Светлана Завьялова
Тридцатого августа в середине дня у памятника Пушкину на площади Искусств стали собираться очень серьёзные люди. «Пётр Первый», работающий здесь в этот день, пытаясь задержать молодых девушек, протягивал руку со словами: «Сударыня! Тур полонеза с царём!» Сударыни делали шаг в сторону и отвечали загадочно: «Мы спешим на молебен!» Молебен в Русском музее? Как это возможно? Оказалось, что возможно.
С далёких северных окраин города собралось более сотни прихожан Спасо-Парголовского храма, чтобы помолиться перед уникальной иконой 16 века Успения Божией Матери, ранее принадлежавшей храму, но в 60-е годы признанной народным достоянием и перевезённой в запасники музея. Прихожане храма увидели ее впервые.
Долог был путь к этой встрече: поисковая работа в архивах, переговоры, письма, разрешения, благословения …Движение на встречу с иконой началось в верующем сердце неравнодушных людей, активистов прихода Олега Куликова и Игоря Лебедева. И вот уже потекла людская река вверх по лестнице Михайловского дворца, вот уже замелькали удивленные лица вахтеров. Это удивление свидетельствовало о необычности происходящего здесь. «Миленькие, да как же вы поместитесь?» «Это нас еще мало, знаете, какой у нас приход?» Вход только по приглашениям. Их было напечатано 120. Счастливчики, которым достались билеты, заполняли залы и коридоры музея. Еще одна лестница вверх и мы оказываемся в храме, напоминающем круглую фарфоровую шкатулку. В центре на аналое – икона, собравшая всех. О ней написано множество научных статей, т.к. она является мировым культурным достоянием. Описание ее было размещено в издании «Историко-статистические сведения о С.- Петербургской епархии» за 1883 год : «икона Успения Божией Матери, вырезанная из целой (мамонтовой!- ред.), не склеенной кости. Длина ея 13 вершков, а ширина-9. Кость наклеена на деревянную, очень старую, по местам растрескавшуюся доску. В середину иконы врезаны частицы мощей св. Андрея Первозванного и св. Василия Великого».
Вошли, выстроились. Несколько минут напряженного молчания, шарканья подошв, покашливания. Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Олег Скобля обращается ко всем: «Мы впервые видим здесь столько народу. Спасибо, что вы добились, не отступили, что пришли сюда…»
«Царю Небесный» грянули так, что, казалось, задрожали своды. Сквозь застекленный купол смотрело небо. Оно отражалось на футляре, защищавшем икону, на гладких колоннах, даже на лицах молящихся людей. Во многих глазах блестели слезы оттого, что невозможно вместить невместимое, но когда оно стучится в сердце – от радости плачут глаза. «Едиными усты» пропели акафист. Дети стояли как солдатики, только иногда чей-то звонкий голосок звучал, опережая хор. И вот уже под пение «Царица моя преблагая» с земными поклонами начали подходить к иконе.
Мы беседуем с человеком, которому во многом обязаны этой встречей со святыней, Олегом Куликовым, историком Спасо-Парголовского храма: «Возобновляя некогда прерванные молитвословия перед этим образом, мы восстанавливаем духовное звено цепочки связи современности с былой царской православной Русью, мы ощущаем свою духовную связь не только с парголовскими жителями, но и с сердцем древней Руси, с Владимиро-Суздальскими землями, откуда был перенесен образ».
Протоиерею Олегу Скобле, наверное, еще не раз предстоит решать этот спорный вопрос: кто имеет больше прав на уникальные памятники религиозного искусства: музеи или храмы. Случай с иконой Успения, которую прихожане стали называть Парголовской, помог выработать специальный алгоритм. Чтобы не подвергать старинные иконы рискованным путешествиям в разные храмы города, их нужно оставить на территории музея. А верующим дать возможность беспрепятственно молиться перед ними. Если путь к домовой церкви в здании Михайловского дворца проходит через сложные лабиринты музейных запасников, то в церковь Михайловского (Инженерного) замка можно попасть с улицы. Перенеся почитаемые иконы туда, можно сделать их одинаково доступными и для любопытного взгляда приезжего туриста и для молитвы воцерковленных людей.