22 мая 2023 года в день Перенесения Честных мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Барград, исполняется 10 лет со дня кончины настоятеля нашего храма с 1995 по 2013 год протоиерея Михаила Владимировича Сечейко (05.04.1926 — 22.05.2013).
62 года — целую человеческую жизнь — предстоял о. Михаил перед престолом Божиим, вознося теплые молитвы за всех нас, за всех живых и усопших. Сколько исторических эпох сменилось за годы его служения!
Начинал батюшка в годы, когда свежа была память о жесточайших в истории гонениях на веру и Церковь, когда после кратковременной передышки вновь усилилось давление на Церковь атеистического государства и многие ревностные пастыри вновь оказались в заключении. Вспомним хотя бы митрополита Мануила (Лемешевского), митрополита Нестора (Анисимова), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Димитрия Дудко. Даже человек, давший Михаилу Сечейко рекомендацию для поступления в семинарию, протоиерей Матфей Крицук, ныне прославленный в лике священномучеников, был в 1950 году по ложному доносу арестован и погиб в заключении. Поэтому любой из избиравших путь служения Церкви в то время должен был быть исповедником произволением.
Затем был период не столь по видимости жестоких, но чрезвычайно изощрённых и болезненных для Церкви хрущевских гонений, когда давление на Церковь извне сопровождалось попытками разрушить ее изнутри руками и устами маловерных ее членов, в том числе из числа духовенства, по-видимому, не призванных свыше.
Затем был период ползучих гонений застойного периода, когда пастыри были связаны по рукам и ногам всевозможными письменными и ещё более устными инструкциями. Так что добросовестное исполнение пастырского долга требовало в то время немалого мужества.
Затем был период взрывного, беспрецедентного с константиновских времён роста Церкви, несший свои серьезные издержки и трудности.
Но как бы ни менялись времена, батюшка оставался равным самому себе, верным однажды принятому на себя долгу. Один Бог знает, скольких людей он поддержал своим словом и молитвой, скольких укрепил в тяжких скорбях, скольким он открыл Бога и красоту его Церкви. Не боялся он посещать своих чад, когда это было строго запрещено, а если и боялся, то понуждал себя чувством долга, хранил свою совесть чистой, не шел на сомнительное сотрудничество с нецерковными структурами, свидетельством чего служит то, что вполне способный к настоятельству, он стал настоятелем только на 45-м году служения, а также то, что во все время служения в Князь-Владимирском соборе он жил в коммунальной квартире.
Но Бог видел верность сердца Своего служителя, и приехавшему по его собственному признанию в наш храм умирать, дал 18-летнее плодотворное служение в качестве его настоятеля.
Всем нам памятна его лучезарная улыбка, его удивительно не по возрасту моложавое лицо, которое хочется назвать ликом, его удивительно ласковое обращение, иногда беззлобное ворчание, исходившее из желания, чтобы во всем был порядок.
Батюшка принял священство в день празднования в честь двух глубокочтимых православным народом икон — Почаевской и Петербургской Всех скорбящих Радости, и всегда очень почитал и любил Богородицу. Поэтому уместно в заключение вспомнить его замечательную стихотворную молитву, обращенную к Богородице, которая по сути дела представляет духовное завещание батюшки:
Покрый, Царице Преблагая,
Всех духовных чад моих
Чтоб любовь одна святая
Пребывала среди них.
Покрый от всякого их зла,
Царице неба и земли,
Чтоб только добрые дела
Творить всегда они могли.
Ты видишь, как я их всех жалею и люблю
Одной святой любовью без разбора,
Спаси их всех, Тебя молю,
Спаси от зависти, раздора.