4/5 июня 2022 года, в 7-ю Неделю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора, Попразднство Вознесения, настоятель Спасо-Парголовского храма протоиерей Роман Ковальский возглавил Всенощное бдение и Божественную Литургию в Исаакиевском соборе, ключарем которого он является.













В Спасо-Парголовском храме было совершено Всенощное бдение и три Божественные Литургии, за которыми молились и причастились Святых Христовых Таин многие прихожане.











В седьмое воскресение после Пасхи, Церковь вспоминает святых отцов, участвовавших в Первом Вселенском Соборе.

С четвертого века гонения на христиан прекратились. Но внутри самой Церкви стали возникать ереси - учения, расходящиеся с полнотой Церковного знания. Одной из опаснейших ересей того времени стало арианство. Арий создал свою теорию, согласно которой Сын Божий не Единосущен Отцу, занимает подчиненное ему положение. Святой равноапостольный император Константин, чтобы разобраться в вопросе, решил созвать Вселенский Собор. По его приглашению в триста двадцать пятом году в город Никею, близ Константинополя, собрались триста восемнадцать епископов. Они представляли христианские Церкви разных стран. Среди прибывших было много исповедников, пострадавших во время недавних гонений. Участниками Собора стали также великие учителя Церкви - святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, святитель Афанасий Великий и другие. В своей речи император сказал: «Несравненно прискорбнее для меня всякой войны... внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».

Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил еретика по щеке. Этот эпизод изображен над иконостасом Никольского придела Спасо-Парголовского храма.

Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана – омофора и заключили в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая: многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Отцы Собора освободили свт. Николая из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого угодника Божиего.

По преданию, на Первом Вселенском соборе другой великий угодник Божий, святитель Спиридон Тримифунтский наиболее зримо и ясно показал единосущность Бога Сына с Богом Отцом. Обратившись к Господу всем сердцем, святитель взял кирпич и сжал его рукою так, что вверх из руки поднялось настоящее пламя, а вниз стекла струя воды. В руках чудотворца остался комок глины. Это было настоящее чудо, и арианам было трудно найти ему объяснение. По словам одного философа, из уст этого старца вместо доказательств от разума исходила особенная благодатная сила, и ей невозможно было противиться. Его простые слова убеждали сильнее самых красивых и умных фраз.

Учение Ария было опровергнуто, Собор утвердил православный Символ веры, в котором говорится о единосущности Бога - Отца и Сына. Собор также принял решения по вопросам церковного управления и дисциплины и рассмотрел вопрос о дне празднования Святой Пасхи.

Тропарь Недели святых отцов I Вселенского Собора, глас 8

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак Недели святых отцов I Вселенского Собора, глас 8

Апо́стол пропове́дание, и оте́ц догма́ты,/ Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины,/ истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.