20 сентября Театральный коллектив творческого объединения «Образ» Спасо-Парголовского храма показал спектакль «Одна ночь» по блокадной пьесе Евгения Шварца в музее «Дорога жизни».
Переговоры с этим уникальным местом, филиалом Центрального Военно-морского музея имени императора Петра Великого, велись почти год, дата уже была назначена, но вмешался карантин. И вот, с открытием сезона, а сентябрьские дни в музее – особенные, 12 сентября – начало навигации по Дороге жизни, мы наконец смогли представить свою работу.
Из статьи на сайте музея: «Зрителями на этот раз были военнослужащие по призыву Вагановского гарнизона. Боль, страх, тяжесть блокады, любовь к Отечеству и патриотизм прошли красной нитью через весь спектакль».
Честно сказать, перед военными, пусть и совсем молодыми, мы показывали спектакль впервые, и, хотя выступали перед самыми разными аудиториями, конечно, было волнительно, как воспримут такую далекую по времени историю молодые ребята, солдаты срочной службы. Зал смотрел и слушал на одном дыхании, и это очень помогало. В заключительном слове заведующий филиалом ЦВВМ «Дорога жизни» В.С. Березняцкий сказал трогательные слова о том, что история, показанная со сцены, близка сегодняшним нашим зрителям еще и потому, что у них дома так же остались мамы, которые ждут и волнуются за них.
Страницы «Одной ночи» словно ожили в этот раз не только на сцене. За окном простиралось то самое озеро, по льду которого почти 80 лет назад шла в осажденный город героиня пьесы… И стояли те самые машины, на которых везли в Ленинград хлеб …
После спектакля ведущий научный сотрудник музея Лариса Коповая провела для нас экскурсию по экспозиции, которая сама по себе потрясающая, а от эмоционального рассказа о событиях тех лет, о том, сколько людей, ученых, рабочих, военных в прямом смысле совершали ежедневный подвиг на этой уникальной, единственной в истории человечества дороге, наворачивались слезы. Как оказалось, бабушка нашего гида сама работала на ледовой трассе, нося под сердцем отца Ларисы. Вся их семья жила в Осиновце.
Невероятно, но там, на этом берегу Ладоги, куда мы ехали по дороге с километровыми вехами Дороги жизни, история приблизилась вплотную, ведь это был тот самый берег, откуда пускались в долгое и страшное путешествие машины с открытыми дверцами кабин, заполненные истощенными ленинградцами, которые не знали, доберутся ли они до спасительного другого берега, но знали, что тысячи людей, таких же измученных, как и они, круглосуточно делали совершенно невозможное, не совместимое с обычными человеческими мерками дело. Дело спасения. Для того, чтобы и нынешние поколения знали об этом тоже, и создан Музей, у которого самый простой на свете адрес: шоссе Дорога жизни, 58.