Протоиерей Роман Ковальский, ключарь Исаакиевского собора, настоятель Спасо-Парголовского храма и храма Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших, сослужил митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию в Исаакиевском соборе.

В Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, 14 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь протоиерей Роман Ковальский с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.





Пели богослужебный хор собора под руководством Марии Сенчуровой, молодежный и детский хоры под управлением Ларисы Христич.

"Мы продолжаем наслаждаться пасхальной радостью, потому что общение с Господом - всегда радость, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня мы слушали евангельское чтение о радости, которую испытала самарянка. Христос, шел из Иерусалима в Галилею и проходя область Самарию, остановился у колодца близ города Сихарь, чтобы утолить жажду. Там состоялась беседа с женщиной, из которой мы много черпаем для себя полезного. Мы видим, что Господь сам желает говорить с людьми. Значит, мы тем более должны стремиться к общению с Ним. Разговор начался о простой воде, Спаситель попросил самарянку дать Ему попить, а потом перешел к рассуждению о живой воде - общению с живым Богом. Тот, кто общается с Ним, всегда живой. Нам надо все время стремиться к общению с Богом, если мы перестаем это делать, то постепенно умираем, порой даже не замечая. Вроде не вид живые люди, а внутри пустота. Особенно явно это общение происходит в храме за Божественной литургией, когда мы вдумчиво молимся и причащаемся Святых Христовых Таин. Господь на равных говорит с самарянкой, хотя в то время это было невозможно в еврейском обществе. В Священном Писании особенно Ветхого Завета нередко можно встретить такие слова: было столько-то людей, не считая женщин и детей. И в наше время женщины часто в жизни на втором месте, их не всегда слышно или видно. А здесь Бог на равных беседует с чужестранкой. У Господа все люди равны, где бы они ни жили - в Самарии, Австралии, Канаде, России. Для Него дороги все души и нет иностранцев, а все - родные, которых Он создал. С каждой душой Он общается на равных и принимает ее такой, какая она есть. Такую Он принял Марию Египетскую, такого принял гонителя христиан, ставшего апостолом Павлом. И когда Бог нас принимает, мы не можем говорить, что общаемся с Ним, живя распутно. Такого не может быть. Если с Богом общаешься, то стремись к святости, совершенству, исполнению воли Его. Вот чего Господь от нас хочет. Не нужно притворяться, что мы хорошие. Он нас всех насквозь видит - все наши немощи, помыслы и пристрастия. Какие мы есть, перед Ним и предстоим. Надо просить у Него прощения за свое несовершенство".

"Каждый из нас тоже может быть колодцем, и к нам может кто-то прийти и попросить воды живой. Мы обязаны дать кружку воды - доброе слово. Своим поведением мы привлекаем или отталкиваем людей. Если у нас хорошее, благочестивое поведение - люди к нам тянутся, а если у нас отвратительный, недружелюбный характер, когда мы только свое мнение считаем правильным, не прислушиваясь к другим, никто с нами не будет общаться или дружить. Надо быть добрыми, отзывчивыми, сердечными, приветливыми, доброжелательными. Тогда у нас появляется много людей, знакомых, желающих с нами общаться. И Господу приятно, когда мы общаемся, живем в мире и радости, действительно являемся христианами по делам, а не по словам. Бог ждет от нас в эти пасхальные дни как можно больше добрых дел - свидетельств того, что мы верим в воскресшего Христа, живем с Ним, радуемся общению с Ним", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона святых Кирилла и Мефодия. Правящий архиерей преподнес ключарю и директору музея по сувенирному пасхальному яйцу.

Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.

СПб митрополия
Фото: Станислав Марченко