Анна Плещенкова

Память их в род и род.

Не раз об этом говорилось в вечер памяти АПЛ "КУРСК" 25 марта 2016 года, состоявшийся в Александро-Невской Лавре усилиями ТО "ЗАЖГИ В СЕБЕ СВЕЧУ".

В большей или меньшей силе и степени выражалась эта память – не столь важно. Каждый – в свою силу. Главное, что Жива и Высока Память молитвы, любви и благодарности Богу за честь иметь таких сыновей своей Родины.

...А мера у каждого – своя. Одна у матерей и вдов, другая у пробуждающихся для памяти зрителей, иная у выступающих. Всё это – труд по созиданию единства, присущий нашей опоре – Церкви. Как пела, проникая до самой глубины, Лилия Евсеева – КОРАБЛЬ СПАСЕНЬЯ, КРОНШТАДТСКИЙ СОБОР...

Сможем ли мы сохранить его – зависит от нас. Сидя в уютном, и, одновременно торжественном зале Святодуховского центра, видя столько светской молодёжи рода "курсант" и старших близких погибших, невозможно было не отдать мысленно честь тем, кто собрал их здесь. Дай им Бог услышать и понять церковное слово в этом вечере. Как наше слово отзовётся?... А на сцене были и им подобные, такие, как они, курсанты, такие, как их отцы – командиры, капитаны, такие, как их матери – матери и вдовы. Главное – понять, что сказать "Слава России" от души и честно можно только тогда, когда вначале скажешь: "Слава Богу!".

Ради этого создавалась и обстановка – непрерывный караул, минуты молчания с метрономом, горящие свечи, вдовы и матери. Хотелось и не хватало слов о той трагедии, которую мы старались вспомнить, и очень страшно было слышать перешёптывания в зале на тему: а что там произошло, что там было, что за "Курск" такой? Нам всем не хватает христианства, готовности принять чужую боль в свою душу, хочется отгородиться, говорить о своём, отвлекаться и развлекаться – те, кто выступали, честно боролись с этим тяготением, являя не только и не столько свой исполнительский уровень, сколько свою действительную православност – без неё, вне её невыносимо бремя памяти.

СТО ВОСЕМНАДЦАТЬ ВИТЯЗЕЙ МОРСКИХ!...(Ангелина Слободчикова) Мать капитана Станкевича. Вечность. "Отчаиваться не надо". Ольга Братчина – И ВХОДЯТ ТРОЕ..., соединяя нашу скорбь с дубом Мамвре. Валентина Осипова – ЕСТЬ ОТВЕТ, НО МЫ ЕГО НЕ ЗНАЕМ, БОГ СУДЬЯ И БОГ ТОМУ СВИДЕТЕЛЬ.





Отплясывающий морячок, Гриша Лашков. Боль, уходящая от себя в никуда – неровностью поемого, но это и было нужно – ведь у всех разная мера любви, самоотвержения, памяти и готовности к страданию. И так было весь вечер – возможно, в этом и был его определённый ритм... " Два капитана: первого ранга Александр Бадьянов и артиллерии в запасе Антоний Галицкий. Стихи первого ранга, песни запасного. Братство, мужество, любовь, полнота ответственности и красота обоих, готовая на крест спокойно, радостно и бодро- такого служения взыскует наша Родина, наша многострадальная Россия. И в этом был самый существенный итог: ВЕДОМО, ЧТО БОГ НЕ В СИЛЕ, А В ЛЮБВИ И В ГОРЕ (ст. Валентины Ефимовской)... Бадьянов – о связующем родстве всей истории подводного флота с Царём-Мучеником, прозой, Галицкий – пением, как православно прожитым итогом подвига, любви и боевой муки, которые стали во Христе - светом, и поэтому оно даёт укрепляющие силы, как и мужественные стихи Татьяны Егоровой, набатно чеканившиеся ей на вечере..









И ещё был гость вечера, Сергей Зыков. Он тоже стремится к связи, единству и памяти, своим умением и мастерской бодростью, сквозь которые чуть греет личное чувство, честное и искреннее, но взнузданное профессионализмом. Может быть, в такой связи тоже была кому-то нужда? Хочется, чтобы было меньше Магомаева, для Зыкова в этом вечере тоже была встреча – ведь он родом из Североморска. Может быть, мы ещё услышим в его устах новые песни о море – к примеру, с нового, морского диска Галицкого "Андреевский флаг"? Такие исполнители, как Зыков, создают классическую эстраду – подчеркну, именно эстраду, а не бардовский диалог. Что ж, эстрада тоже нужна, как более массовая территория повествования. А игла в сердце осталась, потому что ответ должны искать по предложенным числам, неожиданной была недосказанность этого вечера. Думайте! Ищите! Молитесь! Любите, и, любя, служите Богу, Церкви, Отечеству и ближним – а если Господь даст Православного Царя, то только такие будут достойными служителями для Него. Спаси всех Господь!