В школе Спасо-Парголовского храма состоялась встреча родителей с психологом. Нина Михайловна Иванова провела беседу на тему «Мудрость женского счастья».
На встречу собрались родители воспитанников УКЦ «Родник».
Благодарим Нину Михайловну за интересную и полезную встречу!
Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы беседы.
«Мудрость женского счастья»
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два – одна плоть», [Быт.2,18-25].
Так Господь показал предназначение женщины: быть рядом с мужчиной и помогать ему.
ХХ век открыл перед женщинами невиданные прежде возможности: равные права с мужчинами, возможность учиться, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. Времени у женщины стало хватать на все, кроме семьи. Измененияобраза жизни женщины стало приводить к разводам. Разводы коверкали детские судьбы. Дети, вырастая, копировали родителей. Одно поколение за другим втягивалось в порочный круг. Эта цепочка получила название «родовой сценарий».
Статистика неутешительна:
✦ Ежегодно 400 тыс. детей остаются без отцов
✦ Из 10 случаев разводов - в 7 случаях инициатор женщина
✦ На 100 девочек рождается 105 мальчиков
✦ Уже к 30 годам жизни число мужчин и женщин сравнивается
✦ К 40-летнему возрасту на 1000 мужчин приходится 1700 женщин
✦ К 75 годам наступает одиночество женщин: численность мужчин снижается до трети от женской
По данным статистики, средняя продолжительность жизни мужчин ниже, чем женщин. Мужчина гораздо более уязвим для большинства болезней и чаще, чем женщина становится жертвой несчастных случаев и войн в молодом возрасте. Женщины более жизнестойки. Их организм способен переносить длительные нагрузки и нервные напряжения. Становится актуальным призыв: "Берегите мужчин и помогайте им выходить из трудных психических состояний и перегрузок".
Так что же воспитывать в девочках: активность и независимость или мягкость, уступчивость и сострадательность? Научные исследования доказали, что основные нравственные качества в девочках (чистота, забота о детях и семье) заложены с рождения. Задача родителей – сохранить эти качества в девочке, чтобы она смогла проявить их в нужный момент.
Конечно, окончательный выбор за родителями, но он должен быть осознанным и ответственным. Родители должны отчетливо представлять перспективы своего выбора.
Мальчики, напротив, с рождения не имеют внутреннего понимания мужских качеств. Их задача и задача их родителей состоит в том, чтобы по мере взросления развить эти качества, преодолевая трудности и препятствия.
Так что же воспитывать в мальчиках? В первую очередь мамам во взаимоотношениях с мужьями следует проявлять настоящую женскую природу, подавая этим пример сыновьям, и воспитывая в них ответственность.
Мужчина – это, прежде всего, умение взять на себя ответственность за своих близких, умение преодолевать трудности на пути к цели, целеустремленность.
Сегодня многие молодые мужчины в быту проявляют качества подростка: предпочитают сидеть в интернете, смотреть фильмы, тусоваться. Если же женщины при этом, заменяя мужей, начнут осваивать их функции, то они могут покалечить своих мужчин. Рядом с такими женщинами они потеряют стимул развиваться и останутся мальчишками.
Мужчина по своей природе лидер, ему нужен тот, о ком бы он заботился. И именно женщина создает заказ для мужчины «быть мужчиной». Ели женщина не ожидает руководства и помощи, она ломает мужчину.
Если же мужчина заботится о женщине, покровительствует ей, дает защиту внимателен к чувствам, то и женщина отбросит своё стремление к независимости. К сожалению, большинство современных мужчин не обладают такими качествами, и у женщин возникает склонность к самостоятельности. Следует помнить, что, когда такой мужчина строит отношения с женой, то при этом он подает пример и дочери, и сыну.
Чтобы разорвать этот порочный круг, каждому следует стремиться к своим естественным качествам, и этим будет оказана помощь своему супругу.
Девочка в процессе взросления проходит три этапа:
1. девочка превращается в девушку
2. девушка становится женщиной
3. женщина становится бабушкой
На этапе взросления, когда девушка становится девушкой, могут возникнуть проблемы с мамой. Если мама сама не прошла процесс взросления, застряла на этапе девочки, то она и не сможет принять взросление дочери. Тогда процесс взросления может пойти двумя путями: протест или подавление женской сущности дочери со стороны мамы.
Если девочка пойдет по пути протеста, то внешне это будет проявляться в форме вызывающей сексуальности. А как следствие этого жизненного сценария – неуверенность в своей женской сущности, несколько браков, трудность в выстраивании глубоких отношений.
Если же девочка подчинится маме, и не будет развивать свою женственность, то она застрянет в образе «послушной девочки». В этом случае её жизненным сценарием будет:
1. Она станет трудоголиком, заменяя мужа для своей мамы
2. Станет для всех спасательницей и защитницей с лозунгом «живу не для себя, а для других»
3. Останется вечной хорошей и послушной девочкой, являя диссонанс между внешним обликом и своим возрастом
На этом же этапе могут возникнуть конфликты с папой. Если отношения мамы и папы не гармоничны, то папа свою мужскую энергию направит на дочь. И тогда уже папа будет транслировать дочери следующие сценарии:
1. Ты – принцесса, лучше всех. Никто тебя не достоин.
2. Ты такая же, как я, и я научу тебя всему. Другие мужчины тебе не нужны.
На этапе создания семьи, когда девушка превращается в женщину перед ней, стоят следующие задачи:
1. Построение жизненного пространства, своего «государства»
2. Обретение статуса жены, матери
3. Построение взаимоотношений с мужем
На этом этапе могут возникнуть следующие трудности: девушка может не обрести статус жены, не захочет функционировать в своих женских ролях: жены, матери, хозяйки. Иногда соперничает с мужчиной, не доверяет ему. Как следствие – возникают конфликты с мужем.
Не обретается статус матери, продолжателя рода. Сама женщина не относится с уважением к семье мужа, не может отделиться от своих родителей. Могут возникать конфликты со свекровью. Сценарий – вечная девушка.
При переходе на следующую стадию развития женщина – бабушка могут возникать конфликты с дочерью или невесткой. Если женщине не удалось отстроить свое царство-государство, то она будет всячески вмешиваться в жизнь своих детей. Хочет стать царицей в их государствах. Жизненный сценарий: вмешательство и навязывание себя вместо помощи и направления.
Итак, хоть мужчина и женщина «одна плоть», но между собой они заметно разнятся. Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской пол ориентирован на прогресс (мужчины по врожденным признакам имеют значительно большее разнообразие). При всех изменениях среды, в том числе и социальных больше страдают мужчины.
Женщинам необходимо учитывать особенности мужской психологии.
✦ Это – природная потребность в лидерстве и покровительстве.
✦ Это – социальная миссия мужчин. Они не могут жить только интересами семьи, у них должно быть бескорыстное значимое дело, направленное на благо других.
✦ Мужчина менее разговорчив, поэтому любовь выражает через поступки, дорогие подарки.
✦ Мужчина не может долго выдерживать эмоционального напряжения, ему надо сразу действовать. Поэтому не стоит загружать его эмоциональными проблемами.
✦ Мужчина может делать только одно дело единовременно! И пока он его не сделал, то лучше его не трогать.
✦ У него не развито периферическое зрение. Он смотрит вперед и вдаль.
А женский организм, в отличии от мужского, способен выдерживать длительно эмоциональные нагрузки и нервные напряжения, сглаживать острые углы У женщины высокий уровень саморегуляции. Она более эмоциональна, терпима, внимательна, осторожна, интуитивна.
Женщина в отношениях с мужчиной часто берет на себя роль матери. Но мужчине нужна не мама, а женщина, которая будет им восхищаться, советоваться, слушаться. Мужчине может надоесть такая опека. Ведь подросток в определенный момент хочет обрести самостоятельность и уйти от опеки. Так же и мужчина может уйти от опеки в работу, алкоголь или компьютерную зависимость.
Какие же существуют правила принятия мужчин?
Первое и главное – это предоставление мужчине свободы быть собой и отказ от попыток совершенствовать его. Правильно принять достоинства и недостатки мужчины, потому что Вы тоже не совершенны.
Следует избегать сравнения с другими мужчинами, а фокусироваться на его лучших сторонах. Выражать восхищение мужчиной.
В общении с мужчиной должна отсутствовать позиция: «Я знаю лучше!».
Есть три основные потребности мужчины:
1. Функционировать в своей мужской роли главы семьи, защитника и кормильца
2. Чувствовать нужду семьи в том, чтобы он выполнял эту роль
3. Превосходить женщину в этой роли
Главные составляющие женственности — это не её внешние данные.
Первая и главная – демонстрируйте потребность в мужской заботе и защите. Получайте удовольствие от исполнения женской роли. Не соперничайте с мужчинами, откажитесь от демонстрации силы. Если же возникнет потребность в выполнении мужской работы, то сделайте ее «по-женски», т.е. так, чтобы у мужчины возникло желание помочь Вам.
Для гармонизации семейных отношений необходимо помнить, что женские и мужские роли в семье различны по функциям, но одинаковы по значимости.
Равенство позиций заключается в том, что каждый выполняет свои семейные функции и уважает вклад партнера.
Мужчины решают внешние вопросы жизнеобеспечения семьи: Глава семьи, защитник и кормилец.
Женщина заботится о внутреннем пространстве; женские роли – жена, мать, хозяйка.
Важно понять, что жизнь в семье — это наука, и она имеет строгие законы. Если мы не считаемся с этими законами, мы не обретем того, что ищем в семейной жизни.
«Жены учитесь решать вопросы без истерик. Помогите мужчине почувствовать себя главой семьи. Не унижайте и не упрекайте его, а чаще с ним советуйтесь. И детей воспитайте так, чтобы на любую ситуацию было папино мнение. Должно быть так, как он скажет» [монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук].