19 апреля 2024 года в школе Спасо-Парголовского храма состоялась беседа для родителей на тему «О значении духовнического руководства в становлении христианина» (в детском и взрослом возрасте).
Беседу провел духовник и законоучитель школы протоиерей Александр Зелененко. На встречу собрались родители воспитанников разных возрастов УКЦ «Родник».
Благодарим отца Александра за интересную и душеполезную беседу!
Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы беседы.
«О значении духовнического руководства
в становлении христианина»
Как найти духовного отца и жить под его руководством
«Духовный отец есть как бы Ангел, посланный с неба возвещать человеку повеления Божии». /Св. прав. Алексий Мечев/
Духовная жизнь человека – самая важная, сложная, судьбоносная и ответственная часть нашей жизни, в которой недопустимы эксперименты, а подмены опасны и страшны. В конечном итоге от ее качества и степени богоугодности, будет зависеть ответ перед Богом и участь души за гробом.
Наша самость - горделивое самолюбие (слышание себя и своего «я»), самомнение («я не таков как прочие человецы…»), самонадеяние («я и сам могу, я справлюсь»), от которых рождается своеволие, самочиние и самоуправство, как основание к греховному произволу жизни, привели ко греху наших прародителей, и постоянно приводит всех нас.
Чада духовные подобны малым детям, не способным без помощи взрослого научиться ходить, говорить, мастерить и правильно жить. Также отсутствие руководства и самопредоставленность детей без всякой подотчетности взрослым, приводит часто к печальным последствиям…
Почему необходим духовный поводырь
1. Духовный наставник необходим для постоянного совета, наставления и руководства на пути спасения.
Как путнику, идущему по неведомому пути через топи, леса, горы и болота, необходим проводник, посох, компас, карта и различное снаряжение, так
и христианину, особенно новоначальному, необходимо духовное руководство.
Без опытного духовника легко заблудиться, забрести в тупик, впасть в состояние прелести и погибнуть. Он помогает правильному пониманию и ориентации в Священном Писании и святоотеческом наследии, упреждает ревность не по разуму, и обретению во всех разделах духовной жизни и отношений правильной, разумной мере.
2. Мудрый руководитель беспристрастно помогает человеку увидеть и познать свои слабости, пристрастия, страсти, страхи и грехи.
3. Через покаяние духовник ведет к очищению от грехов, примирению с Богом и людьми.
4. С помощью наставника можно намного быстрее продвигаться и добиться успехов во всех областях духовной жизни.
5. Чаще всего проблемы, возникающие на поприще спасения, возможно, благополучно решить благодаря советам духовника.
Духовник. Духовный отец. Старец.
Современное духовничество является преемником древнего старчества, зародившегося среди монахов египетских пустынь.
Согласно свт. Феофану Затворнику: духовник – это священник, у которого исповедуются, духовный отец – тот пастырь, чьими советами и наставлениями руководствуются в жизни.
«Исповедоваться можно у любого священника, но руководствоваться необходимо советами кого-то одного» - говорил подвижник ХХ века архимандрит Серафим (Тяпочкин).
Старцы – это подвижники благочестия, которые посредством своей праведной и богоугодной жизни достигли Божественных даров и откровений в попечении о людях. Поэтому могут считаться опытными и прозорливыми наставниками от Бога.
«Духовный отец направляет на путь спасения, а старец ведет по этому пути» /Иван Михайлович Концевич/
Каким образом строятся отношения старца и его чада?
Между ними, можно сказать, заключается духовный договор: старец берет на себя обязанность спасительно окормлять душу ученика, а тот отдает себя в полное послушание старцу, отсекая свою волю во всех жизненных обстоятельствах.
Взаимоотношения между истинным старцем и настоящим учеником, часто описываются как идеальные. В отношении к своему духовному отцу нужно ориентироваться именно на них, избегая разного рода пристрастий, вражьих внушений, излишних притязаний.
Не помышляй о старце, но ищи хорошего духовного отца.
Жизнь по совету
Не у всех и не всегда есть возможность обращаться за назиданиями к опытному духовнику. Поэтому важно знать правила «жизни по совету».
1. Святитель Игнатий (Брянчанинов) рекомендовал человеку, который не имеет духовного наставника, руководствоваться «в деле спасения Священным Писанием и писаниями Святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий».
2. «Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайнею осторожностию и осмотрительностию», - предупреждает святитель Игнатий. Необходимо сверять советы с евангельскими заповедями и святоотеческими наставлениями.
3. Хотя «жизнь по совету», по слову святителя Феофана Затворника, «бесхитростна и смиренна», ей свойственны существенные недостатки. Поэтому нужно искать опытного духовного руководителя.
Как найти духовного отца?
«Кто ищет духовного отца, должен искать человека, который родился духовно и сознательно знает Бога и Отца своего, чтоб он родил духовно и его и сделал воистину сыном Божиим». /Преп. Симеон Новый Богослов/
Идеальный духовный отец - это человек святой жизни. Но святых во все времена мало, поэтому лучше не предъявлять завышенных требований к духовнику, а выбрать из тех, кто есть. «Достаточно, чтобы духовный отец был человеком благочестивым, рассудительным и опытным. При этом он должен иметь желание и возможность руководить духовным чадом». /Еп. Петр (Екатериновский)/
Святитель Феофан предупреждал, что «всегда есть опасность попасть вместо истинного руководителя на ложного и потерпеть потом вместо пользы вред, вместо спасения гибель».
Как отличить истинного наставника от ложного?
По слову Симеона Нового Богослова, характерной чертой истинного духовного отца является отеческая любовь.
Старец Паисий Афонский говорил: «Доказательство истинности духовного состояния духовника - то, что он к самому себе очень строг, а к другим - снисходителен».
Нас окружают разные духовники. Они отличаются между собой характером, опытом и степенью духовного совершенства. Кого же из них выбрать в наставники? Главное правило - обращать внимание не на его ум, характер и образование, а на его веру, добродетельность и твердую приверженность церковному учению.
Как искать духовного отца?
«Смиренному же поможет Господь, и если нет опытного наставника и он будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь». /Прп. Силуан Афонский/
1. Важно постоянно молиться о даровании духовного отца.
2. Можно обратиться за советом к духовно опытным знакомым христианам.
3. Хорошо выбрать наставника среди приходских священников.
«Вопрос - где и как найти руководителя - решается сам собою. Возьми того, кого Бог послал, и ему вверься». /Свт. Феофан Затворник/
«Лучше иметь духовника там, где живешь, потому что духовник, как врач… Врач должен быть рядом» /Преп. Паисий Святогорец/.
4. Полезно присмотреться к духовным чадам. Часто чада бывают похожи по духовному складу на своего наставника. Важно, чтобы этот склад отвечал психологическому типу и духовным наклонностям ищущего.
К духовникам и их чадам можно вполне отнести евангельское изречение: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7: 16-18). «Каков поп, таков и приход», гласит народная поговорка. Но «стадо не без паршивой овцы».
5. В поисках духовника можно ориентироваться на собственную интуицию. Но с осторожностью.
«Свой своего всегда найдет… Бог приведет к истинному наставнику того, кто искренно и от всей души ищет спасения» /Преп. Лев Оптинский/.
Также с осторожностью относиться к восторженным почитателям невесть откуда взявшихся старцев, рассказам об их чудесах и прозорливости.
6. Для тех, кто долго не может найти духовника.
«Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей». /Игумен Никон (Воробьев)/.
«Нам не столько нужны святые старцы, сколько святое послушание. Вот чего нам не хватает. Разве все великие святые нашей Церкви имели святых старцев? Нет! Но они имели святое смирение и святое послушание, поэтому и стали святыми». /Архимандрит Епифаний (Феодоропулос)/.
О послушании духовному отцу
Первородный грех заключался в ослушании прародителями заповеди и воли Божией, поэтому исправление наше заключается – в послушании Богу и Его всеблагой воле через Заповеди, Церковь – ее уставы, священноначалие и избранного нами при содействии Божием духовного руководителя.
Послушание – сущностно определяется как последование услышанному: условием которого является – проникновенное слышание другого, (которое возможно при его почитании) в данном случае духовно старшего и опытного, своего духовного руководителя или духовника.
Научаясь слышанию воли человеческой и подчиняя ей волю свою – как воле Божией, человек преодолевает собственное своеволие и самочиние, предуготавливаясь тем самым к слышанию и исполнении воли Божией самостоятельно; сначала в малом, затем в большем и во всем.
Весь строй христианской Церкви основан на строгом послушании:
✦ Господа Иисуса Христа – Богу Отцу;
✦ Апостолов и их преемников епископов – Духу Святому и соборному разуму Вселенской Церкви (Деян. 16:7; 15:29); «Духу Святому изволися и нам…», как говорили святые отцы Вселенских соборов.
✦ Пресвитеров (священников) – епископам;
✦ Всех христиан – священникам, духовным отцам, старшим и друг другу в Господе.
Иисус Христос, пример послушания, до 30 лет был послушен родителям, затем – служил Отцу Небесному. «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38).
Отличительные черты истинного послушания
1. Доверие - духовному руководителю своему в такой мере, чтобы смотреть на него, как на Самого Христа, и как Христу повиноваться ему.
2. Добровольность.
3. Сознательность.
4. Честность – т.е. следовать истине и в деле, и в слове, и в точном исповедании помыслов.
5. Не прекословить и не спорить с духовником.
6. Искренно, точно и полно без утайки все исповедовать духовному наставнику.
Жизнь под руководством духовного отца
1. «Свою борьбу, добродетели и свое душевное устроение надо скрывать ото всех, открывать только духовнику или человеку духовно опытному, иначе можете и себе сильно повредить, и других соблазнить». /Игумен Никон (Воробьев)/
2. С духовным отцом нужно советоваться по всем вопросам, способным повлиять тем или иным образом на дело спасения.
3. Нужно быть откровенным с духовным отцом.
4. Нужно не только просить молитв у духовного отца, но и самому молиться о нем.
5. Первые слова духовника, сказанные в ответ на вопрос, - от Бога. Именно в них заключена Его воля.
6. «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62). Тот, кто не готов исполнить совет духовника, никогда не получит через него ответ от Бога.
7. Лучше совсем не просить совета у духовника, чем, выслушав его, не исполнить. В последнем случае мы искушаем не только своего наставника, но и Самого Бога.
8. Духовные чада получают пользу от наставлений духовного отца по мере их веры. «Кто приходит с малою верою, получает малую пользу, а кто с великою - великую». /Преподобный Антоний Оптинский/
9. Тому, кто встретил благодатного духовного отца, важно стараться побольше впитывать его благочестие, чем отягощать его своими, подчас праздными, вопросами.
10. Никому не нужно рассказывать о наставлениях духовного отца. Для других людей эти советы могут оказаться не только бесполезными, но даже вредными, так как совсем не учитывают обстоятельств их жизни.
Переход от одного духовного отца к другому
1. Если духовник скажет, что не может дальше окормлять чадо, не нужно обижаться и отчаиваться, но со смирением искать другого наставника, ибо остаться вообще без духовника - самый худший вариант из всех возможных.
2. Необоснованная смена духовника - это негативное событие в жизни христианина. Старец Паисий Афонский говорил: «Нехорошо менять духовников. Посмотрите на здание, в строительстве которого непрерывно менялись архитекторы и инженеры. Разве может оно быть в порядке?»
3. Демоны ненавидят богоугодное духовничество и всеми путями пытаются увести чадо от духовника. Если наставник в чем-то несовершенен, это не является причиной того, чтобы уйти от него. Господь восполнит недостаток опытности, таланта и рассудительности духовника, если увидит в чаде искреннее желание спасти свою душу под его руководством.
4. Иногда человек уходит от своего духовника из-за того, что наставник перестает понимать его. Нужно постараться найти причину возникшего непонимания.
5. Не нужно стремиться найти себе духовную няньку, если духовник требует что-то, как от духовно зрелого человека.
6. «Духовное преуспеяние подвизающегося зависит не от того, насколько хорош духовный отец, но от того, насколько чисты помыслы послушника». /Старец Паисий Афонский/
7. Все богомудрые подвижники благочестия едины во мнении, что смена духовного отца должна быть исключительным случаем в жизни христианина. Если же такая перемена неизбежна, то она должна проходить благопристойно, как, впрочем, и все происходящее между верными чадами Церкви.
Духовная семья
1. Духовная семья - это все чада одного духовного отца. Такого рода семейство формируется около любого духовника.
2. В идеальной духовной семье должно быть такое же согласие, как в идеальной естественной семье.
3. Когда духовник сам целенаправленно формирует свое духовное семейство, единение его чад бывает более сплоченным, чем в семье, складывающейся по ходу церковной жизни.
4. Единство духовной семьи зиждется не на человеческих взаимоотношениях, оно носит сакраментальный характер. Более чем духовник его чад сплачивает в единую семью Сам Господь. Это духовное единство невидимо, но оно имеет несравненно большую ценность, чем любая человеческая общность.
5. Духовник должен оберегать свое духовное семейство от всякой привязанности к собственной личности, помня призыв святителя Игнатия: «Наставник, не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога».