Ольга Юрищева
«Ничто так не украшает комнату, как живописно расставленные по углам дети!» Неизвестный автор...
Забытая русская традиция
Автор периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеев был 17-м по счету ребенком в семье. Известные ученые физиолог И. П. Павлов и бактериолог И. И. Мечников выросли в семьях, где воспитывалось пятеро детей, причем Павлов был старшим сыном, а Мечников – младшим. К.Э. Циолковский, русский ученый тоже был пятым ребенком. У него было четверо старших и трое младших братьев и сестер. Писатель Ф.М. Достоевский и композитор П.И.Чайковский имели по шесть братьев и сестер...
Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как Божий дар. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.
В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая 3-х и более детей.
Каждый из нас, если попытается узнать свою родословную, обязательно найдет в ней хотя бы одну семью, где было не один, не два, а трое и больше детей. Вопреки общему мнению, деньги – не всегда главная проблема в многодетной семье. Те, кто сознательно рожает детей, обычно представляет себе, каким образом будет их содержать. К тому же у всех разный уровень представлений о материальном благополучии. Для одних норма - собственный дом и машина, другие семьи счастливы и в небольшой квартирке. Сегодня же подавляющее большинство родителей ориентировано в нашей стране на одного ребенка, два – уже подвиг.
За последние годы в России количество многодетных семей немного увеличилось за счет приемных детей.
Чтобы не быть голословной редакция сайта обратилась к представителям многодетных семей, являющихся прихожанами нашего Храма с вопросами сколько у них детей, чем они занимаются, какие сложности в воспитании, с кем легче – с дочками или сыновьями, как ладят между собой дети, какие проблемы сейчас волнуют многодетную семью.
Наш корреспондент связался с семьей Печориных, в которой мама Маргарита Николаевна и папа Павел Евгеньевич воспитывают пятерых деток.
Старшему Тимофею 8 лет. Он перешёл в 3 класс. Тимофей очень любознательный, ему нравится смотреть различные познавательные передачи. Любимые предметы Тимофея в школе - математика, музыка и физкультура. Уже шестой год он успешно акробатикой и уже имеет 1 взрослый разряд. По характеру Тимоша очень скромный, щедрый и добрый. Если кому-то не хватило игрушки, он, не задумываясь, отдаст свою. Как-то раз в Храме его как бы между прочим спросил священник: «Будешь батюшкой?» и Тимоша ответил: «Буду!»
Валентине шесть с половиной лет. Она ходит в садик. Там она очень любит рисовать. Валя, как и Тима занимается акробатикой и имеет 3 юношеский разряд. Она уже получила 3 золотых медали. Валя очень умная, рассудительная и самостоятельная девочка. Мама её называет своей помощницей. Она всегда с радостью присмотрит за малышами, сможет их накормить, посадить на горшок, помыть за ними посуду. Валя очень любит опекать своих братьев и сестрёнок. Одним словом, на неё всегда можно положиться.
Гоше 5 лет. Он очень общительный, разговорчивый и моментально находит со всеми контакт. У Гоши на всё своё личное мнение и свой взгляд. В отличии от мудрой Вали, он учится не на чужих ошибках, а на своих собственных. Однако, если он нашалил или был не прав, всегда признаёт свои ошибки и просит прощение. Гоша очень любит делать что-то своими руками, а потом с этим играть. Ещё он обожает подвижные игры, которые зачастую сам и придумывает. Гоша очень дружелюбный и ласковый, а ещё он настоящий организатор и руководитель. В садике Гошу очень любят и скучают, если его нет. Родители думают, что в будущем он будет каким-нибудь общественным деятелем. А ещё Гоша очень любит оружие и всё военное. Родители думают, что это из-за того, что его назвали в честь Георгия Победоносца. Гоша тоже ходит на акробатику. Мама говорит, что подчиняться каким-либо командам он не любит и старается за спиной тренера особо не перенапрягаться. Однако, не смотря на это, свой переходной экзамен в конце года он сдал.
Лизе 2 с половиной года. Она очень музыкальная девочка и обожает танцевать. Ещё она очень умная и даже хитрая. Лиза знает, что её специально лишают вечернего сна, чтобы раньше уложить на ночь, и она с этим не согласна. Однажды, Лиза не заметно пробралась в комнату, где находится её кровать, легла на неё и уснула. Сейчас, по словам мамы у Лизы кризис возраста. Она проявляет упрямство, не хочет одевать то, что ей предлагают, хочется быть самостоятельной - выбирать самой, что ей одеть. Все вещи она складывает сама, аккуратно ставит обувь. А ещё Лиза очень хочет помогать маме и пытается нянчиться с малышкой, даже делится с ней своей соской. Самая большая обида для Лизы, если её кто-нибудь называет маленькой.
Любе 7 месяцев. Её последнее достижение, это то, что она уже самостоятельно научилась садиться. Люба очень любит кричать. Впервые она закричала, когда на свет появилась ещё только одна её голова. Мама говорит, что по характеру она упрямая и если что не по ней, сразу начинает кричать. Любит Люба всё шуршащее и свой собственный палец, который кладёт вместо соски к себе в рот. Чужих людей Люба пока боится и не даётся ни массажистам, ни врачам. Зато она очень любит, чтобы её все родственники носили на руках.
По мнению мамы, проще с девочками, так как они аккуратнее, внимательнее и им не приходится по несколько раз говорить одно и то же.
Маргарита считает, что в основном, дети из многодетных семей реже вырастают эгоистами. Хотя и бывают исключения, когда каждый тянет одеяло на себя, но это скорее недостаток воспитания. Если же в детях воспитывать дружелюбие, умение делиться и приходить на помощь друг к другу, этого не будет.
Маргарита и Павел стараются воспитывать детей на примерах из жизни, разбирают различные ситуации из фильмов и книг. Главное, по мнению мамы – это воспитание в детях доброты, отзывчивости, взаимовыручки и умения отдать последнее. Очень важным в воспитании является системность, когда дети уже знают, что можно, а что нельзя и что за это будет. Тогда и наказание для ребёнка не вызывает негативной реакции. Кстати, к физическим наказаниям родители относятся не очень хорошо, а точнее далеко не всегда видят в этом смысл. Обычно, провинившийся ребёнок в их семье наказывается лишением чего-либо, что влияет на озорника гораздо эффективнее телесного наказания. Также родители стараются с раннего детства воспитывать в детях чувство ответственности, самостоятельность и любовь к труду для того, чтобы ребёнок знал, что все его навыки пригодятся ему для жизни, для создания собственной семьи.
Самую большую сложность воспитания Маргарита видит в том, что все дети, общаясь вне дома, приносят в семью очень много не совсем полезной информации. Однако, по словам мамы, это у них долго не задерживается. Ещё одна сложность – это то, что домашние дела отнимают очень много времени от общения с детьми. Но здесь на помощь приходит взаимовыручка и если каждый немного поможет, то мама сможет, к примеру, сесть и почитать всем книжку. Конечно, сложно ещё и от того, что не все родственники воцерковлены и не могут понять, зачем нужен такой образ жизни, который ведут православные семьи. Однако дети знают, что можно выслушать мнение разных людей, но поступить следует именно так, как положено в их семье. При этом у детей самым главным авторитетом являются родители, а особенно отец. Папа вынужден много работать, но когда он приходит домой радости детей нет придела. Павел очень скучает по своим малышам, поэтому, конечно, в основном, очень мягок с ними, но, если кто-то за день провинился, обязательно поговорит с ним об этом и скажет: «Что же ты меня так подводишь?»
Дети очень дружелюбны по отношению друг к другу. Если в школе или в садике кого-то угостили, то ребёнок делит это на всех. Ребята очень любят, когда кто-то приходит к ним в гости. Тогда они все вместе начинают играть. Ещё ребята очень переживают друг за друга. Например, когда в прошлом году в парке потерялся Гоша, все очень испугались и начали его искать, а когда он, наконец, нашёлся, они повели за руки к маме, не забывая, впрочем, ругать сорванца.
Все младшие Печорины между собой очень похожи и их часто путают. Это иногда приводит к смешным ситуациям. Однажды, когда мама с Гошей пришли за Тимой на акробатику, девочки приняли Гошу за Тиму и были очень удивлены, когда подошли поближе. В другой раз, когда Тима с мамой пришли за Гошей в садик кто-то сказал, обращаясь к Тиме: «Гоша, как ты вырос!»
«Молодым родителям хочется пожелать находить в жизни всегда хорошее, радоваться тому, что есть и не зацикливаться на том, чего нет. Главное, воспитать детей добрыми. Детям нужно подавать пример любви, царящей между самими родителями. Ещё хочется пожелать поскорее воцерковиться, т. к. без веры душу не воспитать», - сказала Маргарита в завершении нашей беседы. Мы целиком согласны с Маргаритой и от всей души благодарим её за интересный и искренний рассказ.