодник Божий. Мученичество - высшее выражение веры, любви и надежды:«Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13).

Чаще всего мученичество - плод спокойной и даже радостной готовности претерпеть страдания и смерть за Пострадавшего нас ради. Иногда мученичество - результат желания заплатить своею кровью за грех отступничества.

От массовых репрессий 30-х годов пострадали десятки тысяч священнослужителей, миллионы православных мирян. Проводились они в обстановке крайнего беззакония и произвола. Лишь в отдельных случаях репрессированный мог тогда повлиять на решение своей участи. Даже и отречение от Христа со стороны клирика едва ли способно было избавить его от расправы по сфабрикованным, фантастическим обвинениям в шпионаже, бандитизме, террористических актах.

Но впечатление случайности в выборе жертвы несовместимо с христианским мировоззрением, для которого случайности не бывает. Господь говорил: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30).

Мы верим поэтому, что христиане, умиравшие под пытками с именем Христа, молившиеся Ему перед расстрелом в тюремных подвалах, скончавшиеся с благодарением Богу за все от голода и тяжких работ в лагерях, стали не жертвой трагической случайности, а положили жизнь свою за Христа.

И жертвы политических убийств могут быть святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ Православной Руси. Более того, из истории известно, что первые из прославленных Русской Церковью святых - князья Борис и Глеб - пали жертвой политического преступления - были убиты своим братом Святополком Окаянным в княжеской междоусобице. Но Церковь прославила их как мучеников­ страстотерпцев.

Из доклада митр. Ювеналия «Об отношении Церкви к мученичеству».

о святости

«Образы жизни святых различны, но во всех сияет одна и та же правда Христова, одно начало любви, в которой заключены вся радость и свет жизни, вернее - Сама Жизнь, так как начальник жизни, Бог, Сам есть Любовь.

Только исполненные этой божественной Любовью святые люди могут быть настоящими учителями жизни. Другие великие люди, великие в некоторых своих произведениях, «редко велики по самой своей жизни и даже бывают очень часто неудачниками в жизни, и не у них учиться нам жить. Это прекрасно сознавал Пушкин, который, чувствуя, например, величие поэта в своем деле, знал, что в жизни он может быть ничем. «И меж людей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он», - писал Пушкин про поэта.

Святые вносят в жизнь свет и радость не столько своими отдельными делами и произведениями, а самою своею личностью. Подобно этому, даже просто добрый человек или невинный ребенок одним своим присутствием может на время оживотворить все вокруг.

Святые - это живые лучи божественного света.

Русская земля особенно богата святыми людьми, и в каждую эпоху Бог посылает нам именно тех святых, которые нам нужнее всего.

В наше время многие, по незнанию, не могут понять слов и смысла богослужения, и многим было бы нелегко поэтому воспринять сразу слова о. Иоанна Кронштадтского о его самых высоких переживаниях, о значении Литургии и Евхаристии. Но каждый по опыту знает, как может мучить греховное состояние, например, обида, злоба, и как хорошо от этого избавиться.

Вот несколько отрывков из его книги о грехе, как великом и несомненном несчастии и нашем. «Помните все, что в мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается: зло сопровождается скорбью, теснотою в сердце, а добро миром, радостью и пространством в сердце».

«В настоящем (грехопадшем) состоянии человек проникнут весь гордостью, лукавством, маловерием, сомнением, неверием, непослушанием, легкомыслием, злобою, блудом, завистью, скупостью, леностью, иногда малодушием, унынием, ложью, хулою. Какой великий труд предлежит всякому человеку-христианину очищать себя от скверны и тли страстей».
Из книги еп. Александра Семенова Тан-Шанского «Отец Иоанн Кронштадтский»

На что нужно обращать внимание при построении сообщения о новомученике:

❋ Выявлять действие Духа Святого в личности новомученика, действие в нем нравственного закона. Почему Господь дал именно его нам в пример.

Отличительные качества личности новомученика:

❋ Ясное понимание духовных причин происходивших событий о Отношение к страданию
❋ Любовь ко Христу
❋ Любовь к Церкви
❋ Любовь к молитве
❋ Отношение к людям
❋ Безукоризненность в исполнении служебного долга
❋ Благородство
❋ Милосердие
❋ Неприятие раскола
❋ Отношение к советской власти.

1. На примере новомучеников опровергать устойчивые исторические мифы, приводя их оценки современной им исторической ситуации.

2. Приводить свидетельства его современников о новомученике


Мы видим, что сейчас люди не хотят помнить о страшных временах гонения на Православную Церковь в России. Не хотят помнить, потому что это приносит боль. А для нашего времени, времени отхождения народа от Церкви, характерно душевное оскудение, «хроническое неумение думать о других. Везде, где требовалось усилие, умирало желание»,- как замечает Ю.В. Балакшина. И человек не находит в себе силы эту боль принять.

Трагедия ХХ века прошла по каждой семье. Практически не осталось родов, где бы были одни жертвы или одни палачи. Нам нужно восстановить нашу историческую память, а сделать это нельзя пока Христос не придет в сердце. Только в свете евангельской Истины можно увидеть смысл посланных испытаний, только благодать Духа Святого дает человеку силы принять в свое сердце страдания и простить, а значит выпрямить кривые пути в истории своей семьи и в истории всего нашего народа.

Как сказал правнук сщмч. Владимира Амбарцумова, диакон Николай Амбарцумов: «Знание о новомучениках очень помогает человеку, когда он колеблется в вере. Потому что когда ты читаешь о таких людях, которые жили совсем недавно и готовы были за Христа, за веру в Бога претерпеть любые страдания и умереть, ты отчетливо понимаешь, что это не «за просто так».

За этим их подвигом стоит такая сила, которая сокрушает любую крепость, построенную на лжи, какой бы мощной и незыблемой та не казалась.

Для нас очень важно всматриваться в образы новомучеников, потому что они доказывают, что святость как идеал нашего народа не умирала никогда и победить человека, отдавшего свое сердце Христу невозможно.

И в этом проявляется главный оптимизм Православия. Потому что с Христом «все прекрасно, все понятно, все чисто и утешительно, - как писал свщмч. Серафм (Чичагов). - Отойди умом и сердцем, помыслами от зла, которое властвует над безблагодатными, и заботься об одном - хранить в себе, по вере, Божественную благодать, через которую вселяется в нас Христос и Его мир».

Примеры для тем выступлений

1. Икона Собора Новомучеников Российских.
Прот. Николай Чернышев : Как написать икону современника?
2. Место женщин в Соборе новомучеников и исповедников Российских (Императрица Александра, княжна Кира Оболенская, Екатерина Арская, Анна Лыкошина).
3. История показала правоту наших новомучеников. Иоанн Крестьянкин. Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских.
4. Об отношении Церкви к мученичеству. По докладу митрополита Коломенского Ювеналия «Об отношении Церкви к мученичеству» Примеры: Кира Оболенская, митр. Вениамин (Казанский), митр. Петр (Полянский), схиигум. Августа (Защук), прот. Петр (Скипетров).
5. Настоящие герои ХХ века: Новомученики и исповедники Российские.
6. Митрополит Серафим (Чичагов). «Только молитвой можно дойти до Всемогущего Бога».
7. Митрополит Петр (Полянский) - Патриарший Местоблюститель. Просиявшие страданием. «Ответственность своего долга глубоко сознаю».
8. Заветы новомучеников и исповедников российских.
9. Протоиерей Философ Орнатский. «Мы всегда должны говорить правду».
10. Мария (Лелянова) - Гатчинская утешительница. «О, как много милости у Всемогущего».
11. Юрий Новицкий - святой профессор. «Я готов без ропота встретить смерть».
12. Святейший Патриарх Тихон. «Благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него».
13. Митрополит Петроградский Вениамин. «Христос наша жизнь, свет и покой».
14. Протоиерей Александр Хотовицкий. «Гори же моя свеча».
15. Протоиерей Иоанн Кочуров первомученик русского духовенства. «Братство и дружество - самые святые явления на земле».
16. Архимандрит Лев Егоров и Александро-Невское братство. «Растите в вере и любите Святую Церковь!».
17. Архиепископ Иларион (Троицкий). «Без Церкви нет спасения».
18. Протоиерей Владимир Лозина-Лозинский: «Среди скорбей - "воздушно-светел"»
19. Архиепископ Петр (Зверев): «Я всех люблю и о всех скорблю».
20. Архиепископ Онуфрий (Гагалюк): «Лучше принять смерть, чем совершить грех».
21. Протоиерей Николай Кулигин - пресвитер церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Рыбацком. «Ублажим, людие, пресвитера слободы Рыбацкия, священномученика Николая, доблестно за веру подвизавшагося» - из тропаря.
22. Протоиерей Михаил Чельцов. Путь новомученика.
«Меня Господь призывает к себе таким благословенным путем».
23. Священник Николай Симо-пастыри добрый.
24. Схиигумения (Августа Защук). Высшая мера послушания.
25. Протоиерей Петр Скипетров - первомученик Петроградский. Воин Христов без страха и упрека.