В День памяти жертв политических репрессий, 30 октября 2021 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашово.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников, протоиерей Владимир Сорокин, настоятель протоиерей Роман Ковальский с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.

Чтец храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголове Сергей Ковалев был рукоположен во диакона.

Было совершено славление новомученикам и исповедникам Церкви Русской.





Митрополит обратился к верующим с проповедью.

"В Русской Православной Церкви сегодня повсеместно совершаются заупокойные богослужения в память людей, которые в годы лютых гонений показали себя истинными православными христианами, - сказал владыка в проповеди. - Господь предсказывал, что на Него будут гонения. Если Его гнали и распяли, то так будет и с Его последователями. В XX столетии к власти пришли люди, которые поставили целью построение общества без Бога. Ввели атеизм как часть программы построения "счастливого будущего", в котором верующим места не находилось. А верующих было девяноста процентов. Что делать с ними? Начались гонения на веру. Первым новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, который погиб сразу после революции. Потом происходили случаи, когда власть отбирала храмы, мощи и другие святыни. Люди вставали на их защиту. Были те, кто не смирился с кощунствами власть имущих. Патриарх Тихон в первый год правления обратился к безбожной власти, чтобы она прекратила гонения, остановила разбой и братоубийственную войну. Но никто не послушал его, наоборот, гонения на Церковь усиливались. Господь предсказал: "Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф. 10:32). Эти слова помнили многие истинно верующие, поэтому не отрекались, не снимали кресты. Но были те, кто устрашились, потому что безбожная власть обещала смерть не признающим ее и не подчиняющимся. Тех, кто отрекся от Бога, тоже было много. И батюшки снимали рясы и кресты, шли работать бухгалтерами. Но все равно многие потом прошли через репрессии".

"Практически вся Церковь была уничтожена, она стала мученицей, - продолжил архипастырь. - Не только отдельные личности были героями, вся Церковь вырастила эти плоды, это сокровище небесное. Люди шли в тюрьмы, колонии, лагеря, шахты на муки, в холоде и голоде трудились. Не роптали, благодарили Бога за то, что Он признал их готовыми для Царствия Небесного. Те, кто оказались солью негодной, и здесь ничего не достигли, в Царствие Небесное не попали. Но те, кто остался солью и светом земли, прошли испытания. Я родился в послевоенное время и мне довелось видеть людей, которые прошли все эти пытки и муки, вернулись из тюрем. Они были образцовыми батюшками и прихожанами. Люди по двадцать лет сидели в тюрьме, но не потеряли силу духа. У них был мирный, любвеобильный дух. Они благодарили Бога за то, что Он дал им претерпеть за Него страдания. Для нас они были примером, вдохновляли нас. Потом наступили хрущевские гонения - не такие, как при Сталине, но это были моральные угнетения. С нас снимали крестики в школе, насмехались, проводили антирелигиозные занятия. Но уже не били и не сажали в тюрьмы. Нас поддерживали люди, которые прошли тюрьмы. Мы все претерпевали и понимали, что в будущем "земном раю" нам места нет, надо держаться Церкви. И шли в Церковь, поступали в семинарии".

"Мы благодарим людей, которые пострадали, претерпели муки, сохранили веру и сегодня молятся за нас на том свете. И мы за них должны молиться, ведь Церковь едина. И усопшие, и живые - это одна Церковь. Архиереи вернулись из тюрем и составили епископат. Потихоньку Церковь развивалась, восстанавливалась. Появлялись священники. Слава Богу, что мы дожили до времен, когда Церковь торжествует. При всех искушениях и испытаниях мы имеем множество храмов. И этот храм совсем недавно был построен. Отец Владимир Сорокин показал мне Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян. Там пять с половиной тысяч имен. А по всей России их в тысячи раз больше, почти каждая семья была репрессирована. Многие прошли тяжелые испытания. Господь всех просеял, и кто остался верным Ему, тот стал верным и для Царствия Небесного", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена Державная икона Божией Матери.



На мемориале состоялось возложение цветов, была отслужена заупокойная лития.





Храм Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, был возведен в 2017 году в память о жертвах репрессий, захороненных в Левашове. 12 мая 2018 года малое освящение совершил Святейший Патриарх Кирилл. Великое освящение совершил в сентябре того же года митрополит Варсонофий.

2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о проведении "операции по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников". Одновременно развернулась операция против "шпионов и диверсантов". Был введен в действие приказ НКВД о репрессиях в отношении "жен изменников Родины" и их детей. По официальным данным, в 1937-1954 годах в Ленинграде расстреляли 46 тыс 771 человека, тела свозили на Левашовскую пустошь и кладбище Памяти жертв 9 января. Среди расстрелянных - около двух тысяч священно- и церковнослужителей. По архивным данным, девять человек, причисленных к лику святых, могли быть захоронены в Левашове. Это преподобномученик Арсений (Дмитриев), игумен Тихвинский, cвященномученики протоиереи Карп Эльб, Емелиан Панасевич, Иоанн Сарв, Александр Саульский, Николай Кулигин, иереи Василий Канделябров, Николай Дворецкий, преподобномученица игумения Иоанникия (Кожевникова).

Источник: Сайт СПб Митрополии